Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:36, реферат
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.
Региональная
политика — составная часть
Одним из методов проведения региональной политики является реанимация депрессивных регионов. Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.
Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:
— значительное падение объемов производства;
— ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;
— увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;
— разрушение социально-экономической инфраструктуры;
— неконтролируемый
приток беженцев и иностранных рабочих,
которые создают атмосферу
Меры региональной политики в депрессивных и кризисных районах районах страны предусматривают:
— прямую финансовая помощь;
— займы
на выгодных условиях и
— создание
за счет государства
— размещение государственных заказов;
— политика
направления в необходимое
Общей закономерностью
региональной политики в высокоразвитых
странах является зависимость антидепрессионной
парадигмы от тонуса национальной экономической
жизни, задающего определённое психологическое
восприятие этой проблемы. В то же время
в каждой стране используется индивидуальная
система мер по оздоровлению экономики
и подъёму социального развития.
Региональная политика стран-членов ЕС
Для характеристики региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:
Четыре так называемые “интегрированные” страны (Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);
Другая группа - Германия и Италия. Эти страны характеризуются большими внутренними различиями — между севером и югом Италии, а также между “старыми” и “новыми” землями Германии;
Еще территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;
Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.
В “интегрированных”
странах региональная политика проводится
в условиях слабого развития национальной
экономики по сравнению с другими
странами-членами ЕС, то есть особое
внимание уделяется проблемам
Вторая группа стран (Германии и Италии), как уже было сказано ранее, характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов.
В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.
Политика, проводимая
в Швеции, направлена на формирование
самостоятельного развития отдельных
регионов в области экономики, уделяя
при этом внимание развитию экономически
сильных и активно
Страны северной
Европы не проводят столь активную
региональную политику, так как проблема
неравномерного развития регионов не
так актуальна. Наибольшее внимание
уделяется привлечению
Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики.
В качестве одного из основополагающих принципов региональной политики выделяется следующий: выделение необходимой помощи регионам, которые претерпевают структурные изменения. Также наибольший акцент делается на привлечение дополнительных инвестиций, нежели на долгосрочное субсидирование;
Региональная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода. В странах Европейского Союза в решении этих проблем принимает участие Европейская Комиссия — частично через деятельность Директората по региональной политике, а также через контролирующие функции Директората по политике рыночных отношений.
Существует целый ряд инструментов, которые имеют разное значение для различных стран. С точки зрения исторического развития выделяют пять больших классов политических инструментов:
— средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в перенаселенных регионах;
— пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития;
— стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;
— формирование инфраструктуры;
— “мягкие” меры по стимулированию развития.
В настоящее время большинство стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три последние группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или инвестировать средства в проблемные регионы. К “мягким” элементами инфраструктуры относятся поддержка информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т.д.
В “интегрированных”
странах набор политических инструментов
существенно шире. Такой широкий
подход отражает большую глубину
региональных проблем. Для стимулирования
развития региональной политики созданы
фонды: Структурные Фонды и
Страны Северной Европы принимают меры по расширению области действия региональной политики. Например, во Франции один из законов в области регионального развития формирует широкий спектр политических инструментов: регионально дифференцированное налогообложение, инфраструктуру, меры по стимулированию развития регионов и т.д. Также существует государственная система контрактов по планированию регионов, которая оказывает помощь наиболее бедным регионам.
Дания — это единственная из стран ЕС, которая с 1991 года не проводила программу относительно стимулирования развития отдельных регионов. В Дании существует единая государственная система социального обеспечения, также функционирование финансовых механизмов направлено на то, чтобы избежать неравенства в экономическом развитии отдельных регионов, которое может повлечь за собой различия в уровнях доходов и социальных возможностей.
В Великобритании политические меры пространственного развития делятся на две категории:
— региональная индустриальная политика, которую можно назвать политикой стимулирования;
— политика “возрождения”, включающая целый ряд программ пространственного развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь все настроены действовать совместно.
Важной отличительной чертой политики “возрождения” является акцент на развитие отдельных регионов и повышение их конкурентоспособности. При финансировании используются “механизмы оспаривания” — распределение общественных средств между компаниями происходит на основе тендера. За последнее время эффективность от проведения политики “возрождения” возрастает. Теперь бюджет региональной индустриальной политики в десять раз меньше, чем бюджет политики “возрождения”.
Анализируя политику
в области регионального
Рассмотрим механизмы данного подхода на трех примерах:
— программный подход Структурного Фонда, содействующий развитию экономической и социальной интеграции внутри Европейского Союза;
— германская система
Совместного Решения Задач, созданная
для совершенствования
— французские Контракты Планирования между государством и регионами (CPERs).
Все вышеуказанный организации имеют различные цели и механизмы, у них есть общая главная особенность: они организуют участие различных элементов управления в региональном развитии и объединяют их усилия.
1.Структурный Фонд
Программный подход Структурного Фонда внедряется с 1988 года, после реформации фондов регионального развития, которые были созданы Европейским Сообществом, для снижения различий в развитии регионов в Сообществе. Основной Структурный фонд, Европейский Фонд Регионального Развития (ERDF) был создан еще в 1975 году для финансирования “инвестиций в промышленность, ремесла или обслуживание, создавая таким образом новые рабочие места или сохраняя уже существующие”. В 1988 году была введена новая система “программного подхода” Структурного Фонда, которая основывалась на активном продвижении к социально-экономической интеграции в ЕС с помощью снижения различий в развитии регионов внутри стран-членов и между ними.
Выделяют два типа программ и области их применения:
— “Целевые” программы, которые требуют оказания максимальной финансовой поддержки. Данные программы направлены на решение проблем, являющихся на уровне ЕС наиболее приоритетными;
— Местные инициативы, которые имеют меньший объем финансирования. Данные программы нацелены на решение конкретных проблем.
В качестве примеров таких программ можно привести следующие:
— Interreg — программа, нацеленная на развитие приграничных регионов двух и более соседних стран-членов ЕС;
— Rechar — программа, направленная на поддержание территорий кризисной добывающей промышленности;
— Adapt — программа, которая направлена на переподготовку кадров для адаптации к различным изменениям на рынке труда;
Сначала выбираются
те области, которые наиболее нуждаются
в поддержке, и им предоставляется
необходимый объем
Принцип субсидиарности является главным принципом в области распределения ответственности за разработку и внедрение программ Структурного Фонда. Функции передаются на тот низший уровень, на котором они могут осуществляться с максимальной отдачей.
Далее определяются территории, которые нуждаются в поддержке и которым будет направлено финансирование структурного фонда.