Дионисий иконник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Описание работы

В малообжитом, суровом краю Русской земли, вблизи Белого озера, стоят неподалёку друг от друга два бывших монастыря - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.
В 1383 году путь на север был почти подвигом. Два монаха московского Симонова монастыря, два товарища - Кирилл и Ферапонт - этот подвиг совершили. И возникли монастыри - Кирилло-Белозёрский с церковью "Ученья божьей матери" и Ферапонтов с церковью "Рождества пречистыя богородицы".
В самом начале XVI века увидели стены Ферапонтова монастыря артель мастеров-живописцев, расписавших здешний храм Рождества богородицы, считавшейся в те годы покровительницей Москвы. И четыреста с лишним лет каменные стены хранили память об этих мастерах, краски фресок, надписи.
В начале XX века надписи, сделанные древними художниками, были прочтены учеными, и все узнали имена дотоле безвестных "изографов".
Имя первого и старшего из них - Дионисий.

Содержание работы

Введение. 3
Этапы творчества Дионисия 6
Первый период творчества 6
Второй период творчества 10
Третий этап творчества 13
Заключение 21
Список источников 23
Приложение 24

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 906.02 Кб (Скачать файл)

     Полагают, что находясь в преклонном возрасте, художник не мог подниматься под  купол храма и писать огромный лик Христа; что не под силу ему  были и композиции в люнетах, и  он выбрал себе для росписи западный портал, где мог творить, не будучи связан с общим темпом работы, а  внутри церкви расписывал только арки, держащие свод купола.

     Замечено, что почти во всех фресковых работ  Дионисия встречаются "погрешности" и есть некоторая незавершённость. Это происходило из-за того, что  сыновья работающие с отцом или  подмастерья, не выдерживали темпа  работы Дионисия, необходимого для  письма по высыхающей штукатурке. Как  бы то ни было, с наибольшей полнотой и художественностью идея росписи  церкви Рождества богородицы выражена во фресках западного портала  и арок.

     Западный  портал разделён на три яруса. В нижнем - по бокам до входа - изображены ангелы со свитками в руках, среднем - сцена  рождества богородицы и сцена  так называемого "ласкания младенца Иоакимом и Анной". В верхнем  ярусе размещен деисус.

     Фреска  среднего уровня - единственная "житийная" во всем храме. То, что она вынесена именно на портал, на самое "видное место", объясняется назначением церкви, посвященной празднику "рождества  богородицы". До Дионисия сюжет "Рождества  богородицы" художники трактовали обычно, как семейную сцену в доме Иоакима и Анны, родителей Марии.

     Дионисий  не мог избежать жанровых подробностей, продиктованных самим содержанием  росписи, и всё же он резко отличается от своих предшественников.

     Анна  на фрески Дионисия не делает попытки  встать, не тянется к еде, - она  сидит на ложе, исполненная достоинства  и смирения, а женщина стоящая  за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова  той, что родила будущую мать Христа.

     Женщина справа от ложа не просто протягивает  Анне чашу с едой, а торжественно подносит её. И эта золотая чаша становится центром композиции, получает особенное смысловое значение. Дионисий словно внушает зрителям, что перед  ними не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребёнка, а  совершение таинства. В таком "контексте" и второстепенная обычно сцена купания  Марии становится значительной. Композиционный центр этой фрески - золотая купель. Женщины, купающие новорождённую, не смеют  коснуться её, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как  сосуд с благовониями.

     Дионисий  заставляет зрителя вспомнить при  этом о дарах волхвов, приносимых другому младенцу - Христу. В сцене "Ласкание младенца" широкие мраморные  ступени, на которых сидят отец и  мать Марии, подобны трону. Анна прижимает  к себе дочь жестом, каким обычно богоматерь - на иконах и фресках - прижимает  к себе младенца - Христа, а Иоаким трепетно касается откинутой ручки  Марии.

     Во  всех греческих и южнославянских росписях, повествующих о предыстории  богоматери, главным лицом всегда являлась её мать - Анна. У Дионисия главное действующее лицо - сама Мария. Все сцены фрески воспринимаются поэтому как вариации темы поклонения богородице и звучат красочным вступлением  к росписи храма.

     Отмечают  весьма любопытное явление. Обычно в  центре фрески отводилось место для  божества. У Дионисия это центральное  место занимает либо пустая купель, либо угол пустого стола возле  ложа Анны, либо чаша для сбора денег, либо другие предметы. А иногда художник вообще оставляет пространство центра пустым.

      В ферапонтовских фресках, наполненных  массой персонажей - "толпой", эта  пауза особенно заметна. Она вызывает у зрителей чувство ожидания чего-то, что должно свершится или свершается незримо для глаз.

     Дионисий  не пытается "изобразить невидимое", хотя в то же время старается напомнить  о незримом присутствии "высшей силы" в любом событии. Стремление Дионисия заполнить фрески "толпой" объясняется  заботой о том, чтобы проследить действия персонажей.

     Развивая  идеи, высказанные еще в "Одигитрии",мастер старается выявить образ в  его общении с другими героями  произведения, в его делах и  поступках. Тут Дионисий резко отличается от Рублёва, организующего роспись  вокруг главных действующих лиц, подчёркивающего индивидуальное даже в персонажах второго плана.

     Герой Дионисия вливаясь в толпу, как бы теряет частицу собственного "я". Но только такой ценой, по мысли Дионисия, и может человек остаться неразрывно связанным с окружающим миром. С  тем огромным миром, что перестаёт  быть "производным от человека" (как у Рублёва), а возникает  как нечто вполне самостоятельное. Не случайно так тщательно воспроизводит  художник образы русской культуры, воспевает их. Не случайно дышат  в его фресках реализмом сцены  строительства московского Успенского собора, не случайно любовно изображён  храм Покрова-на-Нерли.

     Не  случайно мастер старательно выписывает и одежды персонажей. Дионисий настолько  точен, что благодаря ему можно  составить совершено ясное представление о русской национальной одежде XV века. Кроме того, в толпах молящихся без труда можно отличить по одеянию князя от боярина, а война от простолюдина.

     Внимание  художника к социальной принадлежности каждого персонажа тем более  примечательно, что лица самих персонажей написаны в манере, не рассчитанной на восприятие издали, излишне детализированы, как бы "измельчены".

     По  Дионисию всё равнозначно, всё ценно: и помыслы человека и его место  на земле. Мир раскрывается перед  мастером в стройной системе отношений, где невозможны произвол и случайность  и сам человек прежде всего  ответствен за свои действия.

     Дионисий  много и упорно размышлял о  необходимости и свободе, по-прежнему решая эту проблему в духе своих  знакомых московских еретиков. Новое  отношение к миру, отличное от рублёвского  сказывается и в композиции ферапонтовских фресок, в их колорите.

     Рублёв, расписывая Успенский собор во Владимире, использовал архитектурные формы  храма, чтобы открывать перед  зрителем одну часть росписи за другой. Он добивался, чтобы изображаемое раскрывалось как "мысленное", давно ожидаемое  зрителем единство.

     Дионисию  вовсе не важна постепенность  в раскрытии главной идеи - прославления богоматери. Каждая фреска его самостоятельна, объединена с другими лишь общим  чувством и вносит свою долю мысли  и цветовых созвучий в общий хор  росписи. Расположенная кольцами или  полукольцами, фрески Ферапонтова монастыря  выглядят как пышные гирлянды, призванные украшать храм.

     Дионисий  поражает наше воображение праздничностью красок.

     Он  находит изумительно ясный лазурно-зеленоватый  фон, составляет медальоны из трёх кругов разных оттенков, вписывает киноварь с примесью белил в более темный "круг багор с белилом", а  этот круг - в "круг багор".

     Восхищает живопись в люнетах (арочные проемы в сводах) храма. Сочные темно-вишневые одежды богоматери, розоватые, зелёные, золотистые одежды окружающих её людей  сливаются с многоцветными пятнами  расположенных выше медальонов и  сияют, как радуга.

     На  светлом фоне стены светлые фигуры как бы растворяются в пространстве. Сиреневые, голубые, розовые, коричневатые, зелёные, золотистые пятна архитектурных  деталей и одежды, дробя силуэт, ещё больше усиливают впечатление  невесомости, невеществености изображенного.

     Но  Дионисий не только стремится выразить идею "бесплотности" святых. Выводя зрителя на этот праздник красок, он призывает радоваться вместе с ними.

     Поэтому так легко дышится в расписанном  Дионисием храме, поэтому чувствуешь здесь необычный прилив сил, испытываешь  потребность поделиться с людьми всем хорошим, что у тебя есть, радуешься  жизни.

     И соглашаешься с теми знатоками древнего русского искусства, которые говорят, что в ферапонтовских росписях выражены чувства человека, не желающего быть рабом.

 

     

Заключение

     Дионисий  Мудрый. С таким определением записано имя прославленного русского художника  на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря.

     Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху  сложения централизованного Русского государства. К концу XV – началу XVI веков присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских  земель в единое государство. Осенью 1480 года была одержана бескровная победа на реке Угре, ознаменовавшая окончательное  падение ордынского ига.

     Новое положение Москвы как столицы  единого, обширного европейского государства  породило необходимость перестройки  Московского Кремля. В конце XV век  при Иване III заново возводятся Успенский  собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489), строится церковь Ризположения (1484-1486).

     С этим периодом связано творчество крупнейшего  после Андрея Рублева художника  Древней Руси – Дионисия. Он работал  в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных  эсхатологических настроений, связанных  с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).

     Многочисленные  исторические источники, в которых  упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К  нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего  публициста, писателя и общественного  деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного  служения и долга, особое понимание  роли Руси в ходе истории. Работам  Дионисия присущ уверенный, изящный  рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

     Дионисий  прославился росписями в Пафнутьево-Боровском монастыре. Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского собора, икона «Богоматерь Одигитрия» (1482) – для Вознесенского монастыря.

     Сохранились иконы Дионисия, написанные им для  заволжских монастырей: Павло-Обнорского, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского. Известно также, что Дионисий писал иконостас для Спасо-Каменного монастыря, находящегося под Вологдой. Русские летописи упоминают о росписях Дионисия, украшавших соборы Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой, Чигасова монастыря в Москве.

     Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском  краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансабмль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря – единственную сохранившуюся стенопись Дионисия.

     Только  здесь творчество «началохудожника»  Дионисия представлено в подлинном, практически не измененном временем и людьми виде.

 

     

Список  источников

  1. Голейзовский  Н. К. О датировке местной иконы  «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря [текст] / Н.К. Голейзовский //Древняя  Русь. Вопросы медиевистики. 2003. №3 (13).
  2. Голейзовский, Н. К. Дионисий и князь Андрей угличский [текст] / Н.К. Голейзовский //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 4 (22).
  3. Дергачев, В.В. Родословие Дионисия Иконника [текст] / В.В. Дергачев // Памятники культуры. Новые открытия: 1988. - М., 1989.
  4. Недошивин, Г. Дионисий: Русский художник второй половины XV—начала XVI века [текст] / Г. Недошивин. — М.-Л.: Искусство, 1997.
  5. Нерсесиан, Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря [текст] /Л.В. Нерсесиан. - М., 2002.
  6. Серебрякова, М.С. Стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря [текст] / М.С. Серебрякова. – М., Сфера, 1997.
  7. Холдин Ю.И. «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.» [текст] / Ю.И. Холдин. – М.: изд-во Фонда «Фрески Руси». – 2006.
  8. Художественное наследие Дионисия. Каталог выставки Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 21 августа - 20 сентября 2002 года. [текст] / Ред. М. Н. Шаромазов. - М., 2002.
  9. Чугунов, Г.И. Дионисий [текст] / Г.И. Чугунов. - Л., 1979.
  10. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник [текст] / А.П. Шикман. -  Москва, 1997.
  11. Музей фресок Дионисия. [электронный ресурс]// http://www.dionisy.com/
  12. Русские художники. Дионисий. [электронный ресурс]// http://www.artsait.ru/art/d/dionosy/main.htm

Информация о работе Дионисий иконник