Архитектура Киевской Рус, X век - начало XII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

Дошедшие до нас, хотя и в сильно искаженном виде, памятники Киевской Руси свидетельствуют о блестящем расцвете монументального зодчества в этот период. К сожалению, от этого времени уцелели лишь храмы, являвшиеся в ту эпоху не только культовыми, но в значительной степени и общественными зданиями. В богато украшенных огромных залах храмов совершались пышные всенародные религиозные церемонии и торжественные приемы князей, связанные с важными событиями в жизни государства.

Файлы: 1 файл

Христианство. Др.Рсская архитект.docx

— 54.88 Кб (Скачать файл)

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси (X век - начало XII века)

Дошедшие до нас, хотя и в сильно искаженном виде, памятники Киевской Руси свидетельствуют о блестящем  расцвете монументального зодчества  в этот период. К сожалению, от этого  времени уцелели лишь храмы, являвшиеся в ту эпоху не только культовыми, но в значительной степени и общественными  зданиями. В богато украшенных огромных залах храмов совершались пышные всенародные религиозные церемонии  и торжественные приемы князей, связанные  с важными событиями в жизни  государства.  
 
Архитектура Киевской Руси первоначально создавалась под некоторым влиянием византийской школы. Однако уже в самых ранних произведениях зодчества ярко проявляются его национальные, подлинно русские черты: суровость могучих стен, величественная простота объемов, стройность силуэта, отказ от всего, что мельчит и дробит монументальную форму, и, вместе с тем, чарующая, присущая древнерусскому зодчеству мягкая лепка форм и неуловимая кривизна линий.  
 
Внутренняя архитектура по богатству отделки, великолепию драгоценных материалов - мрамора, золота, изразцов, мозаики, фресок - составляла резкий контраст с суровой простотой наружных стен. Особенно отчетливо эти черты проявились в описанных выше произведениях северных русских мастеров - в архитектуре Новгорода и Пскова.  
 
Свидетельства летописей, археологические раскопки и народные былины дополняют наше представление об архитектуре Киевской Руси, как о величественном, монументальном искусстве, создавшем не только отдельные памятники, но и целые архитектурные ансамбли кремлей, монастырей, дворцовых усадеб. Имеются отрывочные упоминания о площадях перед соборами для празднеств, о дворцах с гридницами, вмещавшими многочисленную дружину князя, о городских кремлях-детинцах с монументальными стенами и воротами, увенчанными надвратными церквами.  
 
Русский народ воспел в былинах киевский период истории, как один из периодов своего могущества и славы. Памятников этой блестящей эпохи ранней Руси сохранилось немного. Особенно пострадал юг Киевской Руси, ставший с XII века ареной междоусобных войн и вражеских нашествий. Киев многократно предавался огню и разгрому, превращался в развалины, но вновь возрождался из пепла, пока в 1240 году татарское нашествие не подорвало надолго его жизненные силы и культуру.

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:

В иных летописных списках годом  заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами были найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковьосвящалась дважды: по завершению строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.[3]

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двухпилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса.[5][6]. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин[7].

Некоторые ученые считают, что церковь  имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 годуорды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения татарами стенобитных орудий.

Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

 

 

Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Разные летописи (все они созданы  позже времени строительства  собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более близкой к истине считается вторая дата. В начале 2010 года сотрудники музея заявили, что «на основании многочисленных древних надписей на стенах и церковной традиции» они пришли к выводу, что собор был основан 4 ноября 1011 года, то есть во время княжения Владимира Святого]; данная версия оспаривается.

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит кУкраинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевскиммитрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который  находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

Архитектурные особенности


Первоначально Софийский собор  представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.

Собор сложен в византийской технике  из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

В то же время первоначальное архитектурное  решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма  всегда в византийской архитектуре  напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно  изменил свой облик. Наружные галереи  были надстроены, появились новые  приделы, увенчанные дополнительными  куполами (всего сейчас их 19). Собор  был побелен. Древняя полусферическая  форма глав была заменена на характерную  для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер


Интерьер собора сохранил некоторые  фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века — так называемому аскетическому стилю.

Мозаикой был украшен центральный  купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё  восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на втором — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и ЕгоВоскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.

Многочисленные столпы собора и  стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь, вероятно, были изображены князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери. Возможно, непосредственно перед Христом были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга.

Наиболее необычны изображения  в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский  ипподром, музыканты, охота.

Также на стенах храма сохранилось  множество граффити, в том числе XI—XII веков.

 

Владимиро-Суздальская  архитектура (середина XII — начало XIII вв.)

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь  во второй половине XII столетия был  построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного  белого камня — известняка. Расцвет  зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.

Информация о работе Архитектура Киевской Рус, X век - начало XII века