Библия как памятник мировой культуры

Дата добавления: 06 Декабря 2015 в 10:56
Автор работы: d*********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (22.13 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Развитие религиозных представлений прошло долгий путь.docx

  —  24.80 Кб

Библия -- самая известная и наиболее распространенная и мире «священная книга». К началу 1992 г. она была переведена (полностью или частично) на 2377 языков. Это первая из напечатанных книг (Иоганн Гутенберг, 1452-1455 гг., Майнц, Германия), которая и поныне остается издаваемой наиболее часто и наибольшими тиражами. «Священная книга» иудаизма и христианства, она оказала громадное влияние и на светскую культуру всех стран мира.

Библия в переводе с древнегреческого означает «книги». По своему объему она резко уступает Ведам и Типитаке, но это очень солидный свод текстов, включающий десятки книг.

Верующий видит в Библии не столько книгу, сколько богоданную святыню, заслуживающую благоговейного поклонения. Неверующему человеку надо обязательно иметь это в виду: даже не разделяя мысли о божественном происхождении Библии, не следует в присутствии верующего неуважительно высказываться о ней. Для служителя религии идеи и сюжеты Библии являются почти исключительным источником проповедей и темой собеседований с верующими.

На Библии построены все остальные вероучительные и богослужебные книги. Талмуд - вод религиозной иудейской литературы прямо или опосредованно опирается на Танах, а в особенности -- на Тору. Из Ветхого и Нового Завета вытекают постановления христианских соборов, писания «святых отцов», катехизисы, пособия для учащихся по «Закону Божию», богослужебные книги. На Библии основаны разнообразнейшие богословские труды и многочисленные сочинения еврейских и христианских религиозных философов

Она и поныне остается «Книгой книг». Главное в ней не то, что оказалось исторически преходящим, что подлежит критике естествоиспытателей и не соответствует мировоззрению кануна III тысячелетия.. Для верующего человека в Библии свято каждое слово. С уважением отнесусь к этому, и замечу, что она - достояние всего человечества. А потому люди неверующие вправе выделить в Библии не столько религиозно-культовое, сколько именно общечеловеческое достояние.

Для культуры человечества Библия прежде всего ценна тем, что это энциклопедическая летопись наших праотцов, а следовательно, - один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле следует понимать высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д. С. Лихачева: «Библия -- это код культуры». Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты культуры минувших тысячелетий, как и сам образ жизни, да и стиль мышления доброй половины человечества. Определяло прошлое и вошло в настоящее.

Она неизменно занимает 1-е место в мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и переводам на другие языки. Библия – это символ и знамя культуры почти двух тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел, общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят, учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть талант в землю, Фома неверующий и пр.).

Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной книге столь различные оценки – от религиозного преклонения перед ней до юмористической перелицовки библейских сюжетов (Лео Таксиль «Занимательная Библия»). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений, авторы которых обращались к Библии.

 Библия – это сборник  из нескольких десятков книг  религиозно-исторического, законодательного, пророческого и литературно-художественного содержания. В ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее объемная части Библии.

Ветхий Завет состоит из 39 книг, по еврейской традиции — из 22, по числу букв еврейского алфавита (или из 24, по числу букв греческого алфавита). Ветхий завет распадается на три крупных раздела: 1 – Пятикнижите; 2 – Пророки; 3 – Писания. Пять книг первого раздела – это «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие». Во второй раздел входят книги «Иисус Навин», «Судии», две «Книги Самуила», две «Книги царей», рассказы о двенадцати «малых пророках». В третий раздел входят «Псалтырь», «Притчи Соломона», «Иов», «Песня песней», «Руфь», «Плач Иеремии», «Книга проповедника» («Экклезиаст»), «Эсфирь», книги пророков Даниила, Эзры, Неемии, две книги Хроник.

  Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на протяжении 1000 лет на еврейском языке с XIII в. по IV в. до нашей эры (по другим оценкам с XII—VIII вв. до н. э. по II—I вв. до н. э.)[8] и канонизированных Великим Синедрионом в качестве священных из всего, переданного пророками Израиля. Является Священным Писанием для всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.

Считается, что книгой, которая в 621 г. до н.э. была обнаружена во время ремонта храма в Иерусалиме, и было Пятикнижие в том виде, в каком мы его знаем. Источниками Пятикнижия были исторические предания («родословия»), а также египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы. Пятикнижие вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма. Монотеизм (от греч. mono — один и teus — бог) — единобожие, религия, признающая, в отличие от политеизма, единого бога.

Долгое время Ветхий завет был единственным источником сведений о быте, обычаях, этнической, политической и культурной истории не только евреев, но и многих других народов Переднего Востока – египтян, финикийцев, арийцев, вавилонян, хеттов. Не было и, видимо, никогда не будет книги, которая содержала бы о своем времени столько разнообразных и точных сведений, и в этом значении Библия сопоставима с целой библиотекой, поскольку перед нами действительно огромное собрание отдельных книг, содержащих уникальную информацию и объединяющую в себе мифологию не одного народа.

Книги Ветхого завета, содержащие мифы, стадийно относятся к тому времени, когда на основе легенд и мифов складывались эпические произведения («Сказание о Гильгамеше», «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Другая часть Библии признается только христианами и называется «Новый Завет». Слово «завет» имеет смысл «договора», союза, заключенного между человеком и Богом. Пятикнижие, в том виде, в каком оно дошло до нас, представляет собой целостный историко-литературный памятник. Предполагается, что повествование относится по времени не ранее, чем к XIV— ХШ вв. до н.э. (именно тогда произошло одомашнивание животных, упоминаемое в книге Бытия). Новый Завет, собрание из 27 книг: четыре Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книга Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанные в I в. н. э. и дошедшие до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает.

Новый Завет составлен из записей восьми авторов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Петра, Павла, Иакова и Иуды.

В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке: законоположительные  : Евангелия ( от Матфея ,от Марка, от Луки ,от Иоанна);  исторические: книга Деяний Святых Апостолов; учительные : Послание Иакова ,Послания Петра ( 1-е, 2-е),Послания Иоанна (1-е,2-е, 3-е); Послание Иуды, Послания Павла (к Римлянам, к Коринфянам 1-е, 2-е; к Галатам ,к Ефесянам ,к Филиппийцам ,к Колоссянам ,к Фессалоникийцам  1-е и 2-е,к Тимофею  1-е и 2-е; к Титу , к Филимону ,к Евреям; пророческие :Откровение Иоанна Богослова.

В IX веке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием , «первоучителями и просветителями славянскими». Их родным языком предположительно мог быть вариант старо-болгарского языка, на котором разговаривали в их родной Солуни; воспитание же и образование они получили греческое.

Библия содержит россыпь человеческой мудрости: дерево познается по его плодам; не следует вливать новое вино в старые мехи; никто не пророк в своем отечестве; никто не может служить одновременно двум господам; оскверняет человека не то, что входит в него, а то, что выходит из его уст; не ищи сучка в глазу брата своего, а сначала вынь бревно из своего собственного глаза; не человек для субботы, а суббота для человека; нетрудящийся да не ест и многие другие «крылатые» выражения. Из Библии черпаются образы и сюжеты, имеющие об­щечеловеческий смысл. Каждая эпоха, каждый народ, человек вычитывают из «Книги книг» то, что соответствует их чаяниям, потребностям, уровню развития, степени веры.

 В Библии отражалось  монотеистическое мировоззрение, связанное  с представлениями об абсолютности, вездесущности, благости, незримости  единого для всех Бога. Христианский  монотеизм был связан с выработкой  нового миропонимания и мировоззрения, в котором человек рассматривался  как образ и подобие Бога, а  мир – как им сотворенный, имеющий  смыслы и цели своего существования. Христианство создало новое представление  об историческом бытии человека  и его будущем – Царстве  Божием, в которое войдет преображенное  богочеловечество. В Библии изложены  новые представления о нравственности, о свободе воли, о добродетели, грехах и воздаянии. В книгах Ветхого завета передано учение, которое призвано подсказать тем, кто этого хочет, как построить свою жизнь. Бог в христианстве не является отдаленным от человека и абстрактным, а – любящим Отцом, готовым прийти на помощь, когда в нем нуждаются.

В книгах Нового Завета, предельно чётко ощущается ценность Любви, как сильнейшего чувства, как космической силы, как смысла жизни. Уже более 2х тысячелетий миллионы людей обращаются к Библии в дни страданий или радости. Библия – источник и подлинной нравственности, и познания мира, и самопознания.

История культуры сохранила нам большое количество фольклорно-этических сводов и отдельных произведений, связанных различными народами и племенами и среди них Библия, как свод произведений древнего фольклора заслуживает внимательного и заинтересованного исследования.

 В библейских книгах  нашли свое освещение факты  и события, относящиеся преимущественно  к истории древних евреев, а  также ряда других народов  древнего Средиземноморья. Вся жизнь  людей того времени – общественная  и личная, производственная, политическая, семейно-бытовая, – находила свое  отражение в произведениях фольклора, отражение фантастическое, «причудливо  преломленное сквозь призму религиозно-мистического  восприятия мира сознанием людей  того времени». По своему жанру  это были произведения самого  различного рода – сказки, новеллы, мифы, песни, сборники притч и  афоризмов, тексты заклинаний.

Сравнивая Библию с другими фольклорно-эпическими сводами древности и религиозными документами (древнеримские Веды, исландские саги и Эдду, Махабхарату и Ратайяну, Калевала и др.), нельзя не видеть того, что в одном отношении она стоит совершенно особняком: те потеряли свое актуально-идеологическое значение, она его сохранила.

«Книги имеют свои судьбы». Одним суждено забвение, другим – вечность. Среди последних Библия отличается настолько сложной и запутанной литературной судьбой, что вряд ли когда-нибудь будет доступно полное ее постижение.

Размышляя далее о культурной роли Библии, стоит отметить приведенные в этой книге данные о доминировании религиозного начала в творчестве художников Запада. Можно констатировать, что вплоть до раннего нового времени искусство являло собой своеобразную Библиаду. Столь всепроникающим было воздействие Библии на мироощущение и вдохновение художников, скульпторов, композиторов и писателей, что без знания ее текста понять что-либо в классическом искусстве крайне трудно.

Да и сама по себе Библия составляет собрание таких, например, художественных шедевров, как «Песня песней» и псалмы. Шедеврами являются также многие рукописные и печатные издания Библии. Нередко они оснащены изумительными по выразительности иллюстрациями.

Нескончаема галерея художественных образов, навеянных Библией. «Литературной Вселенной» назвал ее наш известнейший деятель культуры С.С. Аверинцев.


Описание работы
Библия -- самая известная и наиболее распространенная и мире «священная книга». К началу 1992 г. она была переведена (полностью или частично) на 2377 языков. Это первая из напечатанных книг (Иоганн Гутенберг, 1452-1455 гг., Майнц, Германия), которая и поныне остается издаваемой наиболее часто и наибольшими тиражами. «Священная книга» иудаизма и христианства, она оказала громадное влияние и на светскую культуру всех стран мира.
Содержание работы
содержание отсутствует