Модульный комбинаторный элемент в дизайне ювелирных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка комбинаторного элемента на основе геометрических фигур в дизайне ювелирных изделий.
Объектом исследования является комбинаторика в ювелирных изделиях.
Предмет исследования: модульный комбинаторный элемент в дизайне женских шейных украшений.
Задачи исследования:
- изучить комбинаторные методы при проектировании ювелирных изделий;
- проанализировать дизайн ювелирных изделий, исходя из их функциональных и стилевых особенностей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Комбинаторика в дизайне ювелирных изделий
Комбинаторика и модуль как форма построения композиции………….7
1.2. Комбинаторное формообразование……………………………………….9

Глава II. Декоративные комбинаторные элементы в дизайне ювелирных изделий

2.1. Поиск декоративного комбинаторного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе геометрических фигур………………………………………15
2.2. Поиск комбинаторного декоративного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе природного аналога…………………………………………18
2.3. Разработка ювелирного изделия на основе модульной комбинаторики…21

Заключение…………………………………………………………………………25
Использованная литература……………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая Наташа.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГАО ВПО  Северо-Восточный федеральный университет  им. М.К. Аммосова

Физико-технический  институт

кафедра технологии обработки драгоценных камней и  металлов

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

Модульный комбинаторный  элемент в дизайне ювелирных изделий

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент III курса,  гр.ФТ-10-2,

кафедра ТОДКиМ, ФТИ

Сидорова Наталья  Гаврильевна

Научный руководитель: Сидорова Л.Е.,

к.п.н., доцент кафедры  ТОДКиМ

 

 

 

 

Якутск 2013 г.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3 
Глава I.  Комбинаторика в дизайне ювелирных изделий

    1. Комбинаторика и модуль как форма построения композиции………….7

1.2.    Комбинаторное формообразование……………………………………….9

 

Глава II. Декоративные комбинаторные элементы в дизайне ювелирных изделий

 
2.1. Поиск декоративного комбинаторного элемента в дизайне ювелирных изделий на основе геометрических фигур………………………………………15

2.2. Поиск комбинаторного  декоративного элемента в дизайне  ювелирных изделий на основе  природного аналога…………………………………………18

2.3. Разработка ювелирного изделия на основе модульной комбинаторики…21

 

Заключение…………………………………………………………………………25

Использованная  литература……………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные условия  активного перехода к информационным технологиям проектирования и производства ювелирных изделий, усложнения и дифференциации рынка и конкурентной борьбы, ускоренным процессам смены функциональных вещей престижными модными изделиями актуализируют потребность в формировании ассортимента эстетичной, качественной, эргономичной продукции, поиска инновационных подходов при разработке ювелирных изделий.

Эффективное обновление и расширение ассортимента ювелирных изделий является одной из важнейших задач повышения конкурентоспособности продукции на рынке труда.

Каждый человек, приобретая ювелирное изделие, тщательно подходит к его выбору, поскольку ювелирные изделия – предмет роскоши, который выбирается с определенной ценностью.

Главными потребительскими свойствами ювелирных товаров являются их эстетические свойства, и в этом их особенность. И чтобы выявить эти особенности мы решили  использовать в дизайне ювелирных изделий модульный комбинаторный элемент.

Комбинаторные начала в мышлении человека имеют  глубокие корни.

Комбинаторика – от латинского «соединять»- обозначает различные сочетания, составленные по определенным условиям из каких-то данных элементов. Комбинаторика – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке [2].

Метод комбинаторики, пройдя через века, сформировался в метод модульного проектирования, который применялся как при строительстве жилища, так и в создании мебели, предметов быта, ювелирной промышленности и т. д.

Декоративный  комбинаторный элемент должен вписываться  в любую структуру, быть составной частью композиции. Поиск декоративного комбинаторного элемента на основе геометрических фигур с прямолинейными контурами является наиболее продуктивным. Формообразующие способности элементов зависят от их структурного типа (геометрических параметров), от степени регулярности его строения и уровня собственной симметрии. Наименьшие они у круга или криволинейного контура, велики у квадрата, правильного треугольника или прямоугольного контура.

В ряду идей программированного формообразования комбинаторика занимает одно из главных мест. Процесс создания комбинаторных систем может идти разными путями: совершенствование исходных элементов, чтобы получить ряд дискретных конструктивных или композиционных построений; поиск новых конструктивных построений на основе известных элементов и систем связей.

Принципиально важным обстоятельством для управления комбинаторным процессом является тот факт, что в комбинаторике  всегда присутствуют два начала: постоянное и переменное. Постоянным началом  комбинаторики служат идея, концепция или схема, направляющая комбинаторный поиск. 
       В дизайне применение комбинаторно-модульного проектирования считается наиболее перспективным методом проектирования. Комбинаторный перебор модульных унифицированных структурных элементов, которые используются в различных сочетаниях, размещениях и перестановках, позволяет преобразовывать конструкции изделий, в том числе и ювелирных. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Взаимозаменяемость комбинаторно-модульных элементов, универсальность конструкций ведут к высокой экономичности моделей. Применение комбинаторного модуля способствует ритмической согласованности частей и гармонизации изделия в целом.

Большое значение при создании комбинаторных композиций в дизайне ювелирных изделий имеет выбор модульного элемента.

При проектировании ювелирных изделий большое внимание следует уделять решению именно комбинаторных задач. Навыки работы в такой области позволяют  раскрыть творческий потенциал и увеличить ассортимент ювелирной продукции. Основой для создания модульных комбинаторных композиций являются геометрические фигуры. Художники рассматривали геометрические фигуры с точки зрения эстетики, т.к. даже самые простые из них (точки, линия, треугольник и т.д.) при повторении дают декоративный эффект. Поскольку каждая геометрическая фигура – это законченная форма.

Любая геометрическая фигура может послужить мотивом  для разработки комбинаторного декоративного  элемента в дизайне ювелирных украшений. Исходя из этого, мы выбрали тему для исследования «Модульный комбинаторный элемент в дизайне ювелирных изделий».

Целью исследования является разработка комбинаторного элемента на основе геометрических фигур в  дизайне ювелирных изделий.

Объектом исследования является комбинаторика в ювелирных  изделиях.

Предмет исследования: модульный комбинаторный элемент в дизайне женских шейных украшений.

Задачи исследования:

- изучить комбинаторные  методы при проектировании ювелирных  изделий;

- проанализировать  дизайн ювелирных изделий, исходя из их функциональных и стилевых особенностей;

- разработать   женские шейные украшения на  основе комбинаторного элемента  с помощью геометрических фигур,  отвечающих требованиям современного  дизайна.

При создании статичных, динамичных и других композиций ювелирных украшений из геометрических фигур всегда должна стоять главная задача – организовать целостную структуру, четко выраженную идею определенной категории, легко воспринимаемую глазом как нечто неделимое.

При разработке комбинаторного элемента требуется  точность расчета и аккуратность. Расчет должен быть таким, чтобы каждая сторона комбинаторного элемента при  соединении соответствовала модульному решению. Тогда получится четкая, конструктивная и законченная форма композиции, логически обоснованная в декоративно-ритмическом и эстетическом отношении.

Гарантия успешного  и грамотного построения любого ювелирного изделия (коллекции украшений) в  его целостности и функциональной выразительности.

Таким образом,  комбинаторный модуль в дизайне ювелирных изделий дает богатый материал для творческого мышления и способствует развитию навыков и умений.

Введение единой модульной системы в практику художественного конструирования  облегчает решение многих задач, связанных с формообразованием изделий. В модульной системе принцип координации размеров конструктивных элементов основывается, как правило, на технических требованиях и соображениях экономической и эстетической целесообразности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Комбинаторика в дизайне ювелирных изделий.

 

    1. Комбинаторика и модуль как форма построения композиции

Комбинаторика – от латинского «соединять»- обозначает различные сочетания, составленные по определенным условиям из каких-то данных элементов. Комбинаторика –  это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке [1].

Комбинаторные (вариантные) методы формообразования применяются для выявления наибольшего  разнообразия сочетаний ограниченного  числа элементов. Сложность целостной формы, отвечающей множеству требований – функциональных, конструктивных, эстетических и др., затрудняет создание развитых комбинаторных систем «в чистом виде». При проектировании идея комбинаторики выступает лишь в качестве стимула – за основу формообразования берутся те элементы формы, из которых при поиске комбинаторного элемента должны решаться следующие основные задачи: неповторимость разнообразных композиционных приемов, декоративная и эстетическая ценность.

Модуль – это единица, меры. Назначение комбинаторного метода - выявить множество сочетаний элементов, образующих  для определения диапазона формирования вариантов, из которых можно выбрать самый оптимальный.

В дизайне модуль – это величина, принимаемая за основу расчета размеров какого либо предмета, элементов, которые всегда кратны избранному модулю.  Модуль широко применяется в дизайне, особенно при проектировании различного оборудования из унифицированных элементов.

Принципиально важным обстоятельством для управления комбинаторным процессом является тот факт, что в комбинаторике всегда присутствуют два начала: постоянное и переменное. Постоянным началом комбинаторики служат идея, концепция или схема, направляющая комбинаторный поиск. 
       В дизайне применение комбинаторно-модульного проектирования считается наиболее перспективным методом проектирования. Комбинаторный перебор модульных унифицированных структурных элементов, которые используются в различных сочетаниях, размещениях и перестановках, позволяет преобразовывать конструкции изделий, в том числе и ювелирных. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Взаимозаменяемость комбинаторно-модульных элементов, универсальность конструкций ведут к высокой экономичности моделей. Применение комбинаторного модуля способствует ритмической согласованности частей и гармонизации изделия в целом.

Большое значение при создании комбинаторных композиций в дизайне ювелирных изделий  имеет выбор модульного элемента.

Наиболее перспективным для автоматизации видом комбинаторики является формальная комбинаторика – всевозможные операции по изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся:

перестановки (размещение) частей или элементов целого;

образование сочетаний  элементов и их качеств;

изменение количества элементов, образующих целое;

изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей);

изменение материала, фактуры и цвета.

Формализация комбинаторных операций придает универсальный характер процедурам гармонизации пропорций с помощью подбора соответствующих соотношений и размеров. можно создать комбинаторную систему (геометрические, конструктивные, цветовые и др.).

В природе встречаются самые разнообразные геометрические формы. Очень часто природа унифицирует геометрические конструкции – лепестки цветов, листья деревьев, семена злаков, чешуя рыб, панцири животных. Декоративный комбинаторный элемент на основе природного аналога с криволинейными контурами обладает меньшими формообразующими способностями.

Художники рассматривали  геометрические фигуры с точки зрения эстетики, т.к. даже самые простые  из них (точки, линия, треугольник и  т.д.) при повторении дают декоративный эффект. Поскольку каждая геометрическая фигура – это законченная форма.

Любая геометрическая фигура может послужить мотивом  для разработки комбинаторного декоративного  элемента в дизайне ювелирных  украшений.

 

 

    1. 1.2. Комбинаторное формообразование

К основным приемам  комбинаторного формообразования относятся: комбинирование элементов на плоскости при создании раппортных композиций; соединение типизированных стандартных элементов (модулей) в единой целостной объемно-пространственной форме; комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри формы.

Главная специфика комбинаторного формообразования состоит в том, что это пространственная комбинаторика, которая подчиняется геометрическим законам, опирается на теорию симметрии  и комбинаторную симметрию. Примером прикладного комбинаторного формообразования в полиграфии, колористическим прототипом которого в изобразительном искусстве был пуантализм, может быть применение принципа растра, позволяющего на основе различных комбинаций точек ограниченной разновидности и определенной (квадратной) сетчатой матрицы получать тональные изображения. В числе компьютерно-комбинаторных задач – автоматизированный способ создания и реализации паркет-орнаментов. Пример паркет-орнамента, составленного из треугольников, приведен на рис. 1.

Ключевыми в программах такого рода являются применение режима графической  компоновки, определенной номенклатуры исходных элементов переноса и поворота базисного графического элемента. Правила  комбинаторной компоновки могут  быть различными, в том числе допускающими наложение ячеек друг на друга. Однако для получения плотных плоских многокомплектных раскладок деталей изделий, в частности в швейной отрасли, необходимо добиться, чтобы на произвольно взятой плоскости отношение площади покрытых фигурами (лекалами) участков ко всей площади раскладки было бы максимальным.

Рис. 1. Пример паркет-орнамента, составленного из треугольников

Мера эффективности  комбинаторного формообразования зависит  от структуры геометрии типоэлемента, способа компоновки заданных типоэлементов; от состава серии-номенклатуры типоэлементов; относительных размеров, в том числе от модульности.

Композиционная и геометрическая сочетаемость орнаментальных элементов  зависит от взаиморасположения изобразительных мотивов, степени регулярности их строения, уровня собственной симметрии. Однако к комбинаторным можно отнести только такие элементы, которые обладают свойством универсальности и высокой формообразующей способностью.

Образование различных комбинаторных форм из набора общих и повторяемых исходных элементов осуществляется всей поверхностью (или контуром), частью поверхности, линией, точкой или вообще без примыкания.

Орнамент в общем случае – это типичная форма-структура, то есть одна из разновидностей комбинаторных форм. Когда группа разных орнаментов образуется на основе общих элементарных узоров, налицо пример наиболее активного комбинаторного формообразования.

Построение модульных, комбинаторных, кинетических систем базируется на законах симметрических преобразований. Наиболее разработанными в этом плане являются программы, получаемые на основе симметрических сеток, поворотной, переносной и зеркальной симметрии, симметрии подобия [6].

 Создание группы комбинаторных  орнаментов возможно на основе асимметричной фигуры только одной разновидности. Все возможное структурное разнообразие комбинаторных орнаментов одного семейства на основе одного унифицированного типоэлемента определяется всеми возможными комбинациями видов симметрии и численно равно 17 [8]: квадратная, правильная треугольная, ромбическая, прямоугольная, косая параллелограмматическая сетки, 5- и 6-гранные сетки. «Рисунок, построенный сечением сотов, таит в себе больше возможностей разнообразия и гибкости, где дело касается движения людей» – Ф.Л. Райт.

В очень многих утилитарных  рукотворных предметах орнамент прямо или художественно опосредованно  выражает их технологические, конструктивные и иные свойства (например в формах переплетения тканей и циновок, швов каменной кладки, пластического узора на гончарных изделиях), справедливо называется в этих случаях структурным, или конструктивным и является, по существу, архитектоничным.

По критерию структурной  и экономической эффективности  сфера и круг – абсолютные образцы геометрического построения объемных и плоских форм. Эти структурно-эффективные формы оптимальны также в конструктивном и эстетическом отношениях. В 1915 г. Казимир Малевич (1878–1935 гг.) разработал свой стиль, явившийся новой ступенью художественного сознания – беспредметный «супрематизм». Малевич и его сторонники сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некоторое трансцендентное пространство, где господствовали законы комбинаторики, динамики и статики. Супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, плакаты, ткань, посуду, предметы туалета, трамваи, трибуны и т.д. Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей в общей композиции картины, цвет начал отходить на второй план. Следующий шаг привел к формированию объемов, развитию пространственного искусства, включая архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности. В середине 20-х гг. Малевич делает новый шаг в процессе «выхода» супрематизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций – архитектон. Таким образом, Малевич первый нашел предельно простые комбинаторные стилеобразующие элементы, которые получили дальнейшее развитие в XX–XXI вв. [13].

Комбинаторный метод формообразования в дизайне основывается на поиске, исследовании и применении закономерностей  вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Комбинаторика дает возможность осуществлять проектную деятельность в двух направлениях: создание новых структурных построений и варьирование исходных элементов.

Комбинаторика оперирует  определенными принципами комбинирования: перестановкой, группировкой, переворотами, организацией ритмов. Комбинаторные  методы в художественном проектировании впервые применили советские конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В Степанова. Они применяли программированные методы формообразования: комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм; комбинирование различных видов декора на основе базовой формы; варианты трансформации одежды в процессе эксплуатации. Впоследствии программированные методы формообразования не только стали ведущими методами при проектировании промышленных коллекций, но и легли в основу графических компьютерных программ.

На наш взгляд, комбинаторные методы на сегодняшний день являются основными в проектировании ювелирных изделий. К ним относятся: комбинаторика, трансформация, кинетизм.

Комбинаторный прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предполагает изменение элементов, их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Авангардные предложения в ювелирных изделиях демонстрируют порой абсурдные, гротесковые идеи, затем, в результате комбинаторного поиска, формируется новое решение, адаптированное к практическому использованию и имеющее материальное воплощение. Этот прием используется при вариантном применении деталей изделия на одной конструктивной основе.

Трансформация (от лат. transformatio – превращение) – метод превращения или изменения формы, которую можно использовать при проектировании ювелирных изделий. Процесс трансформации определяется динамикой, движением превращения или небольшого изменения.

Комбинаторные методы вбирают некоторые элементы трансформации, модульного проектирования. Трансформация разделяется следующим образом: превращение одной формы в другую; трансформация деталей внутри одной формы. Процесс превращения может быть достаточно многовариантным.

Кинетизм (от греч. kinetiko’s – приводящий в движение) относится к комбинаторным методам проектирования, в частности к методу трансформации. Кинетизм – вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей.

Кинетизм дает возможность создать мощную динамику внутри статичной формы. Среди наиболее определенных и апробированных вариантов мобильного формообразования отмечаются такие, как вращение спирали, эффекты волнового колебания, муаровый эффект и т.д. Вращение спирали порождает впечатление бесконечного подъема или спуска элементов композиции. Прием волнового колебания связывают с возникновением иллюзорных пластических изменений неподвижной формы, которые создают иллюзию перетекания изгибов формы в пространстве. Возникновение муарового эффекта связывают с трансформацией орнаментальных образов, например, при сочетании нескольких прозрачных сетчатых конструкций и различных движений зрителя вокруг них. Таким образом, метод кинетизма как проектный метод достаточно новый в дизайне ювелирных изделий, но имеет устойчивую тенденцию к расширению использования.

 

Информация о работе Модульный комбинаторный элемент в дизайне ювелирных изделий