Анализ картины Эжен Делакруа "Свобода на баррикадах"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:29, реферат

Описание работы

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода и фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы.

Содержание работы

1-Введение. Описание историко-культурного контекста эпохи.
2- Биография автора.
3- Видовая, жанровая принадлежность, сюжет, формальная языковая характеристика(композиция, материал, техника, мазки, колорит), творческий замысел картины.
4- Картина «Свобода на баррикадах).
5- Анализ с современным контекстом( обоснование актуальности).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по изо.docx

— 93.45 Кб (Скачать файл)

                 Челябинская Государственная Академия

                                 Культуры и Искусств.

 

 

 

Семестровая контрольная работа по художественной картине

       ЭЖЕН ДЕЛАКРУА  «СВОБОДА НА БАРРИКАДАХ».

 

 

 

 

       Выполнила студентка  второго курса группы 204 тв

                              Русанова Ирина Игоревна

       Проверила преподаватель  по ИЗО Гиндина О.В.

 

                                     

 

 

 

                                       Челябинск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1-Введение. Описание историко-культурного контекста эпохи.

2- Биография автора.

3- Видовая, жанровая принадлежность, сюжет, формальная языковая характеристика(композиция, материал, техника, мазки, колорит), творческий замысел картины.

4- Картина «Свобода на  баррикадах).

5- Анализ с современным  контекстом( обоснование актуальности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ИСКУССТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ  В СЕРЕДТНЕ XIX ВЕКА.

Романтизм сменяет эпоху  Просвещения  и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода и фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax.

Развитие романтизма в  живописи протекало в острой полемике с приверженца классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико

Историческими вехами, определяющими  развитие западноевропейского искусства  середины XIX столетия, были европейские революции 1848-1849 гг. и Парижская коммуна 1871 г. В наиболее крупных капиталистических странах происходит бурный рост рабочего движения.  Возникает научная идеология революционного пролетариата, создателями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.  Подъем активности пролетариата вызывает бешеную ненависть буржуазии, объединяющей вокруг себя все силы реакции.

С революциями 1830 и 1848-1849 гг. связаны  наивысшие достижения искусства, основаны направлениями которого в  этот период были революционный романтизм  и демократический реализм. Самыми яркими представителями  революционного романтизма в искусстве середины  XIX в. Были французский живописец Делакруа и французский скульптор Рюд.

 

 

 

 

 

 

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте»[2] (1822), выставленная им в Салоне.

Творчество Эжена Делакруа  может быть разделено на два периода.  В первый-художник был близок к действительности, во второй-постепенно отходит от нее, ограничиваясь сюжетами, подчерпнутыми из литературы, истории, мифологии. Наиболее значительные картины:

«Резня на Хиосе» ( 1823-1824, Лувр, Париж) и «Свобода на баррикадах» ( 1830,Лувр,Париж)

 

                 

 

                  Картина «Свобода на баррикадах».

Революционно-романтическое  полотно «Свобода на баррикадах»  связано с июльской революцией 1830 г. В Париже.  Художник конкретизирует место действия-справа вырисовывается остров Сите и башни собора  Парижской Богоматери. Вполне конкретны и образы людей, социальную принадлежность которых можно определить  и по характеру лиц, и по костюмам. Зритель видит восставших рабочих, студентов, парижских мальчишек и интеллигента.

Образ последнего - автопортрет  Делакруа. Введение его в композицию  лишний раз говорит о том, что  художник чувствует себя участником происходящего. Рядом с восставшим шагает через баррикаду женщина.  Она обнажена до пояса: на ее голове фригийский колпак, в одной руке ружье, в другой знамя.  Это аллегория  Свободы, ведущей  за собой народ  ( отсюда второе название картины-Свобода, ведущая народ). В нарастающем  из глубины  движения , ритме поднятых вверх рук , ружей, сабель, в клубах порохового дыма, в мажорно звучащих аккордах красно-бело-синего  знамени –самом ярком пятне картины-ощущается стремительная поступь революции.

Картина была выставлена в  Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.Однако затем на протяжении почти двадцати пяти лет из-за революционного характера сюжета произведение Делакруа не выставлялось.

 
В настоящее время находится  в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Жанр:

Композиция картины очень  динамична.  Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». В самом деле, художник придал своей героине и величавую осанку «Венеры Милосской», и те черты, которыми наделил Свободу поэт Огюст Барбье, певец революции 1830 г.: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнём в глазах, быстрая, с широким шагом». Свобода поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа: мастеровые, военные, буржуа, взрослые, дети.

 

                                        

                                         События:

 

Постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало "выглядеть мелким" и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые  в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая  настоящее величие, которое он никогда  в ней не видел и которое  искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота. В эти дни был свергнут король Карл X - последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь. Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

 

 

Р. Эсколье, биограф художника, писал: "В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев... Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д'Арколя". Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д'Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д'Арколь". Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали. Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.Художнику уже становится мало фигуры одного только д'Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

При работе над картиной в мировоззрении  Делакруа столкнулись два противоположных  начала - вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно  укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности. Недоверие к тому, что жизнь  может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто  живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины. Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы  и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие  в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду  Мане: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - это бог") в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна  жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы - силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все  величие его картины не может  заслонить того впечатления, которое  вначале оказывается лишь еле  заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных  стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне  колебание Делакруа между искренним  желанием показать действительность (какой  он ее видел) и непроизвольным стремлением  поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи  забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной  и исключительной, как это может  показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи  по существу и по своей роли тоже аллегоричны. В их лице Делакруа как  бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или  художник) с ружьем - представители  вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные  образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов. И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается  уже в них, в фигуре Свободы  достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая  парижанка. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает  пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка - маленький  гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет  Гаврошем.

Картиной "Свобода на баррикадах" заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину  и приложил много усилий, чтобы  она попала в Лувр. Однако после  захвата власти "буржуазной монархией" экспозиция этого полотна была запрещена. Только в 1848 году Делакруа смог еще  один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после  поражения революции она надолго  попала в запасник. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно  привыкли видеть в этой картине "Марсельезу французской живописи".

Картина изображена на холсте. Нарисована она была маслом.

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ КАРТИНЫ  ПО СОПОСТАВЛЕНИЮ  СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И АКТУАЛЬНОСТИ.

Собственное восприятие картины.

На данный момент я считаю , что картина Делакруа « Свобода на баррикадах» очень актуальна в наше время.

Тема революции и свободы  до сих пор будоражит не только великие умы, но и народ.   Сейчас свобода человечества находится  под руководством власти. Людей ограничивают во всем, человечеством движут деньги, а во главе стоит буржуазия.

Сейчас очень много  художников, поэтов, авторов, которые  в своих картинах, стихах отображают состояние страны. По мнению многих - все движется к революции.  В  странах западной Европы уже отмечены попытки революционного восстания  против власти. 

В 21 веке у человечества больше возможности выходить на митинги, пикеты, манифесты, рисовать и создавать  тексты( но есть исключения, если текст отнесут к экстремизму), в которых они смело показывают свои позиции и взгляды.

С недавнего времени тема свободы и революции в России тоже стала наиболее актуальна, чем  была раньше. Все это связано с  последними событиями со стороны  оппозиции ( движения «Левый фронт», «Солидарность», партия Навальнова и Бориса Немцова)

Все чаще и чаще мы слышим лозунги, призывающие дать свободу  и сделать переворот в стране. У современным поэтов  четко это выражено в стихах. Пример –Алексей Никонов. Его революционный бунт и своя позиция по отношению ко всей ситуации в стране отображается не только в стихах, но и в его песнях.

 

Я тоже считаю то, что нашей  стране нужен революционный переворот. Нельзя отбирать у человечества свободу, заковывать их в кандалы и заставлять работать на систему. У человека есть право выбора, свобода слова, но и это пытаются отобрать. И нет границ-младенец ты, ребенок или взрослый человек.  Поэтому мне очень близки картины Делакруа как и он сам.

 

Ссылки, по которым была написана контрольная работа.

Информация о работе Анализ картины Эжен Делакруа "Свобода на баррикадах"