Образ танца и образ в танце

Дата добавления: 07 Апреля 2013 в 17:58
Автор работы: s*******@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать архив (34.24 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

готов.docx

  —  37.31 Кб

Содержание

     Введение………………………………………….…….3

  1. Образ танца…………………………………………4
  2. Образ в танце……………………………………….6

Заключение………….……………….………………..11

      Список литературы…………………………………..12

 

Введение

  Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.

  Танец является отражением эпохи. Через танец мы можем постигнуть облик породившего их общества, попытаться понять образ мысли и нравы людей, их характер и психологические особенности.

 Человек в танце есть струна. Позой и телодвижениями в танце человек общается в основном с двумя стихиями - землей и воздухом. На земле танцор - частица, явленное, конкретное, имеющее форму, в воздухе (в невидимом, потаенном) танцор - волна, ощущаемое, вибрирующее, безграничное, ограниченное во времени.

  Актуальность данной  темы выражается в том, что  в наше время не каждый постановщик  имеет способность создать правильный  образ танца, передать внутреннее состояние созданного образа, найти органическое единство между характером персонажа, его жестами и танцевальными движениями.

  Цель заключается  в том, чтобы рассказать балетмейстеру  как продумать и разработать  развитие образа танца, чтобы  это привело к сценической  правде действия и к пониманию  зрителя идеи, смысла и характера, как самого танца, так и исполнителя.

  Задача состоит в том, чтобы дать понятие создания нужного образа танца и образа в танце, то есть, как обрисовать с помощью танца действие или характер, воплотить в чувства определенную идею и замысел.

 

1.Образ танца

  Танец представляет собой культурные традиции всех человеческих общин. За все существование человечества он изменился, отражаясь в культурном развитии. За это время появилось колоссальное количество видов, форм и стилей танца.

  Танец используют для самовыражения, социальной общности, в культах религий, как спортивные соревнования, для показательных видов искусства.

  «Образ танца – это чувственно воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Он воплощается в конкретной материальной форме (звуковой, пластической, цветовой и т.п.)».1

  Образ танца создается легкими, красивыми движениями тела и самим рисунком танца. И, воспринимая танец, мы в первую очередь видим привлекательную внешнюю форму: пластику тела, жесты. Внутренний смысл постигается постепенно и опосредовано – через движение человеческого тела. Безусловно, что внешняя форма и содержание неразрывно связаны и составляют единое целое: «произведения выразительных искусств не создают подобий предметов, картину жизни, не связаны с объективным миром, не отражают его. Выражают в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение – понимание и оценку жизни».2

  По словам Б.В. Асафьева, «танец является языком тела. И если мы не можем что-то передать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче».3

  Танец считается искусством выражения индивидуальности человека. Человек через танец пытается передать состояние души, донести его до зрителя с помощью движений и музыки и выразить их с помощью жестов, рисунка танца, костюма, мимики и пр. Это своеобразные «инструменты» танца. И музыка, как один из «инструментов», является основой для создания образа танца. Поэтому «важно, чтобы музыкальный материал <…> был разнообразным по содержанию, ясным по форме, четким в ритмическом отношении».4

  По мима этого от музыкального материала зависит рисунок танца, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер и дает понятие образа. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения.

  Танец и его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно, то усиливается. В танце, так же как и в музыке , где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой. С начала новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза.

  Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца.

  Рисунок танца - это расположения и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция (он должен передовать определенную мысль), должен быть подчинен идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.

  Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.

  При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.

  Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера - добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

  Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.

  Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер.

  Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя.

  Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.

  Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

  Следовательно, рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа,  строения музыкальных фраз),  национальной  принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).

  При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке.

  Например, такие рисунки как круг даёт понимание единства, дружбы. Линии, которые поочередно наступают друг на друга, показывает конфликт, противоборство.

  Эмоции визуализируются через телесность, превращаются в танцевальный рисунок, ритм, динамику, которые создают законченный образ танца.

  Создать образ танца - значит передать историю о народе, о времени, идею.

  По жестам и позам самого танцора мы часто «узнаем» ту стихию, где пребывает танцор как «представитель» растительного или животного мира. У него нет корней и нет крыльев. Но он «осваивает» пространство, его обнимая, захватывая (слова происходят от описания действий наших рук-крыльев для захвата воздуха). Смысл каждой позы можно определить по тому, сколько в ней «земности» или «полетности» и даже, более того, какую фигуру в пространстве она описывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ в танце

 Танец — музыкально-пластическое искусство. Образы в нем воспроизводятся с помощью движений и положений человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства.

  «Образные истоки танца и его языка коренятся в движениях, характерных пластических интонациях, которые рождены реальной жизнью и используются людьми повседневно в качестве средства невербального общения».5

  В быту по различным движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, о личностных качествах, об отношении к окружающим и даже о профессиональной принадлежности. Можно сказать, что каждое движение несет какую-либо информацию, содержание. Эти свойства (информация, содержание) движения сохраняются и в танце, несмотря на определенное видоизменение их внешней формы, танцевальные движения значительно отличаются от бытовых, они достаточно условны.

  «Обобщенная, «заостренная» форма содержания движений, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей танцевальные движения обладают особой выразительностью. Кроме этого, в танце используются пантомимические движения. Пантомима менее условна, она ближе к бытовой пластике человека. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизованной».6

  Таким образом, танцевальные, пантомимические движения и позы являются носителями образности данного вида искусства.

  Обобщенно-образное значение того или иного движения становится ключевым моментом в создании танцевального образа и танца в целом. Подбор и сочетание движений определяются представлениями автора о том, какими именно танцевальными и пластическими средствами можно наиболее ярко и точно воплотить тот или иной образ. В целостной композиции эта пластически-обобщенная символика благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это и позволяет понимать содержание танца без словесных пояснений.

    «Символ – это условный знак, призванный определять какое-либо обобщенное понятие. Например, белизна является символом чистоты. С другой стороны, символ приобретает черты образа».7

  Символ, информационно  очень богат и содержателен, также  как и образ.

  Создать образ в танце - значит обрисовать в танце действие или характер героя.

  «Основа образа в танце - текст, сочинённый балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать сам образ, созданный балетмейстером. Танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность».8

  Образ в танце, созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется также участием кордебалета (напр. в «Шопениана» Фокин использует кордебалет в качестве некоего эмоционального "резонатора", усиливающего образное "звучание" танца солистов).

  Композиция танца, или танцевальный "текст", составляет основу образа. Однако свое "живое звучание" образ обретает при воспроизведении "текста" исполнителем, который интерпретирует образ, прочувствовав его через свою индивидуальность, свой пластический и эмоциональный опыт. Иными словами, создание образа в танце носит двоякий характер: сочинение композиции движений (танца) и ее исполнение в индивидуальной манере. В связи с этим различают два вида танцевального творчества: композиционное и исполнительское. Осуществление каждого из них невозможно без знания языка танцевальных и пантомимических движений, без владения средствами воплощения танцевального образа.

  Также это можно  использовать и в отношении  детской художественной танцевальной деятельности, разумеется, с разделением на возрастные особенности и возможности дошкольников. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, то есть придумывание, и исполнение танца происходят одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы каждого из этих видов творчества: как композиционного, так и исполнительского.

  Детское композиционное творчество в танце – это придумывание новых способов пластического, танцевального построения образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующих воплощению танцевального образа; оригинальность комбинирования, варьирования, сочетания известных движений.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.
Содержание работы
Введение………………………………………….…….3
Образ танца…………………………………………4
Образ в танце……………………………………….6
Заключение………….……………….………………..11
Список литературы…………………………………..12