Внешняя политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.
Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………...…………………………………..3
1. Политика и международные отношения ….5
1.1 Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления 5
1.2 Типология и теоретическое обоснование международных отношений 7
1.3 Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику…………………………………………….………10
2. Россия в мировом политическом процессе………………………...…..17
2.1 Россия в системе международных отношений……………………..17
2.2 Внешняя политика современной России……………………………22
2.3 Геополитическое положение современной России……….………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………….….……..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………30

Файлы: 1 файл

контрольная по геополитике2.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

                Кафедра                Политических наук и технологий

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Геополитика

Тема: Внешняя политика государства

 

 

Выполнил:

Зуева А.Ю.

№11202

Проверил:

                                                                                      Пономаренко Н.А.

 

 

Новосибирск, 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для защиты своих национальных интересов  любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене1.

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения  с другими государствами. Как  и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны2.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные  отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене3.

Объектом исследования является внешняя политика Российской федерации.

Предметом являются особенности внешней политики государства, а также ряд конкретных изменений внешней политики России.

Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России, выявление ее места в системе международных отношений и изменений ее внешней политики в указанных хронологических рамках.

 

Задачи:

  • дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
  • систематизировать типологию международных отношений;
  • дать теоретическое обоснование международных отношений;
  • выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
  • определить место России в системе международных отношений;
  • установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
  • определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
  • охарактеризовать геополитическое положение современной России.

Территориальные рамки: Российская Федерация в указанный хронологический период с выходом за ее пределы в отдельных случаях.

Хронологические рамки. Данное исследование ставит своей  целью изучение внешней политики России начиная с времен Советского союза и заканчивая современным геополитическим периодом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политика  и международные отношения

1.1 Внешняя  политика государства: сущность, формирование, функции и методы  осуществления

 

Внешняя политика обладает рядом собственных специфических  особенностей. Она имеет более  широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития.

Специфика внешней  политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные  государства4 с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Важнейшим средством  проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов  по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений5.

В современных  условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения  переговоров, достижения различных, взаимно  приемлемых компромиссов. Одна из главных  ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств6.

Формирование  международных отношений происходит под воздействием следующих факторов7:

• достижений общественно-политических наук;

• складывающейся мировой экономической и политической ситуации;

• баланса военно-стратегических сил;

• деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.);

• влияния отдельных государств;

• состояния  природной среды, сырьевых и природных  ресурсов.

В современных  условиях ведущими тенденциями развития международных отношений являются:

• рост взаимозависимости  и целостности мира;

• сохранение социальной неоднородности мира;

• обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами к решению проблем;

• возрастание  роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий.

Итак, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств, а кроме того - неправительственные организации.

1.2 Типология международных  отношений

 

В отечественной  и зарубежной литературе дается неоднозначная типология международных отношений. Представители марксистской традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы – от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Последние складывались между бывшими социалистическими странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи)8.

Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права»9.

Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век»10.

Авторитетной  среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В. Маровецким, который подразделил международные отношения на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Он делает вывод, что доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу11.

Международные отношения нуждаются в анализе  и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования  осуществляются разными путями:

Первый путь – это разработка глобалистско-футурологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.

Второй путь теоретического обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения12:

- международная  политика должна разрабатываться  на основе современных политологических  теорий и тем самым увеличивать  надежность предвидения, избавляться  от непредсказуемости. Рациональная  международная политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха;

- важнейшим  ориентиром, позволяющим политическому  реализму найти разумный путь  в области международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне;

- моральные  принципы могут применяться к  действиям государств и наций  не абстрактно, а лишь в соответствии  с конкретными обстоятельствами  места и времени. Прагматизм  и политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов»13.

Третий путь – конструирование специальных концепций, позволяющих анализировать состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д.

Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов подхода к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки14. Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий»15.

Итак, типология международных отношений имеет практическую значимость, поскольку позволяет выявить глобальные факторы, влияющие на развитие как мирового сообщества, так и конкретной страны.

 

1.3 Глобальные  проблемы современности и их  влияние на международную политику

Информация о работе Внешняя политика государства