Анализ картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучение методов и подходов анализа произведения изобразительного искусства, проанализировать картину «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли в соответствии с методами анализа живописного произведения и на основании этого сделать выводы.
Задачи курсовой работы:
- определить методологию исследования произведений живописи, описать их историческое возникновение, сложение и развитие методов анализа произведений изобразительного искусства;
- определить наиболее приемлемые методы для анализа произведений изобразительного искусства и применить их на примере;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел I .Методология исследования произведения живописи……………….5
1.1 Формально - стилистический метод………………………………………5
1.2 Структурный метод ……………………………………………………….7
1.3 Иконография. Иконологический метод…………………………………..8
1.4 Биографический метод ………………………………………………….. 11
1.5 Сравнительно - исторический метод…………………………………….12
1.6 Психологический метод………………………………………………….15
Раздел II. Анализ картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»………16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………….26
Приложения .

Файлы: 1 файл

художка курсовая.docx

— 320.04 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра  культурологии  и искусствоведения

 

 

 

 

Курсовая работа  по дисциплине

«Анализ художественного  произведения и принципы художественной критики  »

на тему: «Анализ картины  Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

 

 

 

 

Выполнила :

студентка гр. ИК-092

Ватюк Мария

Научный руководитель:

ст. преподаватель  Щекина Е.П.

 

 

 

 

 

 

Одесса 2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Раздел I .Методология исследования произведения живописи……………….5

1.1 Формально - стилистический метод………………………………………5

1.2 Структурный метод ……………………………………………………….7

1.3 Иконография. Иконологический метод…………………………………..8

1.4     Биографический метод ………………………………………………….. 11

1.5    Сравнительно - исторический метод…………………………………….12

1.6     Психологический метод………………………………………………….15

Раздел II. Анализ  картины  Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»………16

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы…………………………………………….26

Приложения .

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современное искусствоведение позволяет провести анализ изобразительного искусства, благодаря  методам и  подходам, которые были  разработаны   в период развития искусствоведения как научной дисциплины.

 Каждый методологический  подход  рассматривается  с  точки зрения своих теоретических  (философских, идейных, культурных и т.д.) предпосылок.          

Для анализа изобразительного искусства необходимо  быть осведомленным  и владеть навыками  и умением использовать те или иные подходы или методы.

Цель данной курсовой работы изучение  методов и подходов анализа  произведения изобразительного искусства, проанализировать картину  «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли в соответствии с методами анализа живописного произведения и на основании этого сделать выводы.

Задачи курсовой работы:

- определить методологию исследования произведений живописи,  описать их историческое возникновение, сложение и развитие методов анализа произведений изобразительного искусства;

-  определить наиболее  приемлемые методы для анализа  произведений изобразительного  искусства и применить их  на  примере;

- сделать анализ картины  «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Объект: методология исследования живописи.

Предмет: анализ произведения изобразительного искусства Сандро  Боттичелли «Рождение Венеры».

Актуальность курсовой работы состоит в том, что Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников Итальянского Ренессанса. Он оставил несомненно след в истории не только  Итальянского Возрождения,но и истории в общем. Многогранность творческого таланта Сандро Боттичелли. Считается (по крайней мере, некоторыми авторами), что именно Сандро Боттичелли одним из первых внес в изобразительное искусство античный миф и аллегорию[1.c.73]. Перечень его сюжетов включает в себя (помимо упомянутых мифологии и аллегории) историю, патетические религиозные темы, иллюстрации к художественным произведениям (например, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте и т.д.) Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Актуальность темы связана  и с сохраняющейся до настоящего времени дискуссионностью в оценках, как самого художника, так и его произведений. Причем в этих оценках Сандро Боттичелли предстает перед нами в самом широком «спектре» от едва ли не самого выдающегося мастера всех времен и народов, до... «неврастеника, который писал для неврастеников»[2.c.122].

Данная курсовая робота состоит из  введения, двух разделов и заключения и списка использованной литературы и приложения.

 В первом  разделе  идет речь об особенностях  искусствоведческих методов анализа произведений изобразительного искусства, описано их историческое возникновения, сложения и исчезновения.

Во  втором  разделе  приводится анализ картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» с использованием выбранных методов.

 

 

 

 

Раздел I .Методология  исследования произведения живописи.

    1. Формально - стилистический метод.

Формально-стилистический метод - метод в искусствознании, ориентированный на описание и аналитику художественной формы, понятой, по крайней мере, в двух значениях: как внутренняя организация произведения и как его внешний облик (с выделением таких аспектов понятия «формы» как структурный принцип, правило-канон, тип и облик-вид).

Под формой с учетом связи  художественной формы с зрительно-визуальным опытом, его организацией и воспроизведения  через оформление художественного  материала можно понимать и гештальт как целостно-динамическую характеристику произведения, как его визуально-ментальную структуру. Поэтому художественная форма - это и экспрессивные средства, используемые в творческом процессе, для анализа которого традиционно выделяют уровни формальной организации произведения: пространство, время, свет, цвет, композиция, форма.

Формальный метод проявляет  себя в теории изобразительного искусства, об этом говорит представитель данного  направления Генрих Вельфлин.

«Генрих Вёльфлин был тем самым ученым, который стал впервые разрабатывать специальные методы искусствоведения самым систематическими основательным образом и выработал учение о языке искусства. Современники признали его создателем новой дисциплины, и за первопроходцем потянулись многочисленные ученики и последователи, которых притягивала именно систематичность и обозримость, а следовательно — заведомая усвояемость системы Вёльфлина»[3.с. 13]. Для Вельфлина, в рамках этого метода , главной задачей была выработка строго научной дисциплины, которая при анализе произведения искусства включала бы в себя следующие параметры: материал, формат, размер, пропорции, текстура, свет, цвет. Вельфлин сформировал 5 пар оппозиционных понятий, которые важно использовать при анализе в тенденции формально - стилистическом методе:

1. Линейность / живописность

2. Плоскостность /глубина

3. Замкнутая форма /открытая форма

4. Тектоническое /атектоническое начало

5. Безусловная ясность/ неполная ясность

Для формального метода очень важным являются  вопросы исторических форм созерцания, восприятия изображения. Сама форма произведения искусства становится носителем представлений художника о мире в целом, о его устройстве, о системе ценностей, о место и роли в ней человека. Но при этом минусы данной концепции анализа произведений изобразительного искусства в том, что этот анализ выводит за рамки очень обильный материал жизни и культуры, игнорирую огромные пласты информации (социальное, экономичное, культурное, религиозное и т.д.)

В качестве логической реакции  на формализм в искусствознании  появляется довольно рано сложившийся структурный метод (структурализм).

 

 

 

 

 

 

    1. Структурный метод.

Структурный метод анализа, позволяет проникнуть внутрь произведения.

Структурализм исследует  любое произведение как текст, «совокупность  знаков, определяющих и саму структуру  произведения, и его историко-социальную направленность, при этом важнейшую  познавательную роль играют не столько  сами знаки и символы (как в  иконологии), его системы их отношений, структурные оппозиции, стимулирующие тот или иной художественный прием, стилистический ход, форму как таковую» [4.с.435].      

Оппозиции могут быть чрезвычайно  разнообразны, а предметом изучения становится их взаимодействие как внутри больших знаковых систем, каковыми для структурализма являются стили  и художественные эпохи.

В рамках этого анализа  выявляется основание (цвет, время, пространство), есть возможность изучения отдельных  элементов и систем их взаимосвязи, но только в целостном варианте. Так как при структурном анализе произведение рассматривается, как целое будь оно простим или необычайно сложным, и так как этот метод требует учитывать наряду с формальной «стороной» произведения также и его смысл, то иконография, став иконологией, приобретает новый вес и исторический материал расчленяется уже не абстрактно по родам и видам искусства , а конкретно по симбиозам произведения, целостным художественным образованиям , отдельным произведениям .Данный метод анализа изобразительного искусства рассматривал Зедльмайр.

 

 

 

    1. Иконография. Иконологический метод.

В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен.

Метод иконографии сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с  религиозными и литературными явлениями  путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д.

В конце XIX - начале XX вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод иконографии для изучения византийских традиций в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул иконографию как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к иконографии не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

Иконология - наименование возникшего в 20-е - 30-е годы ХХ столетия исследовательского направления в истории искусств, являющегося дополнением к иконографии и изучающего символические аспекты какого-либо художественного произведения.

Иконологическая методика впервые появляется в диссертации страсбургского учёного Аби Варбурга, в 1892 году, посвящённой двум полотнам Боттичелли. Понятие же иконологический анализ он впервые применяет, описывая свою методику работы над фресками, изображающими месяцы года во дворце Скифанойя в Ферраре. Благодаря этому Варбург сумел описать астрологическое содержание этой настенной живописи. Иконографический анализ начал широко применяться учениками и сотрудниками Варбурга, т. н. Варбургской школой.

Дальнейшее развитие иконология получила благодаря американскому учёному немецкого происхождения Эрвину Панофскому, разработавшему в 1939 году для её применения специальную трёхступенчатую программу интерпретации художественного произведения:

-предиконографический анализ ,который разделялся на:

 - анализ фактического значения;

-анализ экспрессивного значения.

-иконографический анализ;

-иконологическую интерпретацию.

На первом, предиконографическом уровне «анализа картины рассматривается первичный (формальный) изображенный сюжет (люди, животные, объекты) и мир художественных мотивов, развиваемых в произведении. В произведении анализируются чувственные знаки сами по себе (фактическое значение) и связь между средствами выразительности (жесты, мимика, композиция, форма, цвет) - экспрессивное значение. Для достижения адекватной интерпретации на этом уровне необходимо иметь знание истории определенного художественного стиля, то есть понимать какими средствами на определенном этапе развития истории были выражены отношения между изображаемыми персонажами, событиями или объектами.

На втором уровне анализа картины - иконографическом, то есть «буквальном» уровне значений, происходит сравнение сюжета картины с познаниями интерпретатора в области сюжетов и аллегорий мировой мифологии с целью выявления вторичного смысла художественного произведения. « На этом уровне при анализе производится сопоставление образов, нарратива и аллегорий и их комбинаций, нашедших свое отражение в произведении, с известными темами и сюжетами из мировых литературных источников». [5.с.69]. 

На третьем - иконологическом уровне анализ картины направлен на поиск скрытого внутреннего смысла или сущности содержания произведения в целом.

При этом учёный также различает  три уровня полотна:

-феноменальный;

-значимый;

-документальный.

Иконологическая методика имеет значение в исследованиях в области истории искусств как важный инструмент визуального изучения различных феноменов в выдающихся художественно-исторических произведениях -различных эпох, национального происхождения и метода воплощения. Иконология, как направление в искусствоведении шире, чем иконография, так как исследует не только закрепленные религиозными культами каноны, но и любые устойчивые сюжеты, и изобразительные мотивы в художественных произведениях (композиционные схемы, фрагменты схем, темы, сюжеты, атрибуты, символы и геральдические знаки), переходящие их эпохи в эпоху, от одного вида искусства к другому, от мастера к мастеру. Эти устойчивые элементы языка искусства рассматриваются иконологической школой искусствоведения в качестве своеобразных носителей памяти форм, или иными словами, «символической формы», которая содержит в себе «скрытые смыслы и послания» культуры, зашифрованные коды искусства.

 

 

    1. Биографический метод .

    Биографический анализ как вспомогательный приём исследования, изучая биографические элементы как один из источников художественного образа, значение и смысл которого шире «материала», использованного в произведении. Это метод исторического подхода к творцам произведений культуры, науки и философии, при котором объектом исследования становятся жизненная и идейная траектория авторов, воплощающаяся в личных документах (автобиографиях, биографиях, переписке и др. В обобщенном виде биографический  метод был представлен В. Дильтеем , как « один из методов понимания в «науках о духе», противостоящий методам каузального и аналитического объяснения в естествознании» [6.с.77]. Для него -это метод рефлексивного осознания духовной жизни в гуманитарных науках (от истории до педагогики), позднее соединенный с методами герменевтики. Документы - биография и автобиография, - сохраняющие свидетельства о жизни личности и позволяющие осмыслить структуру ее действия, трактуются им как наиболее полное и совершенное осознание историчности мира жизни и духа. Этот метод основан на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит свое выражение личное отношение к пережитой или переживаемой общественной ситуации, выясняет  взаимодействие между ценностями и прежними установками личности .Выявив эти механизмы изменения установок в процессе приспособления к новым условиям, можно правильно интерпретировать то или иное изображение и технику автора. Этот метод очень показателен и важен при анализе произведения изобразительного искусства. Знание историко-биографческого контекста создания картины всемерно способствуют правильному анализу и интерпретации картины. С их помощью можно установить причинно-следственные связи, объясняющие конкретные причины появления тех или иных форм образов в произведении.

Информация о работе Анализ картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»