Промышленность Балахнинского района. Балахнинское кружево

Дата добавления: 07 Декабря 2015 в 15:11
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать архив (1.50 Мб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Балахнинское кружево.docx

  —  1.55 Мб

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение  высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

(НГПУ)

 

 

 

Контрольная работа

Промышленность Балахнинского района. Балахнинское кружево.

 

 

 

 

выполнил: Баскова А.П.

студент группы :Сз-11

Проверил:

                                                                       доц.Чайкина Ж.В.,к.п.н. 
Оглавление

 

 

Введение.

  История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения сейчас оспаривают и другие страны. 
  Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции европейских мастеров, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого состоит в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц.

  Одним из известных  центров кружевоплетения в XVIII—XIX веках был древний город на  Волге - Балахна, в котором плели  балахнинское кружево.

  С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством... Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность. 
  Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.

  В данной работе  рассматривается развитие кружевного кустарного промысла в Балахнинском уезде во второй половине XIX в.; выделяется период наивысшего расцвета промысла, определяются территориальные рамки распространения промысла в уезде; предпринимается попытка доказать принадлежность городского кружевного промысла к кустарной промышленности.

  В исследовании используются  ранее неопубликованные архивные  документы местного значения  - Балахнинского городского и уездного полицейского управления, Балахнинского мирового судебного округа, а также материалы регионального масштаба – нижегородского губернского статистического комитета, канцелярии нижегородского губернатора.

 

 

История возникновения

  Время возникновения  кружевоплетения в России определить  очень сложно в силу отсутствия  архивных данных об этом виде  женского кустарного промысла. В  настоящее время в музеях страны  хранятся нитяные плетеные на  коклюшках кружева XVIII века отечественного  производства. Исследовательница русского  плетеного кружева В.А.Фалеева  в числе немногих русских городов, в которых плели кружева на  продажу в XVIII в., называет Балахну  Нижегородской губернии (1).

  Известный исследователь  художественных промыслов Горьковской (Нижегородской) области Д. В. Прокопьев  писал, что начала балахнинского  кружевного промысла никто не  знал (2). Самые ранние свидетельства о существовании балахнинского кружевного промысла некоторые авторы относят лишь к пореформенной эпохе, при этом отмечается, что в Балахне в 1862 г. «насчитывалось до четырехсот кружевниц» (3). Однако уже в 1848 г., как сообщается в годовом отчете о состоянии Балахны, «главным предметом занятия… женского пола» было «плетение разного рода кружев» (4), что позволяет говорить о том, что уже в 40-х гг. промысел был настолько развит, что упоминается наряду с самыми прибыльными промыслами балахнинцев.

  За 1858 г. уже имеются  данные о количестве кружевниц  по всему Балахнинскому уезду: 52 – мастерицы и 8 учениц (5) -  в I-ом и во 2-м стане по 30 кружевниц. Здесь же в документе перечислены и населенные пункты, где плели кружева: в селах Катунках, Василевой слободе, Пурехе, Городце, Николо-Погосте и в деревнях Соромовой и в других. Как мы видим, это обширные территории, охватывающие многие приволжские волости Балахнинского уезда.

  В пореформенное время от городских полиций губернские чиновники требуют подробного описания всех промыслов, и в сферу внимания балахнинских «стражей порядка» попадает и женский промысел «кружевоплетение» .

  «Сведения о кружевницах города Балахны» - выделено отдельным документом в «Отчете Градской полиции» за 1862 г. Эти данные достаточно подробны. Они содержат не только сведения о числе кружевниц, но и цены на нитки, количество используемого материала на то, или иное изделие и другие данные.

 

 

 

 

«Сведения о кружевницах города Балахны»

«Всех кружевниц считается 672 женщин и девиц, кроме малолетних девочек, которые также приучаются с 5 летнего возраста родственницами. Шелк покупают в Нижнем Новгороде и в ярмарку, тонкий фунт 10 рублей, толстый – 8 руб. серебром. Работают преимущественно кружева, а косынки более плетут по заказу, равно и блонды, на большую косынку в 3 аршина употребляется шелку 1 фунт, среднюю ¾ фунта и меньшую ½ фунта. Кружева длиною 10 аршин и шириною 1 четверть тонкого шелку употребляется 1 четверть фунта. Косынку из тонкого шелку длиною в 3 аршина выплетают в течение года, а из толстого – в 8 месяцев. Большие косынки из тонкого шелку продаются, смотря по узору от 40 до 60 руб., а из толстого от 30 до 50 руб. серебром, средних и меньших косынок не плетут. Блонда из тонкого шелку шириной 1 четверть продается от 1 руб. до 1.50 руб. серебром, кружева шириною от 1 вершка до 1 четверти от 30 копеек до 1 руб., но если хороший узор, то 1.50 руб. Косынки, блонды и кружева продают в Нижнем Новгороде, в ярмарку, а более в разные города империи, помянутые вещи продаются на стороне по тем же ценам, как и на месте, кроме того, что берут за продажу и каждого рубля по 1 ½ копейки, а иногда от косынки получают барыша до 50 копейки серебром и от кружева и блонд от 5 до 10 копеек серебром». (1 аршин = 71,12 см; 1 фунт = около 400 г = 1/40 пуда. Косынка в 3 аршина – 2 м 13 см) (6).

  Отметим очень высокий уровень цен на кружева, особенно на косынки, которые пользовались наибольшим спросом. Если стоимость косынки определялась от 40 до 60 рублей, то 1 тысячу штук балахнинского кирпича продавали за 5 рублей (7).

  Тот факт, что балахнинские кружева были дорогостоящим товаром, подтверждает «Дело о краже кружев у крестьянки Подгорной Покровской слободы Натальи Курочкиной балахнинским мещанином Павлом Бибихиным» из фонда «Мировой судья 1-го участка Балахнинского судебного округа Нижегородской губернии» (8).

 

 

Ручной промысел «кружевоплетение»

  Во второй половине XIX в. Балахна являлась единственным  центром кружевоплетения по всей  Нижегородской губернии (9). В 70-е годы кружевоплетение называется в числе 3-х основных ручных промыслов наряду с судостроением и кирпично-изразцово-горшечным производством.       Описание этого промысла содержится в «Рапорте исправника и приставов» в Нижегородский губернский статистический комитете за 1871 г. (10). Плетением кружев, косынок, воротников и блонд занимаются исключительно лица женского сословия из жителей Балахны из белого и черного шелку, который покупается на Нижегородской ярмарке, в Нижнем Новгороде и частично в Балахне. Артельного производства не бывает, но плата за выплетенное кружево различна, смотря по ценности кружев и по его размеру. От 30 копеек до 30 рублей. Для этих работ употребляются точеные из дерева коклюшки, медные крупные и мелкие булавки, круглая подушка, набитая войлоком или паклей, обернутая холстом или той же паклей. Этот материал тоже покупается на Нижегородской ярмарке, а коклюшки работают в Балахне. Ценность кружев колеблется от 80 копеек до 50 рублей за штуку, и всего вырабатывается кружев на общую сумму до 6500 рублей. Сбыт так же бывает на Нижегородской ярмарке и в других городах: Нижнем Новгороде, Казани, а по-мелочно и в других местностях. Промысел этот существует с давних времен и находится в хорошем развитии. В плетении кружев кроме взрослых участвуют и дети моложе 16 лет.

  Кроме этих основных данных, приводятся и дополнительные сведения о том, что кружева плетутся по бумажному узору или рисунку, что «плетеи», то есть кружевницы сами делают подушки и что ценность кружева зависит от рисунка или узора, а ровно и от величины кружев (11).

Документы свидетельствуют, что количество женщин, занятых плетением кружев на коклюшках в 60-70 гг. продолжает увеличиваться. В 1869 кружевниц в Балахне насчитывалось 732 человека: среди них – 560 мастериц, 22 рабочих (вероятно, это изготовители коклюшек, подушек и подставок под них) и 150 учениц. (12). В 1875 г. их было уже 916: 608 мастериц, 83 рабочих и 225 учениц (13). Для сравнения отметим, что в 1869 г. на всю Балахну было только 7 портных и 2 модистки (14).

  Однако в это время происходит небольшое снижение сумм, полученных от продажи кружевной продукции. Если в 1871 г. было продано кружев на 6,5 тысяч рублей (15), то в 1875 г. – только на 6 тысяч (16).

  Документы 70-х годов более подробно указывают названия кружевных изделий – это «белые и черные кружева, косынки, берты, сетки, шарфы и подвязушки» (17).

  В начале 80-х годов промысел находился на том же уровне развития, что и в предыдущие десятилетия. Как пишет один из первых исследователей кружевного промысла Балахны И. Ягодинский, половина женского населения этого уездного города, которое насчитывало 2387 человек, занималось кружевоплетением как промыслом (18).

 

 

 

 

 

 

Балахонский манер

 

  В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья - тонкого шёлка.  
Балахнинцы создали особый балахонский манер. Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые виноградные косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

  Насколько велико было отличие техники выплетения кружев «балахонским манером» от остальных, в частности вологодских кружев, говорят следующие факты. Так шарф, выплетенный вологодскими кружевницами на 18 парах коклюшек, стоил 4 рубля, а косынка – на 26 парах стоила 9 руб.50 копеек (19), балахнинская же большая косынка, которая, кстати, выплеталась в течение целого года, стоила, в зависимости от узора, от 40 до 60 рублей серебром; при чем количество пар коклюшек, которые «навешивались» на подушку в процессе плетения такой огромной косынки, как, например кремовая косынка конца XIX в., хранящаяся в Балахнинской краеведческом музее (БРМ – 2973), доходило до 400 пар. При этом коклюшки приходилось «навешивать», а потом «выкидывать», что увеличивало количество использованных при плетении коклюшек.

 

 

  Несомненно, в действительности их было гораздо больше. Плетением кружев именно «балахонским манером» занимались жительницы даже небольших деревень отдаленных от Балахны. Так, по материалам Балахнинского краеведческого музея известно, что кружева плели в деревне Соболево Николо - Погостинской волости, в селе Большое Козино, деревне Лукино Козинской волости, в деревне Тычинино Кубинцевской волости, в деревне Сергеевке Бурцевской волости и во многих других. Это свидетельствовало о широком распространении кружевного кустарного промысла в Балахнинском уезде.

Известны и фамилии кружевниц – жительниц Балахны – это представительницы известных балахнинских семейств Заевых, Богдариных, Зеленихиных и других. Имена кружевниц содержатся и в архивных документах, правда, встречаются они крайне редко. Под 1863 годом названы балахнинские кружевницы – мещанские жены Агафья Федорова Половинкина, Александра Иванова Пастухова, Елизавета Алексеева Коскина (20). Эти кружевницы были приглашены в мировой суд для освидетельствования украденных кружев, т.е. женщины считались хорошими мастерицами, способными оценить кружева, определить их стоимость.     Заниженные данные о числе кружевниц подтверждают тот факт, что их количество строго не учитывалось, в силу отсутствия налогообложения за этот вид деятельности, что подтверждает причисление этого вида промысла к кустарной промышленности. Налог за торговлю платили только кружевницы – скупщицы. Принадлежность городского кружевного промысла к кустарной промышленности подтверждает и характер сбыта. Если кустари (в данном случае кустарки) производили изделия на отдаленные рынки (товарной производство), то ремесленники работали на заказ. Наличие института скупщничества было характерной чертой кустарной промышленности. Балахнинские кружевницы, как и сельские кружевницы работали исключительно на скупщиц. Таким образом, одинаковые условия производства и характера сбыта как городских, так и сельских кружевниц делают невозможным разделить промысел на две отрасли народного хозяйства, основываясь лишь на разной сословной принадлежности производительниц.

  Рассматриваемый период Балахнинской истории - XIX век стал веком расцвета балахнинского кружевного промысла. При этом его пик пришелся на 40-80-е годы, когда плетение и продажа кружев стала одним из основных промыслов уездного города и ближних волостей. Город «работал» кружева как на конвейере. Практически во всех мещанских и большинстве крестьянских домов «стучали» коклюшки. Весь XIX  век Балахна «кружевничала». Кружевной промысел Балахны и сел и деревень Балахнинского уезда, несмотря на социально-сословные различия мастериц, в XIX веке представлял собой единый вид кустарного производства и по численности занятых лиц и сумме вырабатываемой продукции являлся крупным кустарным районом Нижегородской губернии.

 

 

Заключение

 

  Замечательную коллекцию балахнинских кружевов вы можете увидеть в Балахнинском краеведческом музее.  
  По устным преданиям, кружевоплетением на Балахнинской земле занимались с конца XVIII в., но кружева в музейном собрании относятся к XIX- началу XX века - периоду расцвета балахнинского кружевного промысла.

  Одна из лучших коллекций балахнинского кружева находится в одном из старейших музеев Нижегородского края, Балахнинском краеведческом музее. В настоящее время плетением кружев балахнинским манером в Балахне занимаются Васильева Лидия Федоровна - преподаватель класса кружевниц, Котова Галина Александровна - руководитель мастерской "Кружевоплетение". 
  На выставках кружев, проводимых Балахнинским музеем, экспонируются не только старинные кружевные изделия, но и работы современных мастериц, подчеркивая тем самым преемственность традиций кружевоплетения. И в настоящее время балахнинское кружевоплетение является красивейшим промыслом Нижегородского края

Страницы:12следующая →
Описание работы
История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения сейчас оспаривают и другие страны.
Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции европейских мастеров, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого состоит в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента
Содержание работы
содержание отсутствует