Изучение патриотического воспитания у детей младших классов на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой : изучить приемы и средства пробуждения интереса школьников к национальной культуре;
выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках декоративного рисования;
пытаться сохранить детский интерес к искусству.
Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________________ 3
Глава I . Патриотическое воспитание учащихся на уроках декоративного рисования при изучении темы: « Гжель»______________________________________________________4
История развития промысла Гжель__________________________________________4
Классификация развития промысла Гжель____________________________________10
Особенности развития патриотического воспитания у учащихся младших классов__30
1.4 Уроки по декоративному рисованию в младших классах и методика их проведения__33
Глава II. Практическая часть___________________________________________________43
2.1 Анализ программы по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов_______46
2.2 Блок уроков
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Word.doc

— 4.28 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение  _________________________________________________________________  3                                                                                                                       

Глава I . Патриотическое воспитание учащихся на уроках декоративного рисования при изучении темы: « Гжель»______________________________________________________4

    1. История развития  промысла Гжель__________________________________________4                                                                                  
    2. Классификация развития промысла Гжель____________________________________10
    3. Особенности развития патриотического воспитания у учащихся младших классов__30

1.4 Уроки по  декоративному рисованию в младших  классах и методика их проведения__33

Глава II. Практическая часть___________________________________________________43

2.1 Анализ программы  по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов_______46

2.2 Блок уроков

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящается изучению патриотического воспитания у детей младших классов  на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель. Народно- прикладное искусство, это начало любой национальной культуры и гжель имеет ярко выраженный  народный характер. Она несет в себе черты русского, неповторимого образа.

В настоящие  время в общеобразовательных  школах на уроках изобразительного искусства  недостаточно уделяется времени  изучению народных промыслов в целом, а ограничивается рассказами и показом в основном иллюстраций.

 В процессе  преподавания  показывается  не  сам процесс выполнения изделий  народного ремесла,  а ограничивается  копированием иллюстраций и выполнением  росписи по мотивам того или  иного промысла. Это происходит  от того , что сами учителя не являются мастерами, и не владеют практическими навыками выполнения элементов декоративной росписи и последовательности их выполнения.

В мою курсовую работу входят исторический обзор керамического искусства Гжель. В этой главе говорится об истории народного промысла и его нынешнем существовании.

Также в курсовую работу входит глава о патриотическом воспитании младших школьников на уроках декоративного прикладного искусства. В которой раскрываются особенности преподавания и роль декоративно-прикладного искусства в обучении младших школьников, а также элементы эстетического воспитания на уроках по изобразительному искусству.

В практическую часть курсовой работы входит сравнительный анализ программ по ИЗО и блок конспектов к урокам по декоративному рисованию.

Цель курсовой : изучить приемы и средства пробуждения  интереса школьников к национальной культуре;

выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках декоративного  рисования;

пытаться сохранить  детский интерес к искусству.

     Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть.

1.1История  развития Гжели.

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. «См. приложение рис. 1-11»

"Гжель" - название  одного из ведущих предприятий,  где возрождено истинно народное  керамическое искусство старинных  русских мастеров.

История Гжельского художественного промысла насчитывает  более шести с половиной столетий. Происхождение слова «гжель»  вызвало немало споров среди ученных. Наиболее авторитетные исследователи  возводят его к глаголу «жечь» («обжигать глину»), а гжельские крестьяне испокон веков жгли глиняную посуду, игрушки, изразцы. Судя по данным археологических раскопок, гончарное производство в Гжели возникло не позднее XV в.

Гжель упоминается  впервые в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Колиты. . С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

 В XVI веке мастера гжели возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями гончаров из других мест России, из других стран.

К 70-80-м годам XVIII века Гжель становится центром  производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени  открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там  гончарами.

Смекалистые и  расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные  гжельские изделия пользовались неизменным спросом.

Крестьяне-кустари  трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые  в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира.

Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей  и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечавшим утилитарным  целям и художественным вкусам людей того времени.

В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенский, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской  майолики; особенно большого искусства  местные мастера достигли при  изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Мастера выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

 Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные трубы для московских улиц. В течение многих десятилетий ремесленники создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

 Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России.

  Полу фаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали их овладеть технологией их производства.

  Полу фаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

  Полу фаянс стал таким же художественным замечательным явлением, как и майолика. Мастера удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, получили материал, названный простым фаянсом или полу фаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

   Не сразу ремесленники выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полу фаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полу фаянса. Это был новый живописный изобразительный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

 К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

   Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

   В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

  Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

   В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

   Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты.

   Для искусства Гжели важное значение, имеет целостность объема, который подчеркивается росписью.

Современное искусство  Гжели- живое, развивающее художественное явление, которому свойственны поиски, взлеты и падения. Его оценка не может  быть однозначной, и, прогнозируя дальнейшее развитие, можно говорить об успехе лишь тогда, когда обращение к наследию будет носить характер глубокого творческого постижения.

    Развитие искусства в Гжели в целом можно рассматривать как единый органический историко-художественный процесс наследования традиций и обогащения их новыми чертами. Гжельская керамика самая яркая, поэтическая, национальная традиция в истории русского искусства. Богатая фантазия, высокий профессионализм, чувство материала, гармоничность – вот что привлекает всех, кто любит искусство.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация развития Гжели.

 

   История Гжели как центра художественного керамического производства насчитывает следующие основные этапы развития:

а) Майолика Гжели. «См. приложение рис.12-13»

К 70-80-м годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие мастера работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные  гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечавшим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенский, Серпуховский и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку, покрытому белой эмалью. Необычайна была форма крупных сосудов для напитков -кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в центре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде четырех львиных лап. Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, украшенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. В многоцветной росписи преобладали желтые, зеленые, коричневые и синие цвета. Гжельские мастера сумели получить бесцековый полив своих изделий, тогда как даже у Гребенщиковых изделия оказывались покрытые цеком - сеткой тонких трещин по поверхности эмали.

Информация о работе Изучение патриотического воспитания у детей младших классов на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель