Актерское мастерство Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Массовые зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков. Зрелище - одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах. Зрелищем была сама природа, ее красота, ее стихия. Человек торжественно поклонялся, всему, что казалось ему прекрасным и грозным. В числе определений ,которые дают человеку ученые , - «человек разумный», «общественное существо» «человек трудящийся» - есть и такое «человек играющий» .Действительно игра – неотъемлемый признак человека , и не одного лишь ребенка . Люди средневековой эпохи так же любят игры и развлечения , как и люди во все времена .

Файлы: 1 файл

Массовые зрелища имеют богатую историю.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

 

Массовые зрелища имеют богатую  историю, уходящую своими корнями в глубь веков. Зрелище - одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах. Зрелищем была сама природа, ее красота, ее стихия. Человек торжественно поклонялся, всему, что казалось ему прекрасным и грозным. В числе определений ,которые дают человеку ученые , - «человек разумный», «общественное существо» «человек трудящийся» - есть и такое «человек играющий» .Действительно игра – неотъемлемый признак человека , и  не одного лишь ребенка . Люди средневековой эпохи так же любят игры и развлечения , как и люди во все времена .  Суровые  условия  жизни ,тяжелый труд , систематическое недоедание сочетались с праздниками – народными , которые  восходили к язычному прошлому , и церковными , отчасти опиравшимися на ту же языческую традицию , но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви . Однако отношение церкви к народным , прежде всего крестьянским , празднествам было двойственным и противоречивым .С одной стороны , она была бессильна попросту запретить их , - народ упорно  за них  держался. Легче было сблизить народный праздник с церковным . С другой стороны ,на протяжении всего Средневековья духовно и монахи , ссылаясь на то , что «Христос никогда не смеялся» , осуждали необузданное веселье , народные песни и пляски . Танцами утверждали проповедники ,незримо верховодит дьявол , и он увлекает веселящих прямо в ад .   И тем не менее веселье и праздник  были неискоренимы , и церкви приходилось с этим считаться. Многое из созданного античными народами живет и сегодня. В том числе и массовые зрелища. У зрелища лишь один, важный среди многих теоретических и методических проблем, которые имеют существенное значение, критерий успеха. Когда определенный тип зрелища органично вписывается в какую-либо социокультурную ситуацию и, отвечая на реальные потребности времени и общества, начинает пользоваться спросом у зрителя. Другие, в большей степени искусственные проблемы, возникают тогда, когда зрелище не имеет успеха. Хотя, если зритель Римской империи восхищался боями гладиаторов, зритель эпохи Возрождения - публичными казнями, а зритель начала ХХ века новым зрелищем - стриптиз, можно сделать вывод, что именно эти зрелища и были актуальными.

 Какие же зрелища  были доступны людям в раннее  средневековье?

Рыцарские турниры , сколь косо на них смотрело  духовенство , оставались излюбленным развлечением благородного сословия . К концу Средневековья в городах складывается карнавал – праздник , связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того , чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал , духовные лица предпочитали принимать в ней участие . На дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали , что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала , по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратиться в свое привычное русло.

Однако не раз бывало , что начавшись как веселый праздник ., карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов , с одной стороны , ремесленников и городских низов , с другой. Противоречия между ними , вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов , приводили к тому , что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми , кого они давно ненавидели .

Одним из главных зрелищ средневековья  было богослужение. На него собирались все обитатели поместья или города. На верующих, особенно бедняков, пришедших  в храм из своих тесных и темных жилищ, неотразимо действовали и  ослепительный свет паникадил, и  яркие, расшитые жемчугом и шелком, золотыми и серебряными нитями одежды священнослужителей, их продуманные  движения, красота обряда, мощное многоголосое звучание хора и органа.

Были и другие зрелища — веселые  и подчас опасные. Простых людей  развлекали подлинно народные артисты  — жонглёры. Церковь их преследовала как наследников «языческих»  мимов. Жонглерам не разрешалось  объединяться в гильдии или цехи, как купцам, ремесленникам и художникам. У них не было никаких прав. Гонимые, отлучаемые от церкви, полуголодные и  усталые, но всегда в ярких, веселящих  глаз костюмах, бродили они, осторожно  обходя монастыри, из деревни в деревню, из города в город. Многие бродячие артисты умели жонглировать ножами, кольцами и яблоками, петь, танцевать  и играть на музыкальных инструментах. Среди них были акробаты, дрессировщики  диких зверей, люди, изображавшие повадки, крики и привычки животных. На радость  зрителям жонглеры декламировали басни  и маленькие веселые рассказы. Среди них были карлики, уродцы, великанши, необыкновенные силачи, рвавшие цепи, канатоходцы, бородатые женщины. Жонглеры водили с собой собак, обезьян  в красных юбочках, сурков... Были среди них и кукольники с деревянными  куклами, с веселым, неустрашимым Панчо — братом нашего Петрушки. Бесстрашные жонглеры в замках смеялись над горожанами, а в городах — над феодалами и всегда — над алчными и невежественными монахами.

А на деревенских и городских  площадях устраивались торжественные  устрашающие зрелища — публичные  казни. Ими руководили короли, феодалы, церковь. Нередко вели на казнь и  еретиков: босые, с бритыми головами, в дурацких колпаках с бубенчиками они несли перед собой горящие свечи. За ними медленно и торжественно выступали священнослужители в траурных одеждах. Мрачно звучало погребальное пение...

Но особое место занимали театрализованные зрелища.

Истоки театрализованных массовых зрелищ средневековья надо искать в  сельских обрядах народов, пришедших  на смену рабовладельческому Риму, в самом быту земледельцев. Народ, хотя и принявший христианство, еще  находился под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследование  церкви, деревенское население по древним обычаям праздновало  конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали свою наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Эти праздники и  положили начало будущим массовым театрализованным действиям. Эти массовые праздники были пронизаны здоровым юмором, выражали творческие силы народа. Постепенно, все больше терялся обрядово-культовый смысл, они отражали элементы реальной жизни, связывались с трудовой деятельностью, превращались в традиционные игрища, развлечения зрелищного характера, а с развитием торговли усиливается тяготение деревни к городу и эти массовые праздники вместе с народом перекочевали на улицы и площади городов. Эти праздники играли большую роль в жизни средневекового человека. Участникам праздника предлагался особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Игра всегда действие, в которое вовлечены играющие. Однако, испытывая непосредственные переживания, связанные с участием в игре, наслаждаясь самим ее процессом и результатами, участники испытывали и эмоциональные переживания, вызываемые, в частности, зрелищностью игрового действия. Само это игровое действо в условиях массового праздника выступало для одних в качестве непосредственного активного занятия, для других - в форме зрелища.

Празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь  переживал его, идентифицируя себя в какой-то степени с героями  события, воссоздавая их в своей  памяти и в игровом театрализованном действии. Театрализованное игровое  действо становилось чрезвычайно  важной, активной частью любого массового  праздника .

Итальянский исследователь А. Банфи Природа зрелища / / Избранное. М., 1965. в статье «Природа зрелища» выдвигает два характеристических признака средневекового театрализованного зрелища - действенность и коллективность. Он разделяет многообразие зрелищных явлений на три основных типа. Во-первых, это зрелища «социальные сами по себе», к которым Банфи относит празднества, уличные события - все те явления, в которых нет ролевого разделения на актеров и зрителей; во-вторых, лишь обособленные зрелищные явления, имеющие своих исполнителей и зрителей, но с явно выраженным участием зрителей в представлении - обряды, ритуалы, церемонии; и, наконец, в-третьих, зрелище как самостоятельное явление, имеющее художественно организованную форму - театр в самом широком смысле.

Таким образом, итальянский исследователь  оценивает зрелище в основном с точки зрения соотношения в  нем действительности и коллективности.

Действо являлось системой операций и одновременно - символическим ритуальным актом, т. е. действием.

 Виды театрализованных праздничных  зрелищ в средние века .

Мистерия

В средние века сформировались особые виды театрализованных массовых празднеств и зрелищ. Одним из таких видов  были мистерии. Время расцвета мистерий - XV-XVI вв., время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал под власть абсолютного  монарха. Мистерия и явилась выражением процветания средневекового города, его культуры. Она выросла из так  называемых мимических мистерий - городских  процессий в честь религиозных  праздников, в честь торжественных  въездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная  мистерия использующая ранний опыт средневекового театра и по линии литературной, и по линии сценической. Представления мистерий организовывались не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторами выступали деятели нового типа - ученые-богословы, юристы, врачи. Несмотря на то что ею руководили патрицианские круги буржуазии и церковники, мистерия была массовым площадным самодеятельным искусством. В представлениях мистерий участвовали сотни человек. Поэтому в инсценировки церковных легенд, которые и составляли мистериальную драматургию, вторгался народный, мирской элемент. Господствовавшая более двухсот лет в Европе, особенно во Франции, мистерия всей своей историей дает яркий пример борьбы религиозного и мирского начал.

, т.е. ловко подменяют человека  куклой чтобы тут же ее обезглавить.

Когда праведников клали на горячие  жаровни, бросали в яму к диким  зверям, кололи ножами или распинали  на кресте, это потрясало больше, чем любая проповедь. И чем  более жестокой была сцена, тем сильнее  она действовала.

Соседствуя, религиозный и натуралистический  элементы боролись друг с другом. В  костюме, например, побеждает быт: Ирод ходит по сцене в турецком одеянии  с саблей на боку; римские легионеры  носят современную солдатскую форму.

Само ряжение религиозных персонажей в бытовые костюмы говорило о соревновании взаимоисключающих начал. Оно же накладывало отпечаток и на игру актеров - патетическое и гротесковое существовало на мистериальной сцене рядом. Любимые народом персонажи - шут и бес - вносили и в без того динамическую мистерию струю народной энергии. Их текст часто импровизировался. Поэтому выпады против церкви, феодалов, богатеев могли не фиксироваться в тексте мистерии, а если и записывались, Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов. Ее главными героями были Бог, Ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога (в чем легко можно усмотреть намек на непослушных феодалов), библейские чудеса; это были эффектно сделанные фокусы - сотворение света и тьмы, тверди и неба, животных и растений и наконец сотворение человека, а затем его грехопадение и изгнание из рая.

Постепенно поддаваясь настроению масс, библейские эпизоды прослаиваются  интермедиями с чисто ярмарочными  героями - шарлатаном-врачом, его громкоголосым  зазывалой, строптивой женой и т.д. Неуважение к религии просачивается  и в мистериальные эпизоды, что  выражается в бытовой трактовке  библейских мотивов - Ной предстает  бывалым моряком, его супруга - сварливой  бабой. Со временем усиливаются критические  элементы; так, Иосиф и Мария изображаются в одной мистерии XV в. бедняками-нищими, а в другой пахарь восклицает: «Кто не работает, тот не ест». Однако мотивам  социального протеста нелегко было проникнуть в театр, идеологически  и организационно подчиненный привилегированным  слоям городского населения.

Но все-таки стремление к достоверному отражению окружающей жизни находило выход. Так, вскоре после осады Орлеана  в 1429 г. появляется «Мистерия об осаде  Орлеана». В ней действуют исторические герои, конфликт происходит не между  богом и дьяволом, а между английскими  захватчиками и французскими патриотами. Весь свой патриотизм создатели драмы  вложили в образ национальной героини Франции Жанны Д'Арк. Эта мистерия свидетельствует о стремлении городского самодеятельного театра к историческому отражению жизни, о возможности создания широкой народной драмы на современной основе, драмы патриотической и героической. Но подчинение реалистического изображения религиозной концепции, доказательству всесилия божественного промысла заставило и эту мистерию служить религии, церкви и чрезвычайно снизило ее художественное достоинство.

И чисто религиозные, и светские мистерии, несмотря на явные черты  народности, все же не могли выйти  из плена религии, и реализм в  этом жанре не мог восторжествовать.

Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра, накопила огромный сценический опыт, который  был использован позднейшими  жанрами средневековья. Представления мистерий, происходившие на городских улицах и площадях оформлялись по-разному. Существовали три варианта: передвижной - когда мимо зрителей проезжали телеги, с которых показывались мистериальные эпизоды; кольцевой - когда действие происходило на разделенном на отделения кольце высокого помоста и одновременно внизу - на земле, в центре круга, очерченного этим помостом (зрители стояли у столбов, на которых помост возвышался); и, наконец, беседочный. В последнем случае на прямоугольном помосте или просто на городской площади выстраивались беседки - места, изображавшие дворец императора, городские ворота, рай, чистилище, ад и т.д. Если это не было ясно по внешнему виду, то на беседки вешалась поясняющая надпись.

Декоративное искусство было скромным, зато искусство сценических эффектов находилось на большой высоте. Религиозное  содержание, полное чудес, требовало  их наглядного показа - натуральность  была обязательным условием народного  зрелища. На сцену выносили раскаленные  щипцы и выжигали на теле грешников  клейма. Убийства сопровождались потоками крови (бычьи пузыри с красной  жидкостью прятались под рубаху, удар ножа протыкал пузырь, и человек обливался кровью). Ремарка указывала: «Два солдата с силой ставят на колени и совершают подмену»то, конечно, были сглажены и не дают нам верного представления об остроте критического элемента этих спектаклей

Фарс

Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный театральный  жанр со второй половины XV в. Однако он проходит долгий скрытый путь развития, будучи заключен в ткань мистериальных  представлений. Само название фарса  происходит от латинского farsa (начинка). И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс». Но истоки фарса уходят неизмеримо глубже - в представления гистрионов и в карнавальные масленичные игры. Рассказы гистрионов определили в общих чертах тематику и диалоги фарса, карнавальные шествия - его действенную игровую природу и массовый характер. В мистерии же фарс окреп - сформировался как сценический жанр. С самого начала в фарсе отчетливо стали различаться мотивы социальной критики, направленной не только против феодалов, но и против бюргерства, которые сыграли огромную роль в рождении фарса. Особый тип фарсовых представлений составляли пародии на церковную службу.

Информация о работе Актерское мастерство Средневековья