Деятельность музеев г. Сочи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

В жизни каждого человека в определенный период появляется потребность оглянуться на пройденный путь и что-то понять. Появление современных музеев, связано с тем же. Они возникли тогда, когда у общества и человечества появилась потребность посмотреть назад, потребность к самопознанию и самосознанию. В этом смысле они совершенно не похожи на древние мусейоны, которые, насколько мы можем знать, были философско-культурными и познавательными центрами. Все современные музеи рождались на протяжении последних двух-трех столетий. С точки зрения истории это не так уж много. Неслучайно и сегодня появление нового музея не проходит просто.

Файлы: 1 файл

Контрольная выставочная деятельность.docx

— 97.17 Кб (Скачать файл)

 

    В связи с переменами, наступившими в общественной жизни страны в 1990- е годы, многие исторические и краеведческие музеи демонтировали постоянные экспозиции и работали в режиме временных выставок. В некоторых случаях музеи и сейчас отказались от постоянной экспозиции, активно работая в режиме временных выставок, ориентируясь прежде всего на интересы местного сообщества.

    Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей. В настоящее время демонтированные в 1990-е годы постоянные экспозиции вновь открываются в музеях на основе новой научной парадигмы, при этом в музеях сохраняется активная выставочная деятельность.

 

 

 

 

      НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ

 

 

       Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.

     В настоящее время сложилось два направления научно-исследовательской работы в музеях. Первое, связанное с профилем и составом собраний, основано на современных достижениях профильных наук и включает изучение музейного собрания и памятников. Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев и связано с музееведением и смежными с ним науками (социология, психология). Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями. Многие музеи признаны авторитетными центрами в изучении профильных наук и поддерживают тесные связи с научными учреждениями (совместные конференции, экспедиции).

В настоящее время наметилась опасная тенденция превращения  музея в центр проведения досуга при сокращении и даже отказе от научных исследований. Не умаляя значения культурно-образовательной деятельности, важно сохранить сущностные параметры  музейной работы - научное изучение источников и представления результатов  обществу.

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

                                    МУЗЕЕФИКАЦИЯ

 

          Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой     Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием.

Наибольшее число среди  музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

 

 

 

                  НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

 

    В последние десятилетия значительно изменились условия деятельности музеев, многократно расширились и усложнились контакты музеев, механизм их взаимодействия друг с другом и другими учреждениями, музеи оказались вовлеченными в коммерческую деятельность и пр. В связи с этим в музейном деле появились новые понятия: менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, Паблик Рилейшнз (PR).

     Особенно активно новые технологии в музейном деле начали применяться в связи с сокращением государственного финансирования и поиском стратегии выживания в условиях экономического кризиса 1990-х гг. Во многих музеях созданы специальные отделы развития (в других случаях - маркетинга), задача которых состоит в формировании политики существования и развития музея в новых условиях, увеличения аудитории музея.

      В настоящее время идет активный процесс совершенствования управления музеями. Значительно возросла роль управляющих структур. Появились многочисленные публикации по музейному менеджменту, ведется обучение и переподготовка кадров. Под музейным менеджментом (от англ. to manage - управлять) понимают теорию и практику управления музеем и музейным персоналом.

    Музейный маркетинг (от англ. marketing - акт покупки и продажи на рынке) позволяет определять и удовлетворять интересы потребителей музейных услуг, а также формировать их. Завоевательные маркетинговые стратегии имеют целью информирование потенциального посетителя и рекламирование музейного предложения. Эффективная маркетинговая стратегия достигается при сотрудничестве с другими музеями и различными учреждениями культуры. Комплекс работ по привлечению финансов для реализации некоммерческих проектов называется фандрейзингом (от англ. fund - денежные средства; raise - добывать). Для функционирования системы фандрейзинга важное значение имеет налоговое законодательство, стимулирующее участие коммерческого сектора в некоммерческих проектах путём снижения или отмены налогов (распространено за рубежом).

Сегодня в России внебюджетная поддержка музеев осуществляется через  специальные правительственные  и региональные программы, конкурсы (на грант президента, фонда Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире"). Благотворительные программы  в сфере культуры предлагаются также  международными фондами в виде грантов. Многие российские музеи открыли  экспозиции и выставки на средства, полученные из международных фондов. Важным аспектом фандрейзинговой деятельности является умение музеев привлекать спонсоров, искать мотивы вкладывания средств коммерческих структур в музейные проекты (ГМИИ, ГИМ). Спонсоры оказывают не только финансовую поддержку, но и предоставляют определённые услуги: ремонт зданий, передача и монтаж оборудования и др. Участие спонсоров в музейных проектах служит своеобразной рекламой, подтверждает их экономическую стабильность и формирует определённый имидж. Как внебюджетный источник дохода получили распространение "Общества друзей музея", "Клубы друзей музея", включающие индивидуальных и коллективных членов.

Многие музеи проводят активную работу по формированию общественного  мнения на основе т.н. PR-технологий (от англ. public - общественный, relations - отношения, связи). PR осуществляется прежде всего через средства массовой информации. PR кампании включают комплекс мероприятий, формирующий или изменяющий отношения различных групп населения к музею. Текущие мероприятия поддерживают сформированное отношение общественности к музею.

 

 

            ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

                       В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

 

 

     Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

      В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой  экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных  из базы данных), совершить виртуальную  экскурсию по музею с помощью  электронного путеводителя и пр.

     Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются  с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернете функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья). Наиболее полно музеи России представлены на сайте museum.ru (Российская сеть культурного наследия).

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Глава 2.

 

 

                МУЗЕИ СОЧИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

      1. Музей "Дача В.В. Барсовой,

                    отдел музея истории города-курорта Сочи"

                                      Хостинский район

 

     Имя певицы  Валерии Владимировны Барсовой  всегда будет ярко сиять в  созвездии самых знаменитых русских  исполнителей. 

   Она родилась в Астрахани в 1892 году, а в 1909 г. покинула родной город ради учебы в Московской консерватории. В студенческие годы она уже пела на профессиональной сцене во многих московских театрах, была усердной ученицей К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1919 г., на заре своей творческой деятельности, молодая певица стала солисткой оперной студии при МХАТе.

   Певица многократно гастролировала по стране и за рубежом, была в 12-ти странах мира. Её концертный репертуар огромен – он охватывал 600 различных произведений. Значительную роль в её творчестве играла русская классика. Один из любимых женских образов Барсовой – нежная и трагическая Марфа из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Блестящими были главные партии в операх Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».

    

    16 апреля 1947 г. Валерия Владимировна попрощалась с Большим театром и приехала в Сочи. Здесь, на ул. Черноморской, она построила дачу с намерением открыть оперно-вокальную студию.

    19 апреля 1946 г. на заседании исполкома Сочинского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение о предоставлении депутату Верховного Совета РСФСР народной артистке СССР В.В. Барсовой земельного участка на Старо-Сухумском шоссе, размером 2000 кв м, под строительство индивидуальной дачи-виллы.

  Проект дачи В.В. Барсовой возник после проводимого ею неофициального конкурса среди нескольких архитекторов г. Сочи.  Автором выбранного для реализации варианта проекта дачи стал Игорь Александрович Люблинский.  Технический надзор и все переговоры по строительству дома Барсовой велись сочинским архитектором Николаем Сергеевичем Тришкиным,   им же разработана вся инженерно-конструктивная часть архитектурного проекта. В первую очередь был спроектирован и построен «домик для сторожа», расположенный на территории дачного участка со всеми удобствами для проживания и гаражом.

 

  Все домовладение принадлежало В. Барсовой до 1955 г. В 1955 г. продан отдельно стоящий гараж и переоборудован новым владельцем- Комисаровой (Малиновской) Т.А. под дачу. В 1966 году 2-й этаж был приобретен семьей сочинской поэтессы  В.Г. Сааковой,  которая проживает в этом доме по настоящее время (площадь-100,9 м2 в т.ч.- жилая- 51,3 м2).

 

   После смерти народной артистки СССР В.В. Барсовой, по ее завещанию, исполкому горсовета было передано 3\6 дачи, составляющие весь первый этаж за исключением помещения 8,3 кв. м, которым пользуются совладельцы для прохода по внутренней лестнице в свою часть дома.

    Решением исполкома завещанную часть дачи по ул. Черноморской, 8 , составляющую 1-й этаж, площадью 128,8 кв. м, часть полуподвала, надворные постройки на земельном участке 1072 кв. м передали Управлению культуры для размещения детской художественной школы. ДХШ занимала это помещение с 1968 по 1985 г.

    В июне 1972 г. в честь 80-летия со дня рождения народной артистки СССР В.В. Барсовой на фасаде (юго-западном) дома №8 по ул. Черноморской была укреплена мемориальная доска: «В этом доме с 1947 по 1967 гг. жила народная артистка Союза ССР Валерия Владимировна Барсова».

    В 1974г. принято решение о взятии бывшей дачи народной артистки СССР В.В. Барсовой под охрану государства как памятника истории и культуры местного значения.

    В соответствии с Решением исполкома Сочинского горсовета депутатов  «О создании мемориального Дома- музея нар. артистки СССР В.В. Барсовой- отдела Музея истории города-курорта Сочи» начались ремонтно-реставрационные работы по дому В.В. Барсовой.

    9 января 1988 года состоялось торжественное открытие отдела  истории, культуры и общественной жизни Сочи Музея истории города-курорта Сочи, который разместился в 3\6 домовладениях, завещанных Барсовой г. Сочи.

Информация о работе Деятельность музеев г. Сочи