Анализ картины Ивана Вишнякова Портрет Сары-Элеоноры Фермор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Портрет Сарры Элеоноры Фермор является одним из самых трогательных детских образов первой половины 18 столетия. Портрет относится к стилю рококо. Рококо-стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Файлы: 1 файл

ИОК.docx

— 191.18 Кб (Скачать файл)

                         Оренбургский областной колледж  культуры и искусств

 

 

 

 

        Анализ картины Ивана Вишнякова

      Портрет Сары-Элеоноры Фермор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 2ПТП

Андреева Татьяна

Эпоха

Портрет Сарры Элеоноры Фермор является одним из самых трогательных детских образов первой половины 18 столетия. Портрет относится к стилю рококо. Рококо-стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века  как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.. Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье .Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…»

Жизнь и творчество

 

Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699— 8 августа 1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.

И. Я. Вишняков родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева, пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. В 1740 году получил чин надворного советника. С 1752 года — коллежский асессор.

Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков и работавшие под его руководством ученики расписывали Зимний и Петергофский, частично Летний и Аничков дворцы, церковь Зимнего дворца и некоторые другие здания.

И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров.

Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор портрет императрицы Елизаветы Петровны. Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.

Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых.

Имел 6 сыновей, из которых 4 стали художниками. Иван Яковлевич Вишняков умер 8 августа 1761 года.

 

Анализ

Десятилетняя девочка, изображенная на этом портрете, — дочь храброго шотландского дворянинаВ.В.Фермора, большую часть своей жизни проведшего на русской военной службе. С 1742 по 1757 год он заведовал деятельностью Канцелярии от строений, где Иван Яковлевич Вишняков как опытнейший и искуснейший мастер возглавлял живописную команду. Портрет был заказан художнику в 1749 году. 
Согласно обычаям того времени, Сарра Фермор изображена как взрослая девушка: с напудренными и завитыми волосами, в декольтированном бальном платье, с веером в руке. 
 
Скованность тела, непропорционально удлиненные лилейные руки, придающие портрету изысканную красоту текучих линий, изящные жесты, декоративная трактовка асимметричного пейзажа с двумя тоненькими деревцами — все настраивает зрителя на высокий поэтический лад, высвобождает из тесных рамок материального светлое духовное начало. 
Не по возрасту серьезное, грустное, задумчивое лицо десятилетней девочки, ее тонкая шейка изображены с большим лиризмом, неповторимой чистотой и пленительностью. Колорит одежды служит дополнительным аккордом к ее ранимому внутреннему миру. Этот изысканный серо-зеленовато-голубой цвет платья, как и лицо девочки, покоряет красотой и выразительностью. 
 
Ее сложная поза, данная в легких противоречивых движениях, выдержана в духе стиля рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе и превозносившего затейливую элегантность, несколько манерную утонченность, изменчивый настрой чувств. Однако при этом в портрете господствуют проникновенная тишина и завороженность, несовместимые с обычными представлениями о рокайльном стиле.  
Часто эти качеств обьясняют неумением художника передать движение и его внутренней связью с искусством парсуны, что кажется неубедительным, так как по технике письма и подходу к модели Вишняков не имеет с парсуной ничего общего. Но тем не менее именно особенностями национального мировосприятия художника картина обязана своим неповторимым очарованием.

Картина выполнена на холсте 138Х114,5 см, маслом. На данный момент портрет находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге

 

 

Творческий замысел

 

Сохранившаяся старинная надпись на обороте холста, указывает, что Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет. Одетая по взрослому, девочка пытается играть роль взрослой дамы: ее напудренные волосы уложены в модную прическу, в одной руке она кокетливо сжимает веер, другая - грациозно придерживает край роскошного платья. В то же время детское выражение миловидного личика и блестящие темные глазки создают некую одухотворенность образа маленькой Сары

 

Собственное восприятие произведения

 Портрет воспринимается  очень легко и просто. Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами, исполненное живости и эмоциональности.

 

 

Место и роль произведения в истории мирового искусства

 

Портрет Сарры Элеоноры Фермор является одним из самых трогательных детских образов первой половины 18 столетия. Эта картина относится к числу лучших работ Вишнякова.

Портрет еще сохраняет некую статичность фигуры и плоскостность изображения форм, свойственные парсуной традиции. Однако в легком изящном пейзаже и изысканной декоративности рисунка прослеживаются элементы стиля рококо. Влияние западноевропейской живописи наблюдается и в натурной достоверности передачи подробностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ картины Ивана Вишнякова Портрет Сары-Элеоноры Фермор