Рисование экстерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Основная целью исследования является изучение изображения экстерьера, а задачами - закрепление и развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.

Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является изучение рисование экстерьера. Предметом исследования изучение законов архитектуры, изучение законов рисования объемно-пространственного изображения, развитие изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………................ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРА.. .............................................................................................. 6

1.1 Понятие об экстерьере ...……..................…………................................. 6

1.2 Факторы исполнения экстерьера…………………………..……........... 8

1.3 Этапы работы над экстерьером………………………..………............ 10
1.4Графические материалы, используемые в процессе работы над экстерьером.................................................................................................... 14

ГЛАВА 2 РИСОВАНИЕ ЭКСТЕРЬЕРА................................................. 18

2.1 Особенности рисования экстерьера…………………......…......…...… 18
2.2 Соединение экстерьера с элементами пейзажа………....…................ 21
2.3Значимость изучения работ великих мастеров изобразительного искусства для рисования экстерьера .......................................................... 24

Заключение………………………..……………....……….....…..….. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………....……….....…..……. 26

Файлы: 1 файл

курсовая рисунок. рисование экстерьера.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

1) четкость предметов  по мере удаления от зрителя  ослабевает; чем дальше от зрителя  находится предмет, тем более  расплывчаты его очертания;

2) сила тональных отношений – контрастов (разница между светом и тенью на поверхности предметов) по мере удаления от зрителя ослабевает;

3) по мере удаления  предмета от зрителя насыщенность, яркость цвета ослабевает» [7, с. 100].

На этой стадии в рисунок вводятся намеченные эскизом элементы окружения - фигуры людей, растения, машины, предметы быта и т. д. Все это подчинено главному в изображении - архитектуре. Случайные детали, мешающие общему восприятию, исключаются из изображения.

 

4-й этап - Завершающим этапом зарисовки служит обобщение рисунка. С этой целью можно проложить общую штриховку на средний и дальний планы, чтобы передний план с его объектами приблизился к зрителю. В тональных рисунках добиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей, в линейных - сила линий приводится к единой гармонии. Линии по своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения [4, с.13].

Рассматривая более подробно все стадии рисунка экстерьера нужно отметить, что работа начинается с размещения изображения на листе, формат которого определился композицией по предварительному эскизу. Для уточнения границ экстерьера можно воспользоваться рамкой видоискателя, сделанного из бумаги. При помощи его легко установить линию пересечения картинной и предметной плоскостей. Она и будет нижним краем листа бумаги. При компоновке объекта его основание следует рисовать выше нижнего края листа с тем, чтобы свободное место внизу послужило введением в композицию. На этом месте можно изобразить землю, расположенные на ней предметы, ближайшие из которых надо брать фрагментарно.

Наметив общие габариты объекта, соотношение земли и неба, обозначают линию горизонта или имеют ее в виду. Одновременно с первоначальной разметкой рисунка иногда намечают светотеневые отношения. Однако надо помнить, что света и тени нельзя брать произвольно, их нужно в рисунке сначала найти, то есть построить.

Чтобы передать объем видимого объекта, необходимо вертикальные и горизонтальные плоскости его изобразить в перспективном сокращении. При этом первостепенное значение в рисунке будут иметь пропорции, для выражения характера натуры их надо брать как можно точнее. Столкнувшись с этим на деле, студент убеждается в том, что именно пропорции определяют в архитектуре образное начало и придают ей красоту. Предмет, на котором сосредоточивается основное внимание в изображении, служит композиционным центром рисунка, остальное дополнением к нему. Рисунок моделируется так, чтобы направить взгляд зрителя на этот центр [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Графические  материалы, используемые в процессе работы над экстерьером

 

Материалы, применяемые при выполнении рисунков экстерьера и архитектурных сооружений, очень разнообразны. Это графитный карандаш, реже такие графические материалы как уголь, сангина, соус, тушь (перо, кисть), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Лишь знание характерных признаков графических материалов и техник, составляющих широкий спектр возможностей, входящих в понятие изобразительной грамоты, позволит повысить качество рисунков.

Рисовать надо по-разному. Линейно, следя за «очертаниями вещей» и объемно-пластическим эффектом, развивая свое конструктивно-пространственное мышление. И тонально, пятном, стремясь к свободной живописной форме. В выборе материала и способа рисования очень много зависит от конкретной задачи, стоящей в каждый данный момент перед художником.

 

Работа графитным карандашом. Графитный карандаш – выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки. Графитным карандашом можно достичь различной мягкости и степени серо-черных градаций. Карандашный рисунок можно легко подправить, используя резинку и «клячку» (вымоченную в бензине резинку и затем прокипяченную в воде). Графитный карандаш позволяет линией изучить конструкцию объектов изображения, а штриховкой прорабатывать детали, передавать материальность, фактуру и передать различные «настроения» архитектурного пейзажа, своеобразные особенности натуры. Выразительность линии от графического карандаша зависит от силы и разнообразия нажима на него. Контрастные линии и пятна помогают выделить первый план, а легкие уходят в глубину. Линия условна, в натуре её нет, есть объемы, силуэты которых мы видим в первую очередь.

 

Работа тушью (пером, палочкой, кистью) развивает наблюдательность, внимательность и уверенность, тренирует твердость руки, глазомер. И если тушью (палочкой, пером) целесообразнее работать линией, штрихом, то тушью-кистью работают «от монохромного пятна». Особенность этой техники в том, что изображение создают лишь два тона – черная тушь и белизна бумаги. Тональное разнообразие достигается лишь сочетанием штрихов, их толщиной и частотой. Допускается под тушь использовать только свинцовый карандаш, поскольку другие карандаши ею не перекрываются. Можно начинать работу как с самых светлых (труднее) (тонкий штрих), так и с самых темных пятен (толстый штрих, заливка) в натурной постановке. Полутон достигается расширением расстоянием между штрихами.

 

Бистр и тушь использовали для рисования замечательные мастера: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, С. Боттичелли, А.Дюрер, П, Брейгель, И. Шишкин и др. в XVIII в. сепия и тушь вытесняют бистр.

Последовательность работы в данных техниках следующая: контур изображения наносится карандашом (желательно свинцовым, так как он легко перекрывается тушью).

 Затем штрихи наносят или  на самые светлые, или на затемненные  места (рекомендуется начинающим), определяя  тем самым камертон, по которому необходимо сверяться в течение всего процесса рисования. Можно варьируя пятно (тень, полутень), разреженную штриховку (переход от полутени к свету) и, наконец, утонченную штриховку (сам свет), достигать передачи объема, фактурности и материальности объектов изображения.

 

Работа углем, соусом, сангиной позволяет на шероховатой бумаге, картоне получать разнообразные линии, масштабные пятна, светотеневые контрасты, а, используя растушевку, достигать нежнейших тональных переходов. Основными свойствами угля являются пластичность и подвижность, а по приемам работы он напоминает пастель. Сочетая уголь, соус, сангину, можно решить и живописную задачу игры теплых и холодных тонов. Уголь можно также сочетать с пастелью, ретушью, мелом, акварелью. Соус (черный, серый, коричневый) используют как линеарно, так и живописно, используя щетинную или акварельную кисть (предварительно растолочь соус в порошок и для разбавления использовать воду). Также применяется прием растушевки (конус из бумаги, замши, «промокашки») и прием штриховки «плашмя» для быстрого выявления в работе основных тональных и светотеневых отношений.

Исправление в данных техниках допускаются резинкой, хлебным мякишем. Но ими желательно пользоваться в крайних случаях и в конце работы, чтобы не нарушать структуру бумаги. Можно использовать тряпку, но не стирать ею, а стряхивать неточности и лишь затем «вынимать» резинкой, пастелью или мелом освещенные места и уплотнять в глубине, лепить форму. Закрепляются рисунки, расположенные горизонтально лаком для волос или специальным фиксативом. Возможно применение смешанных техник с использованием двух - трех материалов для получения большей выразительности. Так, например, сочетают тушь с фломастерами, которые дают ясную четкую линию, оживляющую рисунок кистью. Классические сочетания: уголь, сангина, мел (белила); тонированная бумага, графитный карандаш и сангина: тушь, перо и акварель.

При выборе техники необходимо подобрать и соответствующую ей бумагу. Зернистая бумага предпочтительнее для акварели, туши с кистью; плотная, прочная – для карандашей; бархатистая рыхлая – для мягких материалов (соус и т.д.), а для туши (пера, палочки) – глянцевая. Наряду с белой бумагой, можно использовать и тонированную бумагу [4, с. 15-16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РИСОВАНИЕ ЭКСТЕРЬЕРА

 

2.1 Особенности  рисования экстерьера

 

Правильное построение ракурсных положений, тщательная прорисовка архитектурных  элементов - обязательные  условия длительного рисунка.  Если в рисунке экстерьера это не достигнуто, необходимо вновь вернуться к проверке пропорций и построению. На всех этапах ведения рисунка проверка ранее взятых пропорций и тональных отношений обязательна. Рисунок, контролируемый с этих позиций, приобретает большую убедительность.

Намеченные части архитектурного памятника в рисунке образуют планы, различные по тону. Степень насыщенности первого из них должна быть достаточно плотной, что дает возможность тоньше промоделировать остальные. Однако первый план может быть светлым с хорошо просматривающимися объемами, четко видными границами падающих теней, рефлексами. Если все это хорошо передать, то прорисовать более удаленные части уже не представит сложности. В процессе изображения основных масс  антуража, земли, неба  происходит распределение больших светлых и темных тональностей. Чтобы не разбивать их единства, небольшие детали уточняют позже, когда основные отношения уже взяты.

Нередко архитектура усложнена обилием декоративных элементов: каменными, гипсовыми орнаментами, настенной росписью, мраморными и бронзовыми скульптурами. Такие дополнения к архитектуре, входя в рисунок, не должны нарушать его единства. Такой рисунок развивает способность работать от общего к частному, способствуя умению цельно видеть, понимать сущность деталей, определять их значение в большой форме. Надо помнить, что излишняя увлеченность деталировкой, декоративностью, мешает видеть в натуре логическую связь и закономерность построения архитектурной формы.

В экстерьере деталями также могут быть деревья, различные виды транспорта, люди. Основным мерилом пропорций архитектуры во время работы с натуры служит фигура человека, обогащающая экстерьер, придающая ему масштабность и сообщающая реальность обстановке. Как и все остальное, она должна быть подчинена гармонии целого.

При рисовании экстерьера следует помнить, что силуэты, образуемые выступами архитектурных частей, скульптурой, могут быть темными или светлыми по отношению к фону в зависимости от освещения. Светотеневые колебания, верно переданные в рисунке, создают нужную контрастность и пространственное ощущение формы. Построение света, теней должно быть логичным, это надо учитывать, изображая основные объемы здания, передавая общий ритм оконных, дверных проемов дома, а также колонн, скульптуры и прочего декора. Закономерности освещения можно освоить, фиксируя границы падающих теней, работая в одни и те же часы. Точный абрис падающих теней в освещении контражуром также необходим. Рисуя, следует учитывать окраску здания, так как от степени интенсивности цвета зависит насыщенность его силуэта. Тоновое различие отдельных архитектурных частей, окрашенных в различные цвета, в рисунке также имеет существенное значение [6].

Чем ближе здание к зрителю, тем его светотеневые и цветовые градации резче. В солнечный день они просматриваются детально, в туман, ранние или вечерние часы - более общо.

В пейзажных далях четкость сооружения, его силуэт теряется, свет и тени сливаются в один тон. В таком рисунке следует выделять только главное. При этом важно найти тональную связь неба с предметами первого и последнего планов, уловить разницу в насыщенности тона неба у горизонта и наиболее высоких изображаемых частей небесного свода.

Основными изобразительными средствами лепки формы служат линия, пятно, тон. В работе ими пользуются поочередно или одновременно. Линией обозначают границы предмета в касаниях со средой, пятном решают декоративные задачи рисунка, тоном моделируют форму, объединяют детали и весь рисунок в целом. Но такое разделение надо считать чисто условным, так как рисование с натуры - единый творческий процесс, и средства изобразительного языка в нем взаимосвязаны.

Форма и величина предметов зрительно изменяются не только в зависимости от расстояния, но и от положения, в котором мы их видим. Правдиво выразить это на плоскости листа поможет знание законов перспективы, дающей возможность изобразить предмет так, как его воспринимает глаз. Зная правила перспективного построения масштабов, криволинейных поверхностей, нетрудно проверить в рисунке соотношение взятых величин, нарисовать круглое окно, арку и другие части с закругленными очертаниями. Владея правилами построения восходящих и нисходящих плоскостей, можно вернее передать рельеф поверхности земли, крутизну подъема берега, спуск к воде, мост, причал, набережную и т. п., а степень насыщенности планов передавать с учетом влияния на них слоя воздуха, то есть воздушной перспективы.

В вечернее и ночное время, когда уменьшается яркость освещения объемов, земли, исчезают очертания предметов по мере удаления их от источника света - действуют законы световой перспективы.

В рисунке не применяются методы перспективных построений луча, сетки, теней, но знание этих основ помогает грамотно передать увиденное. Рисунок экстерьера - не чертеж, и сводить его только к перспективному построению не следует. Но контролировать изображение с натуры требованиями законов перспективы, как уже об этом было сказано, обязательно   (Приложение А, рис.2 ).

 

 

 

2.2 Соединение экстерьера с элементами пейзажа

 

В процессе рисования внимание должно быть также обращено на связь сооружений с окружающим пейзажем: архитектура и природа дополняют друг друга. Хорошо спланированное строительство на участке лесного, горного или прибрежного пейзажа рационально преобразует его. Однако возможно и изменение архитектурной формы под влиянием природных условий, например из-за сложного рельефа местности, лесных зарослей, камней, воды и т. д. При рисовании они станут неотделимыми элементами композиции экстерьера. Тесную связь архитектуры с природой можно наблюдать, рисуя экстерьер в ландшафтных и дворцовых парках . Это единство достигнуто благодаря планировке зодчих, предусмотревших малые формы, фонтаны, скульптуру, мемориальные павильоны, беседки, пропилеи, открытые концертные залы в благоустроенных местах.

Информация о работе Рисование экстерьера