Детская мебель в Городецкой росписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель -Дать теоретическое обоснование разработки проекта росписи детской мебели по мотивом Городецкой росписи.
Задачи:
– Выявить видовое разнообразие композиции Городецкой росписи;
– Выявить своеобразие орнаментальной композиции с растительным мотивом.
– Дать характеристику композиционного проёмов построения орнамента с включением «коня» и «птицы» ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
Глава 1.
Виды композиция в Городецкой росписи………………………
4
Цветочная роспись...........................................................................
6
1.2.
Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица"…..
8
1.3.
Сюжетная роспись………………………………………….............
10
Глава 2.
Детская мебель в Городецкой росписи……………….................
13
2.1.
Новые нормы СанПиН для оборудования помещений..............
15
2.2.
2.3.
Современная детская мебель с Городецкой росписью ...........

Комплект детской мебели «Купавка»…………………………….
21
23

Заключение…………………………………………………………
24

Библиография………………………

Файлы: 1 файл

КУРС. ПРО..docx

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 

Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива "петух" или "конь" трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха (см. форзац 1). Парное изображение "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Сюжетная роспись

Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое (рис. 42–45).

Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять "уникальную" прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен.

При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках,– это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней – сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье – приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы.

Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые красиво драпирующиеся шторы по бокам и настенные часы, колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами – это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы.

Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже – тот мир, в котором хотелось бы жить и ему.

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней.

Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные – собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж. 

 

Удивительно разнообразны иллюстрации к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина (см. цв. ил. 11). В росписях они часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр. (см. цв. ил. 21). Лишь по некоторым деталям росписи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюстрация. Наверное, поэтому художники подписывают работы (например, "Панно по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным Городецким изделиям последней четверти XIX в. Такого же рода пословицы и нравоучительные высказывания мы встречаем под картинками русского лубка. Это подтверждает общность и огромное влияние, которое оказали лубочные картинки в целом на народное искусство. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.2.

Детская мебель в Городецкой росписи.




 

В будущем году городецкая роспись, как художественное творчество народа, будет отмечать 155-летие. А предприятие, выпускающее соответствующую продукцию, 65-летие.  
 
За эти годы городецкая роспись вошла в десятку лучших художественных промыслов россии и получила мировую известность. Многие художники-мастера имеют заслуженные награды.  
 
Сейчас предприятие производит более двухсот наименований продукции. Это кухонные гарнитуры, детская мебель - столы, кроватки, стулья для всех возрастных групп, письменные столы, полки и полочки самых разных габаритов, тумбочки под радио- и телеаппаратуру, резные наличники, сундучки (в которых раньше невесты хранили свое приданое) и т.Д. Все изделия экологически чистые, выполненные из натурального дерева.  
 
Вообще-то она зародилась в деревне курцево, что на узоле. Но в середине тридцатых годов деревню сочли бесперспективной, и артель мастеров перевели в городец на мебельную фабрику, объединив и творчество и производство. Впрочем, ведь и курцевские кустари расписывали свои деревянные поделки не только для собственного интереса, надо полагать, и для большего спроса, для бойкой торговли.  
 
Мастера от прялочных донцев перешли к росписи детских стульев-качалок, а их делали в виде коней, петухов (мечта для любого ребенка). Появились игрушки-копилки, ряд новых изделий.  
 
На всех - характерная городецкая роспись. Это, во-первых, гирлянды цветов, знаменитые розы-купавы, обязательные на любом изделии. Затем птицы, такие, каких нет в природе. Говорят, это и есть самые настоящие птицы счастья. В-третьих, кони. Тоже почти сказочные персонажи. Здесь не конь-работяга, а конь-огонь, с тонкими изящными ногами, длинной шеей, конь-красавец. И наконец, сюжетная роспись, которая требует особого мастерства в написании людей и передаче праздничного настроения. Настоящее творчество, которое захватывает человека полностью. 
 
росписи". Понятно почему: для большей части потребителей что не хлеб и не штаны уже роскошь.  
 
Предприятие выживает за счет наращивания номенклатуры изделий, которые идут небольшими партиями и находят своего покупателя. Шесть лет назад в "городецкой росписи" открылась своя иконописная мастерская. На святое дело благословил митрополит нижегородский и арзамасскийниколай. Сейчас городецкую икону знает и ценит патриарх всея руси алексий, на то есть его грамота, полученная год назад.  
 
Иконы, созданные городецкими мастерами-иконописцами, называют "живыми". Неповторимый лик божий художники создают с помощью резца. Резные иконы всегда создавались на руси, но их оставалось все меньше. К счастью, на фабрике нашлись люди, которые владеют этим мастерством. Откуда? генеральный директор напоминает про андреярублева, с которым работал прохор из городца и который учил андрея иконописи. Вот откуда идут корни художественного наследия.  
 
В одном из залов предприятия находится иконостас - творение городецких резчиков по дереву. Это становится уже частью современной культуры. Какой будет культура завтрашнего дня и какое наследие мы передадим потомкам, остается только гадать.  
Народное искусство раньше было неотделимо от быта, ненужных вещей крестьянин не делал – каждая имела практическое назначение. Сегодня соотношение пользы и красоты в изделии несколько иное. Мы не ткем сами холст, не пьем из ковшей меды.  
Она очаровывает нас благородством формы, необычностью «наряда», изяществом росписи. И всегда особым радостным чувством, которое вызывает орнамент. За великую эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения ее прямой функции и ставим на полку как украшение интерьера. Декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.

 

 

 

 

 

2.1.Новые нормы  СанПиН для школьников.Требования к помещениям и оборудованиюобщеобразовательных учреждений.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от  назначения учебных помещений  могут быть использованы различные  виды ученической мебели: школьная  парта, столы ученические (одноместные  и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в  комплекте со стульями, конторки  и другие. Табуретки или скамейки  вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической  мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам

11015-93

11016-93

Группа роста

(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1.    

1000 -1150

460

Оранжевый

260

2.    

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3.    

1300 - 1450

580

Желтый

340

4.    

1450 - 1600

640

Красный

380

5.    

1600 - 1750

700

Зеленый

420

6.    

Свыше 1750

760

Голубой

460


Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной  мебели соответственно росту  обучающихся производится ее  цветовая маркировка, которую наносят  на видимую боковую наружную  поверхность стола и стула  в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются  в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением  слуха парты должны размещаться  в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных  помещений соблюдаются следующие  размеры проходов и расстояния  в сантиметрах:

- между рядами двухместных  столов - не менее 60;

- между рядом столов  и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов  и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими  вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов  до стены (перегородки), противоположной  классной доске, - не менее 70, от  задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного  стола до учебной доски - не  менее 100;

- от первой парты до  учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность  последнего места обучающегося  от учебной доски - 860;

- высота нижнего края  учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной  доски до первого ряда столов  в кабинетах квадратной или  поперечной конфигурации при  четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Информация о работе Детская мебель в Городецкой росписи