Дискотека-как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

.Время от времени в жизни общества происходят явления, привлекающие к себе особенный, повышенный интерес. Впоследствии может показаться, что подобное внимание не соответствовало масштабу происходившего, но для своего времени эти явления были необыкновенно важными

Файлы: 1 файл

дискотека.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Программа вечера начиналась с рассказа о «Битлз», «Пинк Флойд», «Лед Зепеллин» и других знаменитых группах или музыкантах. При этом можно было сидеть, слушать музыку и повествование о ней, смотреть слайды или танцевать — как кому хотелось. Атмосфера была совершенно свободной.

Обычно я делал тематические программы минут на сорок, а потом объявлял танцы. В самом начале вечера люди тоже танцевали. Войти в зал можно было в семь часов, когда начинались танцы для пришедших первыми, а в восемь, когда собиралось большинство постоянных посетителей, начиналась главная, тематическая, часть вечера. Потом был небольшой перерыв и снова танцы, уже до самого закрытия дискотеки в одиннадцать часов вечера. (Тогда ни одно учреждение, кроме милиции, метро и медицинских пунктов, не работало позже этого времени. Никаких ночных клубов не было, в одиннадцать прекращалась вся развлекательная деятельность.)

У меня на дискотеке бывали любопытные случаи. Программа объявлялась  на целый месяц вперед — например, сегодняшний вечер посвящен группе «Чикаго», следующий — Карлосу  Сантане, потом еще кому-то. Люди могли выбрать то, что было им интересно. И вот в один из дней приходит около полутора тысяч человек. После тематической части почти треть из них встают и уходят, таким образом демонстрируя, что пришли сюда не танцевать, а послушать рассказ о своей любимой группе.

Иногда я делал ретроспективный  обзор деятельности какой-либо группы — от первого до последнего диска; выбирал композиции, комментировал, показывал эволюцию музыкального творчества и т. д. Все это чрезвычайно  интересовало людей. И тогда во всей стране стали возникать и развиваться подобные программы, которые, по сути, были лекциями, то есть дискотека фактически становилась культурным центром.

За свою жизнь я  провел около тысячи дискотек, но никогда  не работал в барах — только в учреждениях культуры. Кроме того, я побывал в самых разных местах, посетил около 700 дискотек в нашей стране и примерно 200 за рубежом (в Лас-Вегасе, в Таиланде, на Гавайях и т. д.). Могу уверенно сказать, что в России дискотека была необыкновенно творческим и масштабным явлением. В любом, даже самом небольшом городе в то время обязательно имелся дискотеатр. Как правило, это был большой коллектив художественной самодеятельности, где могло работать на общественных началах до 150 человек. Я видел дискотеку, в которую был органично включен молодежный кукольный (!) театр; талантливые ребята сами делали кукол, приглашали консультантов и ставили спектакли. Естественно, на дискотеках работали специальные танцевальные коллективы, как при команде КВН обязательно существует танцевальная группа. Могла быть и сценарная или режиссерская группа, которая ставила представление, и многие другие.

Как-то в Архангельской  области я попал на дискотеку, в которой была группа (8-10 человек) по обслуживанию гостей. К примеру, живут ребята в общежитии, и у них нет возможности принимать друзей у себя дома, а эти люди добровольно выполняют роль официанта или хозяина на дискотеке: встречают гостей, провожают к столикам и потом весь вечер развлекают, приносят чай и т. п.

Во многих дискотеках встречались замечательные «изюминки». Например, были театральные коллективы, которые разыгрывали целые музыкально-драматические композиции. Внутри подобных групп было до 7-8 направлений: кто-то снимал кино, подбирал слайды, комбинировал записи, или это была группа ведущих и т. д. Собирались колоссальные творческие молодежные коллективы, и их программы были самостоятельными произведениями искусства. Другой вопрос, на каком уровне все это делалось, — чаще всего, конечно, на любительском.

Лично мне, например, было интересно создать такое произведение: подобрать музыку, усовершенствовать звук, по необходимости добавить свет, слайды, текстовую информацию и сделать так, чтобы все это было ярко и увлекательно. Оказалось, что такая деятельность дает широкий простор для творчества. Поэтому-то по статистике девять из десяти первых диск-жокеев были людьми с высшим образованием, причем восемь из них — инженерами. (Как правило, самые способные и прогрессивно мыслящие люди в те годы шли не в гуманитарные, а именно в технические вузы. Престиж инженерных специальностей был очень высок.)

Сейчас, к сожалению, многое из этого ушло, и наши дискотеки  стали похожи на обычные западные. Они потеряли просветительскую функцию, нет больше и стремления к синтезу  искусств, хотя дискотека по- прежнему пытается воздействовать на сознание человека: звуком, светом, цветом (а мы знаем, что цвет вызывает и физиологические реакции) и т. д.

В моих работах на эту  тему изложены не только методы создания дискотечных программ, но и приемы формирования настроения (которые, уверяю вас, работают и сегодня). Если бы мне поставили задачу сделать так, чтобы на 40-й минуте на танцевальной площадке была драка, я бы сказал: «На 40-й минуте не могу, но через полтора часа обеспечу наверняка, с точностью до минуты». Я хочу сказать, что на людей можно воздействовать таким образом, что через конкретный промежуток времени они достигнут определенной степени возбуждения. И тогда начнется драка (или другое заданное действие). Причем никто так и не поймет, из-за чего, собственно, кулаками махали, — просто их к этому умело подвели. Кто-то кого-то нечаянно задел локтем или толкнул, а все так накалено, что мгновенно срывается в неуправляемый выброс энергии, и «пошло-поехало». Тридцать задеваний локтем остались без последствий, а тридцать первое вызвало потасовку наиболее разгоряченных граждан.

Методика, которую я  в свое время разработал и реализовал, была направлена, конечно, не на то, чтобы  провоцировать драки или тому подобные безобразия; она служила  для того, чтобы помочь людям хорошо, качественно отдохнуть и в определенный момент достичь приятного и радостного состояния, даже восторга, а после этого расслабиться. Эмоции должны успокоиться, потом снова вспыхнуть и угаснуть. И так несколько раз за вечер. Все это достигается с помощью определенных приемов.

Когда дискотеки вошли  в моду на Западе, в каждом большом  городе появилось несколько крупных  и престижных дискотек, но были заведения  такого рода и для бедных людей. Кроме  того, существовали дискотеки в кампусах (студенческих городках), где также работали диск-жокеи, но, как правило, это были люди малообразованные, зачастую даже с неразвитым музыкальным вкусом, которые владели лишь первичными навыками манипуляции дисками с записями. Таким образом, западная дискотека формировалась в довольно узком спектре музыкальной культуры. Бывали, конечно, приятные исключения: и на Западе есть незаурядные люди, но в России их явно больше. Один из современных примеров талантливого ведущего — Дмитрий Нагиев. Это весьма способный коммуникатор, который умело общается с аудиторией. В нашем городе сейчас, может быть, найдется с десяток таких одаренных людей.

В России дискотека пережила период, когда, уже будучи официально признанной, она выступала как некая просветительская форма организации досуга (чего на Западе не было никогда). Хотя не обошлось без перегибов. Одно время дискотеками у нас активно занимались коммунистическая партия и комсомол. Множество документов было выпущено по инициативе партийного руководства, которое считало, что дискотеки нужны, но должны быть «правильными» — воспитывать молодежь нравственно, а главное, идеологически. В каждом регионе страны были организованы специальные курсы, на которых ведущие программ и другой персонал дискотек повышали квалификацию.

Лет пятнадцать назад (к тому времени я уже работал в этом вузе) мне приходилось раз по семь в месяц вылетать в разные города, от Калининграда до Владивостока, чтобы прочесть там лекции о том, как организовывать и проводить дискотеки. Результаты получались очень неплохие — в каждом регионе находились талантливые люди, которые интересно работали с молодежью.

Позднее, когда информационная блокада была прорвана, на радио  и телевидении в большом количестве появились передачи о музыке. Журналы  и газеты старались не отставать, и необходимость в просветительской роли дискотеки существенно уменьшилась, а потом и вовсе отпала. Дискотеки начали превращаться в обычную форму организации досуга, где можно потанцевать, познакомиться, отдохнуть. Они стали нормальной отраслью шоу-бизнеса.

Современные дискотеки  стали примитивнее по духу, но намного  лучше по техническому оснащению, по качеству звука, света и т. п. Я  до сих пор довольно часто бываю  на различных дискотеках, а поскольку  мне есть с чем сравнивать, то могу уверенно заявить, что диск-жокеи сейчас работают весьма незатейливо. Они не умеют управлять аудиторией, и им, конечно, далеко до нашего брата — ведущих дискотечных программ конца 1970-х — начала 1980-х годов. Впрочем, возможно, я ошибаюсь. Людям всегда кажется, что те, кто пришли после них, послабее и по- бледнее. Можно отнести это на счет заблуждений преклонного возраста. Каждое время хорошо для своего поколения.

МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАСТРОЕНИЯ

В свое время, при работе над кандидатской диссертацией, мне  удалось, смею надеяться, весьма неплохо описать дискотеки, определить их типы и функции. Обо всем этом можно прочитать в моих книгах.

Когда-то в Высшей профсоюзной  школе культуры, предшественнице  Гуманитарного университета профсоюзов, я вел специальный курс о дискотеках; он длился год или полтора, содержал много лекционных часов, семинарских и практических занятий. В итоге мы выпускали специалистов, которые могли очень неплохо организовывать дискотеки. В числе прочих был, например, раздел о том, как подобрать ведущего, какими качествами он должен обладать, что обязан знать и уметь. Были выделены уровни пригодности и готовности человека к этой работе, то есть разработана профессиограмма ведущих, а также методика подбора музыкального материала: какую музыку выбирать, как и в какой последовательности ее компоновать.

Моим заметным открытием  той поры была методика управления темпоритмом. В театральном спектакле, уличном празднике, кинофильме —  везде есть свои законы драматургии: действие развивается, доходя до кульминации. Так, и в дискотеке, по моей методике, настроение определенным образом нагнетается, потом наступает его кульминация и спад; затем опять подъем, пик и небольшая релаксация и так далее, то есть техника управления настроением людей достаточно тщательно продумана.

Другая разработанная мною методика способствовала расширению музыкального диапазона слушателя. Например, приходит на дискотеку человек, который любит музыку только одного направления или просто хочет потанцевать. Моя методика помогала сделать так, чтобы этот человек заинтересовался и приходил на следующие вечера, посвященные разным музыкальным направлениям. При этом ему ничего не навязывали и не внушали, но через несколько вечеров он уже получал удовольствие от музыки, которую раньше просто не воспринимал, хотя она была и более высокого художественного уровня. То есть эта методика позволяет повысить музыкальную культуру посетителей дискотеки.

Я написал диссертацию  о том, как дискотека способна воспитывать человека в самом  широком смысле; уверен, что она  действительно это может, хотя современная дискотека таких задач не ставит. Сейчас все нацелено на создание у людей комфортного, приятного состояния, чтобы они приходили снова и снова и тратили бы деньги на дискотеку, а еще больше — на выпивку, потому что плата за билеты едва ли составляет четверть всего дохода. В основном прибыль делается за счет продажи алкогольных напитков — в самых престижных ночных клубах цена за 50 граммов коньяка несопоставима со стоимостью входного билета. Так что это уже совершенно иная индустрия, увы.

Мы же обсуждаем другое время. Тогда была актуальна, например, проблема организации пространства: как сделать так, чтобы человек  чувствовал себя «в своей тарелке». У меня есть статья «Организовать  пространство — организовать общение», где говорится о том, что в зале, где проводится дискотека, должны быть различные функциональные зоны, как подразделить имеющееся пространство на такие зоны и пр.

В свое время все это  входило достаточно большим разделом в теорию работы учреждений культуры. Думаю, в недалеком будущем эти методики будут снова востребованы.

НОВАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Меня часто спрашивают, какова разница между обычными старыми  танцами и танцами на дискотеке? Вопрос непраздный. Дело в том, что  дискотека напрямую связана с  разрушением старой и появлением новой, молодежной культуры, в том числе танцевальной. Я бы сформулировал этот тезис следующим образом: дискотека — это то место, где была разрушена старая танцевальная культура и создана новая.

Примерно две тысячи вечеров в своей жизни я наблюдал за посетителями дискотеки, и по тому, как танцует человек, я могу многое о нем сказать. В танце выражается человеческая сексуальность, характер, темперамент, культура.

Дискотека как очень  демократичное действие отбросила  предыдущие достижения хореографической культуры. До дискотеки танец был строго регламентирован: оркестр играет вальс — надо танцевать вальс; звучит мазурка, полька, чарльстон — человек выполняет соответствующие хореографические па. Когда люди приходили на танцы в Дом культуры, на эстраду непременно выходил ведущий или конферансье в строгом костюме и говорил: «А теперь вальс-бостон». И все танцевали только вальс-бостон.

У строгой регламентации  были приятные стороны. На танцах непременно присутствовал общепринятый ритуал приглашения — молодой человек подходил к девушке и обязательно говорил: «Разрешите Вас пригласить...» Сам танец обладал строго определенным рисунком, то есть заданным движением по площадке с организованными в такт движениями рук и ног. Люди учились вести себя по правилам, а затем получали удовольствие от их соблюдения.

Информация о работе Дискотека-как феномен культуры