Анализ картины П.Пикассо «Дружба»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Картина Пабло Пикассо «Дружба» была написана весной 1908 года. Её написанию предшествовал целый ряд больших и маленьких этюдов. Наряду с такими работами, как «Фермерша», «Дриада», «Три женщины», «Две обнаженные фигуры» она была создана в период формирования стиля абстрактный кубизм. Даже если более конкретно, стилистика «Дружбы» характерна для первого периода абстрактного кубизма, который иногда называют «сезанновским» кубизмом, иногда - африканским, из-за явного влияния на поиски Пикассо нового художественного языка африканской и полинезийской скульптуры.

Файлы: 1 файл

f_86750c8f9dbeb2d9.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Анализ картины П.Пикассо  «Дружба»

Картина Пабло Пикассо  «Дружба» была написана весной 1908 года. Её написанию  предшествовал целый ряд больших  и маленьких этюдов. Наряду с такими работами, как «Фермерша», «Дриада», «Три женщины», «Две обнаженные фигуры» она была создана в период формирования стиля абстрактный кубизм. Даже если более конкретно, стилистика «Дружбы» характерна для первого периода абстрактного кубизма, который иногда называют «сезанновским» кубизмом, иногда - африканским, из-за явного влияния на поиски Пикассо нового художественного языка  африканской и полинезийской скульптуры.  Для стиля абстрактного кубизма более позднего периода творчества Пикассо характерно разложение формы цельного предмета на мелкие разнородные детали. Вспомним портрет Амбруаза Воллара, в котором именно цвет подчеркивает объемы и изображаемый объект, словно бы, выплывает из смешения граней. Несколько иная манера в картине «Дружба». Грубоватые, упрощенные, скульптурные и четко выписанные фигуры ясно выделяются на более темном фоне картины.

Сейчас полотно «Дружба» Пикассо  хранится в Эрмитаже. В России она  оказалась, благодаря купцу Щукину, известному поклоннику  и коллекционеру  модернистского искусства. Это полотно  было одним из пятидесяти картин Пабло  Пикассо, которые Щукин приобрел в Париже. Щукин часто  приезжал в Париж с целью приобретения новых картин. В конце концов, его усилия коллекционера привели  к воплощению в жизнь великолепной идеи. В 1914 году Щукин создал в Москве картинную галерею, в которой хранилась лучшая в Европе коллекция современной французской живописи. В его собрании картин были прекрасные  образцы творчества Ван Гога, Моне, Тулуз-Лотрека, Дега, Гогена. Щукин был знаком с Матиссом, приобретал у него множество картин. С работами Пикассо, да и с самим художником  Щукина познакомил  именно Матисс. Со времени своего знакомства с Пикассо и до вскоре разгоревшейся мировой войны Щукин часто посещал мастерскую Пикассо, следил за эволюцией его творчества, приобретал полотна художника. Щукин был не только коллекционером и любителем живописи, он был авторитетным знатоком и ценителем творчества  художников и, кстати, считал Пикассо и Матисса наиболее выдающимися художниками начала ХХ века. Так что любоваться полотном Пикассо «Дружба» в Эрмитаже мы можем, благодаря усилиям и Матисса, и Щукина.

 

Картина «Дружба» представляет собой  композицию из двух обнаженных женских  фигур. Теплые, насыщенные тона картины  словно бы хранят аромат земли. Цветовая гамма полотна очень характерна для «африканского периода» Пикассо: коричневые, терракотовые, золотистые, грязно-зеленые тона.  Женские фигуры угловаты, скульптурны, массивны, кажется, что они сложены из деревянных блоков. Как и многие картины Пикассо периода абстрактного кубизма, женские фигуры напоминают одновременно и негритянскую скульптуру, и полинезийское, и иберийское искусство. Они мощны и естественны, как сама Земля, лишены всего привнесенного цивилизацией, просты и безыскусственны и кажутся воплощением варварской силы. Человеческие формы тела сведены к простым геометрическим формам, что также типично для абстрактного кубизма. Абстракция и упрощение форм доводятся до предела. Фигуры не разделены на несколько планов,  а сведены к основным геометрическим формам, подчеркнутым густыми тенями. Ритм композиции построен на контрасте углов и округлых линий. Известно, что в этот период творчества Пикассо особенно интересовал ритм композиции картины. И мы в полотне «Дружба» явно ощущаем ритм линий, форм, цвета. Например, стоит обратить внимание: при взгляде на картину глаз зрителя движется от более темного правого верхнего угла  полотна, до более светлого - переброшенной через руку светлой ткани в левом нижнем углу полотна. Явно чувствуется состояние доверия, отсутствия напряжения, даже расслабленности у двух фигур, плоскости которых словно бы входят друг в друга. Пикассо отказался от изображения геометрической перспективы, пространственные планы на этом полотне смещены и создается впечатление, что они проникают друг в друга.

 

 

Анализ произведения с положительной  точки зрения.

 

Начало ХХ века, когда и формировался кубизм, было временем научных открытий, изменивших привычную картину мира, временем начала индустриальной эпохи, изменившей образ жизни и временем, когда наиболее тонкие художественные натуры предчувствовали грядущие потрясения, несмотря на внешнюю безмятежность и благополучие общества. Каноны и традиции изобразительного искусства, созданные в эпоху Возрождения были подвергнуты сомнению. Прежде всего, следствием изменившейся картины мира был вопрос, который ставили перед собой далеко не только художники, а и многие мыслители: воспринимаем ли мы мир таким, каков он есть на самом деле? Или человечество воспринимает всего лишь иллюзию, интерпретацию окружающего, созданного мозгом на основе далеко не самых точных данных органов восприятия? В таком случае, цель живописи, отразить не предметный мир, а суть мира, при помощи цвета, линий, формы. Так полагали абстракционисты. В основе же художественных экспериментов кубистов лежало стремление постигнуть и изобразить суть окружающего предметного мира, преодолев чувственную видимость. Именно поэтому в живописи у художников-кубистов концепция важнее, чем зрительное восприятие мира, а математическая интуиция – внешней очевидности. У кубистов было свое философское обоснование особенностей стиля, и в их философских спорах активное участие принимал математик Прансе.

Кубисты изображали мир не таким, каким  они его видят, а таким, каким  они его знают. Они полагали, что  настоящий мир – это мир  чистых геометрических форм. Его необходимо постигать умом, а не воспринимать глазом, поскольку то, что мы видим – это искаженное нашим воображением отклонение от чистой формы.

Какой смысл изображать так называемый «реальный мир», гораздо более  интересная и  достойная задача для  настоящего творца передать свои идеи, мысли, ощущения при помощи средств живописи. Ведь функцию  отображения реальности в начале ХХ века взяла на себя  недавно изобретенная фотография.  На мой взгляд, это очень интересная и достойная одобрения позиция.

 Рассматривая с таких позиций  картину Пикассо «Дружба» мы находим в ней множество достоинств. Обращение к первобытным, природным, естественным образам африканского, полинезийского, иберийского искусства было своего рода антитезой изломанному, полному фальши и условностей цивилизованному миру. Пикассо пытался вернуться к истокам мира.

Полотно выделяется  особой геометричностью и монументальностью изображения. Заложенная здесь художником созидательная энергия передается зрителю, приобщая его к акту творения. В пластическом и цветовом строе картины есть отзвуки негритянского искусства, под знаком которого проходит в это время все творчество Пикассо. Образы художника заставляют вспомнить африканских идолов, полных магической и устрашающей жизненной силы. Пикассо подчеркивает монументальную устойчивость женских фигур. Это не просто женщины, это архетипические образы, олицетворяющие стихию Земли. В этой работе есть атмосфера особой гармонии, спокойствия, доверия и безмятежности. А что как не спокойное доверие может служить основой для дружбы? Интересно обратить внимание на черты лица женщин. Тяжелая линия носа, пересекающая щеку и соприкасающаяся с линией губ, полузакрытые глаза, по утверждению критиков, такая манера писать лица происходят от масок, привезенных с Берега Слоновой Кости (теперь Кот-д'Ивуар).

Даже в несколько раздражающей европейский взгляд  необычности  картины есть свои положительные  моменты: полезно посмотреть на окружающий мир с непривычной точки зрения, это способствует развитию креативного  мышления.  

 

Анализ произведения с отрицательной точки зрения.

 

В основе мира лежит гармония и  красота. Причем, это вполне объективные  понятия. Все, что кажется мертвым, дисгармоничным, безобразным, словно бы разъединенным на иллюзорные составные  части не может быть ни гармоничным, ни прекрасным. Человечество не для того прошло длительный путь развития морали, нравственности, духовности, развития и совершенствования искусства, чтобы вернуться к грубому и примитивному первобытному искусству. Н.Бердяев видел в живописи кубистов  явные признаки глубокого кризиса общества, он писал «Кризис живописи ведет к выходу из физической, материальной плоти в иной, высший план». А Плеханов высказывался гораздо более категорично, называя кубизм «кризисом безобразия». Кстати, неплохо бы вспомнить, что знаменитые «Авиньонские девицы» были задуманы, как смешная пародия на вывеску дома терпимости.

С этой точки зрения полотно «Дружба» просто неуклюжее изображения двух грубых фигур, в которых трудно угадать, женские  они или мужские. Грязные  оттенки коричневатых тонов могут только спровоцировать депрессию у зрителей.

 

Вывод:

Вольтер сказал: «Я могу быть не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказывать его». Я не буду столь категоричной, в смысле самопожертвования, но думаю, что чем больше самых разнообразных стилей живописи и вообще искусства, тем богаче человечество. Свобода самовыражения в искусстве - вещь необходимая, а мнения о произведениях искусства могут быть разными, что ни в коей мере не должно препятствовать творчеству художников.


Информация о работе Анализ картины П.Пикассо «Дружба»