Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:19, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, что Франция является единственной державой, расположившейся одновременно на территории как Северной, так и Южной Европы. Это единственное европейское государство, которое, несмотря на кажущуюся изоляцию на западе континента, может пытаться влиять на ситуацию на любом направлении европейского театра. Но ключевое слово здесь «пытаться». В то время как Франция находится в уникальном положении, для господства ей не хватает, особенно сегодня, размеров. Вследствие этого Франция почти всегда принимает участие, но редко является доминирующей силой в большой игре.
Содержание
Введение
Актуальность темы заключается в том, что Франция является единственной державой, расположившейся одновременно на территории как Северной, так и Южной Европы. Это единственное европейское государство, которое, несмотря на кажущуюся изоляцию на западе континента, может пытаться влиять на ситуацию на любом направлении европейского театра. Но ключевое слово здесь «пытаться». В то время как Франция находится в уникальном положении, для господства ей не хватает, особенно сегодня, размеров. Вследствие этого Франция почти всегда принимает участие, но редко является доминирующей силой в большой игре.
Франция как одна из колониальных держав всегда считалась весомой силой. Однако в результате Второй мировой войны, когда на первый план вышла Pax America, Французская республика едва не была исключена из числа «мировых держав». Это положение попытался исправить генерал Шарль де Голль, помощь ему в этом была оказана со стороны СССР.
Долго противостоять Pax America французские власти не смогли. Внутренние проблемы и неспособность их грамотно решить привели к отставке де Голля. А уже через пять лет во главе Франции встал представитель либеральных кругов. И несмотря на то, что впоследствии Пятую республику возглавляли и представители других политических движений, такого антиамериканского курса как когда-то это осуществлял генерал де Голль, французы уже не предпринимали.
Некоторое оживление французской самостоятельности произошло во время правления Жака Ширака (1995-2007 гг.), являвшегося по своим убеждениям «неоголлистом».
1. Особенности французской геополитики
С конца 1990-х и в 2000-е годы во Франции возникает множество геополитических центров, институтов и академий со своими изданиями, Интернет-сайтами, регулярной организацией конференций, коллоквиумов, симпозиумов. Практически каждая из таких структур имеет не только свое печатное издание, но и собственный сайт в Интернете, что позволяет значительно расширить сферу влияния за пределы профессиональных, академических или интеллектуальных кругов и распространить ее на более широкие социальные слои и, в частности, на молодежь. Одна из важнейших задач, которая при этом ставится, – привлечение внимания политических и военных структур, участвующих в выработке и принятии решений в области внешней политики (или влияющих на эти процессы), бизнес-сообществ, научной среды, широкой публики. Впрочем, ряд из указанных центров прямо или опосредованно связаны с подобными структурами: так, например, директор Европейской геополитической обсерватории Мишель Фуше одновременно руководит Центром анализа и прогнозирования французского министерства иностранных дел, входя, таким образом, в круг специалистов, мнение которых доводится непосредственно до руководителей внешнеполитического ведомства.
Другие являются консультантами МИДа (например, профессор университета Париж-2 Жиль Андреани – один из членов и основной докладчик Комиссии по подготовке «Белой книги о внешней и европейской политике Франции на 2008–2020 гг.»), советниками в законодательных органах власти (Франсуа Тюаль), имеют связи в военном ведомстве (генеральный секретарь Международной академии геополитики Э. Шопрад), ассоциированы с престижными военными учебными заведениями (Институт международных и стратегических исследований), аффилированы с НАТО (Международный институт геополитики М.-Ф. Гаро).
Геополитика проникает не только в военные учебные заведения, где она издавна пользовалась популярностью, но и в респектабельные исследовательские структуры, такие как, например, Французский институт международных отношений (IFRI), Практическая школа высших исследований (EPHE), Школа высших исследований в социальных науках (EHESS), Центр международных изучений и исследований (CERI). В ряде университетов создаются геополитические секции, отделы и кафедры, в рамках которых преподаются соответствующие учебные курсы, защищаются магистерские и докторские диссертации на соискание ученой степени в области геополитики.
Многие из этих «фабрик геополитической мысли» представляют собой «сообщающиеся сосуды»: их представители и сотрудники охотно и тесно взаимодействуют друг с другом, принадлежа к своего рода мэйнстриму французской геополитики.
Из общего критического мэйнстрима несколько выбивается Международная академия геополитики. Ее генеральный секретарь, Эймерик Шопрад заявляет о новой французской школе геополитики, провозглашающей прежде всего возврат к Realpolitik как деидеологизированной дисциплине. Шопрад, автор многочисленных публикаций, посвященных истории, теории и регионально-страновым проблемам геополитики. Он принадлежит к числу сторонников «Европы наций» – конфедеративного образования с общими границами при сохранении суверенитета и независимости входящих в него государств, также выступает сторонником идеи многополярного мира, сбалансированных отношений Франции с США и Китаем. Шопрад также обосновывает необходимость политики согласия Франции и Российской Федерации.
Еще более маргинальным является возникшее уже в 1970-х годах консервативное течение «новых правых» (Ален де Бенуа, Р. Стойкерс и др.), ратующее за создание «европейской империи», простирающейся от Бреста до Владивостока. Его представители считают Францию континентальной державой и на этом основании выступают за тесное сотрудничество с Германией и Россией против США и атлантического Запада в целом.
2. Внешнеполитическая стратегия Франции
Франция, верная принципам евроатлантической солидарности, вместе с тем, проводит самостоятельный внешнеполитический курс, направленный на усиление роли страны в международных делах и укрепление ее авторитета в мире.
Представляется, что внешнеполитический курс современной Франции строится вокруг нескольких ключевых идей. Она традиционно позиционирует себя в качестве члена «западной демократической семьи», привержена идеалам демократии и защите прав человека. Наряду с этим, в Париже полагают, что в условиях постбиполярного мира роль отдельных государств возросла, а прежние многосторонние механизмы, обеспечивавшие согласование позиций различных стран, становятся все менее эффективными. В своем выступлении перед послами 27 августа 2007 г. Н. Саркози особо подчеркнул, что за последние 20 лет, прошедшие после падения Берлинской стены, руководители различных государств не смогли создать новый «планетарный порядок» и приспособить прежний порядок к изменившимся условиям. Все это заставляет Францию искать свои собственные пути решения международных проблем, которые соответствуют ее национальным интересам. Он также отметил, что «в центре международной системы остаются государства», и Франция намерена играть роль «фактора равновесия»1.
Франция, являясь одной из ведущих в мире ядерных держав, последовательно наращивает свой ядерный потенциал, обеспечивает содержание и адаптацию своих сил сдерживания к новым стратегическим реалиям. Страна планирует принять во внимание европейский масштаб своей обороны, продолжая добиваться полного запрещения ядерных испытаний и принимая на себя обязательства в пользу обуздания гонки вооружений и разоружения2.
Франция наряду с Германией стояла у истоков создания Евросоюза и в настоящее время является одним из главных архитекторов объединенной Европы.
Несмотря на тесное и многостороннее сотрудничество с Великобританией и Германией, в современных условиях Франция продолжает претендовать на лидерство в Европе, хотя ее экономический потенциал уступает, например, германскому. С другой стороны, Франция в последние годы проявляет все большее беспокойство по поводу усиления влияния США в Европе. Вместе с Россией и Китаем Франция выступает против превращения США в единственную мировую сверхдержаву, против американской гегемонистской политики в различных регионах мира.
Внимание, уделяемое Францией европейской интеграции, свидетельствует о том, что именно европейское направление (европеизм) в широком смысле является основным вектором внешней политики Парижа в современном мире. В первую очередь, это связано с тем, что распад биполярной системы позволил ЕС выдвинуться в число ведущих мировых акторов, и поэтому подключение потенциала Евросоюза позволяет Франции приумножить свои силы и сохранять влияние как в Европе, так и за ее границами3.
В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.
Анализ внешнеполитической стратегии Франции позволяет выделить следующие приоритеты во французской внешней политике:
1) формирование положительного образа Франции на международной арене (как "независимого союзника и свободного партнера");
2) активное участие в
3) усиление роли Евросоюза;
4) модернизация африканской полит
5) усиление экономической деятельности зарубежных представительств;
6) решение глобальных проблем человечества, защита прав человека.
Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире.
Среди основных направлений внешней политики Франции можно выделить следующие:
Наиболее важными принципами, которыми Франция руководствуется во взаимоотношениях с мировым сообществом, по заявлению ее официальных представителей, являются солидарность и коллективная безопасность. Принцип коллективной безопасности означает взаимную ответственность, устранение соперничества между ведущими державами. Ни одна страна не вправе претендовать на одностороннее решение кризиса, и ни один кризис не может быть решен изолированно.
Говоря о новациях во внешней политике Парижа, следует упомянуть об идее создания Средиземноморского союза, которую Н. Саркози не раз высказывал в ходе предвыборной кампании. Пока эта идея не трансформировалась в реальные дипломатические шаги. Остается непонятным, как этот Союз будет взаимодействовать с уже существующими организациями, занимающимися проблемами Средиземноморья. По мнению французского президента, имеет смысл сосредоточить внимание на совместной разработке "амбициозных проектов" в таких областях, как экология, диалог культур, экономический рост, вопросы безопасности.
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что внешняя политика Франции по-прежнему остается активной, по-прежнему она рассматривается в качестве главного механизма расширения мирового влияния страны. Немаловажен тот факт, что французская внешняя политика находится в постоянном развитии. Даже на примере короткого отрезка времени можно проследить, как происходит коррекция внешнеполитического курса страны, плавное и последовательное изменение акцентов при сохранении основной линии.
Избрав тактику малых шагов, Франция, Германия и поддерживающие их страны, несомненно, будут продолжать усилия по формированию общей внешней политики и политики безопасности, продвигаясь постепенно по пути создания Евросоюза в качестве одного из центров будущего многополюсного мира со всеми атрибутами государственного образования.
Нельзя не отметить, что в целом успехи европейской интеграции за два прошедших десятилетия налицо: состав Европейского союза расширился до 27 членов, введена единая европейская валюта (евро), созданы предпосылки для вступления в силу конституционного договора ЕС, принимаются меры для создания системы европейской обороны. И роль Франции в этом процессе неоспорима.
3. Франция и ее роль в мировой геополитике
Одной из ключевых точек в деле активизации Франции в военной сфере можно считать ее возвращение в военную структуру НАТО. Это решение было принято в 2009 г., в период президентства Николя Саркози. Однако очевидно, что столь важные решения не могут приниматься спонтанно – этому должны были предшествовать информационно-идеологические шаги. И действительно, еще летом 2008 г. французским президентом был озвучен новый вариант т.н. «Белой книги» — доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности. Отличительной особенностью новой версии «Белой книги» стало то, что, пожалуй, впервые за долгие годы Франция стала основывать свою доктрину национальной безопасности не на гипотетическом общеевропейском противостоянии, а на «обеспечении собственной национальной безопасности»6.