Викторианский стиль одежды в современном субкультурном направлении "Стимпанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является реконструкция «картины мира» человека относящего себя к субкультуре стимпанка, по большей части через материальные составляющие культуры. Данная работа будет основана на стратегии описания субкультуры данной К. Соколовым.

Файлы: 1 файл

курсовая по стимпанку.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Данная работа является исследованием, представляющим собой сбор творческого  источника для выполнения практической части. Работа включает в себя следующие  основные части: введение, аннотацию, историографию  и актуальность, а также главную  смысловую часть, заключение и приложение.

В работе содержится информация о выбранном стиле, в рамках которого будет выполняться практическая часть, а также критерии, обуславливающие  выбор данного стиля, его актуальность и новизна.

В приложение к работе имеются  изображения по данной теме.

 

Введение

На рубеже ХХ века и века ХХI человечество переживает смену культурных эпох, на место модерну приходит постмодернизм, что, конечно же, отразилось на всех сферах искусства и моды в том числе. Постмодерн знаменателен смешением и возрождением современных и давно забытых стилей, синтезом фундаментального и невозможного. С полученной свободой в творчестве начал возвращаться наравне со множеством стилей и стимпанк.

Стимпанк, зародившийся, как  и большинство стилей, в литературной среде и на страницах произведений XIX века, теперь же воплотился и в  музыкальных течениях, и в дизайне.

Актуальность данной дизайнерской тематики безусловна, равно как и  широта охватываемых ею сфер искусства  – от оформления веб-сайтов до тематических костюмов на ежегодных всемирных  мероприятиях типа «комик конов». Это  не просто дизайн, это скорее воплощение особой специфической реальности со своей идеологией и культурой  через материальные объекты, носящие, прежде всего, эстетическую функцию.

Следует также отметить, что в современном мире окружающие нас предметы всё больше наделяются функциями эстетическими, чем утилитарными, поэтому общество потребителей склонны  искать именно нечто более необычное, с большей смысловой и образной нагрузкой. И стимпанк – это лишь одно направление из многих, которые  отвечают потребностям настоящего потребителя.

Современное общество насчитывает  десятки, а точнее даже сотни различных  субкультур, многие исследователи насчитывают  едва ли не тысячи различных мелких и крупных субкультур. Многие субкультуры  уже подверглись, или подвергались многочисленным анализам и работам, однако о субкультуре стимпанка наиболее полных работ найдено не было, что и послужило основанием для написания данной курсовой работы.

В этой работе не будет уделяться большого внимания проблематике субкультуры как явления современного общества, основная задача – наиболее точно и полно передать именно материальную составляющую субкультуры, артефакты, созданные ею, художественные произведения, написанные в манере стимпанка и т.д.

В данной работе будет предпринята  попытка реконструкции «картины мира» типичного представителя субкультуры. Какие литературные произведения выбирают, какой музыке отдается предпочтение, какого стиля в одежде придерживаются представители субкультурного движения. Выбранный метод исследования будет рассмотрен чуть ниже.

Целью данной работы является реконструкция «картины мира» человека относящего себя к субкультуре стимпанка, по большей части через материальные составляющие культуры. Данная работа будет основана на стратегии описания субкультуры данной К. Соколовым.

Описание субкультуры  по материалам и научным источникам весьма затруднено ввиду их отсутствия. Как уже было сказано выше – точных и полных описаний данной субкультуры нет. Поэтому основными источниками для данной работы были, прежде всего, материалы всемирной сети Интернет, а так же статьи некоторых научно-популярных журналов: именно здесь легче всего найти что-либо относящееся непосредственно к самой современной субкультуре.

Так же большую роль в  данной работе и непосредственно в самой субкультуре, играют именно литературные произведения, как известных широкому кругу общества писателей, так и современных, отчасти неизвестных широкой публике.

Методика, описанная ниже, и виды субкультур были взяты из книги «Культурология: Учебник для  студентов технических Вузов» (Под  ред. Н.Г. Багдасарьяна), из книги Кравченко  А.И. «Культурология: Учебное пособие  для вузов», а так же некоторых  интернет источников.

Основным источником по истории  эпохи Викторианской Англии стал официальный сайт Британского сообщества в России.

О самой субкультуре было найдено много полезной информации в научно-популярных журналах «Мир Фантастики», «Лучшие Компьютерные Игры», «Популярная Механика».

Отдельно следует выделить материал, взятый из статьи о стимпанке в интернет энциклопедии Wikipedia. Статьи в ней составляются различными людьми и всегда есть возможность того, что информация передана неточно, однако после изучения данной статьи и проверки сведений не было найдено ничего противоречащего идеям и стилистике стимпанка. К тому же эта статья писалась непосредственно самими представителями субкультуры, вследствие чего уже в ней можно проследить некоторые элементы «картины мира» представителя субкультуры.

Основная информация о  возможной «картине мира» представителей субкультурного движения опирается, прежде всего, на литературные, знаковые для  самой субкультуры, тексты, таких  авторов как: У. Гибсон, Б. Стерлинг, Пол ди Филиппо, Жюль Верн и некоторых других авторов. Эти тексты являются весьма значимыми для субкультуры, и возможная модель «картины мира» строится именно на них, так как собственно всё субкультурное движение и произошло именно из литературы.

Уже многим позже появляется особый стиль в одежде (это множество элементов, которые либо описаны у перечисленных выше авторов, либо копируются напрямую из исторического периода Викторианской Англии), музыка, стилистика в кинематографе и аниме, а так же множества компьютерных игр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Итак, мы переходим к рассмотрению временных периодов, послуживших  основой для появления субкультурного движения, ссылающегося к этим временным  эпохам, и пытающегося подражать стилистике в быту, литературе, а также отчасти психологии и мышлению этих эпох. К тому же рассмотрим литературную основу субкультуры, ведь именно литература и явилась основой будущей субкультуры.

Эпоха покорения «Дикого Запада».

Стимпанк имеет в своей  основе несколько временных периодов, первый из которых – эпоха покорения запада Америки, или эпоха правления королевы Виктории в Англии.

Однако в данной курсовой работе будет рассмотрено так  называемое «классическое» направление в стимпанке, а именно – эпоха Викторианской Англии, поэтому исторический период покорения запада Америки рассматриваться не будет, и упоминается только как один из возможных вариантов. Также возможны различные варианты переложения технологий и достижений в рамках восточных стран, к примеру, Китай индустриальной эпохи.

  1. Характеристика Викторианской эпохи Англии.

За время долгого правления  королевы Виктории в британском обществе произошли значительные перемены: индустриализация, имперская экспансия и становление демократии. Хотя нищета и не исчезла, жизнь многих людей стала более благополучной.

Королева Виктория взошла на престол в 1837 г. в восемнадцатилетнем возрасте и царствовала 63 года, до 1901 г. Хотя этот период и стал временем беспрецедентных перемен, устои  общества оставались неизменными всю  вторую половину XIX в. - эпоху, названную  по имени олицетворяющей ее королевы - викторианской.

Промышленная революция  превратила Британию в страну дымящих  заводов, огромных складов и магазинов. Население быстро увеличивалось, разрастались города, а в 1850-х страна покрылась  сетью железных дорог. Высокопроизводительная и оставившая далеко позади другие страны, Британия становилась «мастерской мира», что она и продемонстрировала на первой международной промышленной выставке в 1851 г.

Страна сохраняла свои передовые позиции до конца столетия. На фоне стремительных преобразований становились все более заметными  негативные стороны: антисанитария  в жилищах рабочих, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда и изнуряющий долгий рабочий день.

Во времена королевы Виктории вступил в свои права средний  класс. В обществе стали преобладать  ценности, исповедуемые средним классом. Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность  ценились и до правления Виктории, но именно в ее эпоху эти качества стали нормой. Это было естественным, поскольку именно они оказались  наиболее полезными в новом индустриальном мире.

Пример подала сама королева: ее жизнь, до конца подчиненная долгу  и семье, разительно отличалась от жизни  двух ее предшественников. Большая  часть аристократии последовала  ее примеру, отказавшись от броского, зачастую скандального образа жизни  предыдущего поколения. Так же поступила  и высококвалифицированная часть  рабочего класса.

Ценности и энергия  среднего класса, несомненно, легли  в основу всех достижений викторианской  эпохи. Правда, его представители  обладали и малопривлекательными чертами: мещанской уверенностью в том, что  процветание - это вознаграждение за добродетель (а стало быть, неудачники просто не достойны лучшего); доведенным до крайности пуританством в семейной жизни, порождавшим чувство вины и лицемерие.

В викторианскую эпоху  важную роль играла религия, но на удивление  значительная часть огромного населения  городов едва ли соприкасалась с  ней. Неоспоримым влиянием в стране обладали такие протестантские направления, как методисты и конгрегационалисты, а также евангелистское крыло англиканской церкви. В то же время происходило возрождение римо-католического вероисповедания и англокатолического течения в рамках англиканской церкви, приверженных ритуалу и догме.

Викторианская эпоха стала, помимо прочего, периодом сомнений и  разочарований, поскольку прогресс науки подрывал веру в незыблемость библейских истин. Но всё же атеизм оставался неприемлемой для общества и церкви системой взглядов, из-за чего общепризнанному атеисту Чарлзу Брэдлоу удалось получить место в палате общин лишь в 1880 г., после целого ряда неудачных попыток.

Событием, более других ниспровергающим  религиозные догмы, стала публикация в 1859 г. «Происхождения видов» Чарльза  Дарвина, поскольку его теория эволюции подразумевала, что человек не является результатом божественного творения, давшего ему верховенство над  всеми прочими формами жизни, а развился в процессе эволюции естественного  мира. На протяжении почти всей викторианской  эпохи церковь отрицала эту и  подобные научные гипотезы, с которыми ей пришлось примириться позже в XX веке.

Партии и политика:

Викторианский парламент  был более представительным, чем  его предшественники, и больше прислушивался  к общественному мнению. В 1832 г., перед  вступлением Виктории на престол, вследствие парламентской реформы значительный слой среднего класса обрел право  голоса.

В 1878 г. Англия оказалась  на грани еще одной войны с  Россией, но осталась в стороне от европейских альянсов, впоследствии расколовших континент. Такую политику отказа от длительных союзов с другими  державами британский премьер-министр  Солсбери назвал «блестящей изоляцией».

Тем временем Британская империя, к 1837 г. включавшая огромные территории по всей планете, продолжала расширяться. Заселенные европейцами колонии, в  частности Канада и Австралия, постепенно переходили к самоуправлению. В то же время значительные пространства на политической карте мира, особенно в Африке, приобретали красную  окраску, обозначавшую принадлежность к британским владениям.

В Англии имперское мировоззрение  формировалось на удивление медленно, даже после того, как в 1876 г. Дизраэли сделал чисто показной жест, провозгласив Викторию императрицей Индии. Но к 1890-м  годам британцы, наконец, осознали, что их империя - величайшая из когда-либо существовавших в истории. Благодаря  успехам внутренней и внешней  политики правительство пользовалось огромным доверием народа. Оно лишь частично пошатнулось на закате викторианской  эпохи из-за неудач в ходе англо-бурской  войны, когда на усмирение южноафриканских  фермеров, потомков голландских поселенцев, ушло целых три года (1899-1902). Враждебное отношение европейцев к этой кампании поставило под сомнение дальнейшую целесообразность «блестящей изоляции»  и стало причиной произошедших в начале XX века перемен.

Основополагающая общественная ценность того периода - глубокое убеждение  в том, что личность должна быть максимально  свободной от контроля или вмешательства  со стороны государства. Но, хотя устаревшие законодательные ограничения и  были устранены, роль государства в  индустриальном обществе на самом деле возросла. Так, государственные нормы  здравоохранения и фабричные  законы защищали рабочих от нищеты и эксплуатации.

Для повышения эффективности  организации и функционирования новому обществу понадобились такие  государственные службы, как почта (почтовые марки и принцип фиксированной  платы независимо от расстояния были нововведениями именно этой эпохи). В  связи с увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу в 1870 г. была введена государственная  образовательная система, гарантировавшая  получение начального образования. Всеобщее среднее образование было введено лишь в 1902 г.

Несмотря на усилия государства  по упорядочению экономической жизни, индустриализация общества имела и  свои отрицательные последствия. Немыслимая нищета, возможно, и не увеличилась  по сравнению с былыми временами, но стала настоящей проблемой  для общества, когда масса бедняков перекочевала в городские трущобы. Росла неуверенность людей в  завтрашнем дне, т. к. в условиях новой  экономической системы подъемы чередовались со спадами, в результате которых рабочие теряли свои места и пополняли ряды нищих.

Информация о работе Викторианский стиль одежды в современном субкультурном направлении "Стимпанк"