Жизнь и творчество башкирского композитора Загира Исмагилова

Дата добавления: 07 Июня 2012 в 03:54
Автор работы: s********@mail.ru
Тип работы: аттестационная работа
Скачать архив (14.84 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

аттестационная работа по КБ.doc

  —  59.00 Кб


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

МОУ «СОШ  С.НИКОЛО-БЕРЕЗОВКА»

 

КРАСНОКАМСКОГО  РАЙОНА

 

 

Аттестационная работа по культуре

 

Башкортостана

 

 

 

 

« Жизнь и творчество башкирского

 

композитора Загира Исмагилова»

 

 

 

 

 

 

 

Работа ученицы 9 Б класса

 

Хакимовой Дины

 

 

 

 

2008 год

Содержание

 

1. Введение

 

2.Начало пути

 

3.В годы Великой Отечественной войны

 

4.Опера «Салават Юлаев»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В далеком 16 веке два великих народа, башкирский и русский, воссоединились в единое государство, переплелись исторические судьбы наших народов, открылась широкая дорога к сердцу России, к центру музыкальной культуры , Московской консерватории им.П.И.Чайковского. Одним из первых среди башкир ее закончил классик башкирской музыки- Загир Гарипович Исмагилов.

 

        В его мелодиях прекрасных напевы родины моей,

        Кукушек бойких щебетанье и клич тревожный журавлей,

        В них ритмы танца, звон кубыза,

        Красавиц юных блеск очей,

        Джигитов восхищенных взгляды,

        Готовых замереть пред ней.

 

        Был кураистом, стал артистом,

        Известным композитором он стал,

        Свои прекрасные творенья

        От всей души он создавал.

 

        В них дружба славная народов,

        Прошедшая через века,

        И он, рожденный этой дружбой,

        Джигитов славный аксакал,

        В души творениях прекрасных

        Ее всем сердцем воспевал.

 

 

 

 

 

 

Начало  творческого пути.

   Загир Исмагилов родился в деревне Верхне- Серменево, Белорецкого района. Он был четвёртым ребёнком в семье : Кагир, Хасан, Хадиса и Загир. Его родителей звали Гариф и Балхиза. Загир с детства обладал подвижным бойким характером, ну, а врожденная музыкальность была присуща всем Исмагиловым. На курае играли оба его брата , а потому тянуть народную протяжную песню, срезав купай на каком- нибудь высокогорном лугу, было делом привычным.

     Начальные  «уроки» игры на курае преподал ему брат Кагир. Скоро младший Исмагилов достаточно прилично освоил премудрости игры на курае, его цепкий слух легко схватывал любые мелодии, и вот уже будучи подростком он по просьбе односельчан играет на всех деревенских сходках!

     Закончив в 1934 году Инзерский лесохимический техникум, Загир был направлен на работу в Белорецкий леспромхоз таксатором.

      Как это нередко бывает, крутой поворот в жизни произошел случайно. Летом 1934 года в район на гастроли приехал Башкирский государственный театр драмы. Актер труппы, в будущем народный артист СССР, а тогда 26- летний Арслан Мубаряков был давним знакомым Гарифа- агая. Вот и на сей раз, наведавшись к Исмагиловым, он озабоченно поведал о том, что Гиниат Ущанов- ведущий кураист театра- заболел. Спектакль «Карагул» срывается. Тут же возникла идея попробовать в качестве кураиста Загира. Так состоялось театральное крещение Исмагилова- артиста. Мубаряков ему тогда сказал: « Чем тут воевать с медведями, поехали в Уфу, человеком станешь». После этого в 1935 году Загир Исмагилов поступает учиться в театральноую студию в Уфе, в которую его привел А.Мубаряков.

     В 1935 году он вместе с труппой театра первый раз был на гастролях в Москве, тех самых, после которых театру присвоили высокое звание Академический. В 1936 году на Первом Всесоюзном фестивале танцев народов СССР Исмагилов аккомпанировал башкирской танцовщице Гульсум Сейделитовой.

     Выступление в Большом театре Союза ССР, душевный подъем, царивший среди участников и зрителей, вызвали у молодого музыканта ощущение творческого свершения, счастливый миг причастности к большому искусству. Он понял, что без запаха кулис и грома аплодисментов не мыслит своей жизни.

    15 сентября 1937 года. Светлым днем, радостным и счастливым, врежется эта дата в память знаменитого композитора. В тот день в аудитории №41 состоялось прослушивание абитуриентов, приехавших из Башкирии. Исмагилов зашел в класс первым и почему- то сел на первый ряд, на что более никто не решился. В руках у него был завернутый в газету курай. С него и начали прослушивание.

   Члены комиссии башкирские народные мелодии слушали внимательно. После «Перовского» и «Зульхизы» композитор Б.Шехтер спросил:» Чья это музыка?» « Моя»,- не моргнув глазом, выпалил Исмагилов. Проверили музыкальные данные. Слух был абсолютный, но названий интервалов и аккордов кураист не знал.

     Расстроенный и огорченный , он сидел в коридоре и, кажется, просидел так вечность, когда неожиданно его обняла педагог по вокалу Е.А.Милькович и сказала:» Поздравляю Вас, Вы приняты в консерваторию». Мог ли предположить тогда двадцатилетний Загир Исмагилов, что учеба в Москве станет для него целым жизненным этапом в 17 лет и вберет в себя и радости, и горести, и удачи , и поражения, потребует полной мобилизации всех душевных и физических сил и закончится, в конце концов, блестящей победой- созданием оперы «Салават Юлаев».

 

 

 

 

 

 

В годы Великой Отечественной войны.

     15 августа 1941 года он был избран ответственным секретарем Союза композиторов Башкирии и теперь по долгу службы документально оформлял все дела, так или иначе связанные с функционированием этой творческой организации. В том же году, 27 сентября, Исмагилов был принят в члены Союза композиторов СССР.

    Годы Великой Отечественной войны стали для молодого композитора периодом гражданского становления, осознания своего призвания. Он выезжает с концертными бригадами к бойцам Башкирской кавдивизии, участвует в многочисленных шефских концертах, играет на курае народные мелодии. В 1942 году он командирован на фронт, чтобы доставить подарки воинам от жителей Башкирии. 

    Огромные перемены в жизни народа, вызванные войной, потребовали новых песен, существенного обновления всего арсенала музыкально- выразительных средств. Среди молодых башкирских композиторов, заявивших о себе в полный голос песнями патриотического содержания, Исмагилов вскоре становится ведущим автором- создателем башкирской массовой песни нового типа.

    Первой такой песней стала походно- строевая песня «Шаймуратов- генерал», посвященная командиру 112- ой Башкирской кавалерийской дивизии Миннигали Шаймуратову и впервые исполненная солистом оперы Г.Хабибуллиным в марте 1942 года на торжествах, приуроченных к отправке дивизии на фронт. В конце   войны Исмагилов написал еще несколько различных песен, каждая из которых получила всенародное признание.

   Композитор свободно пользуется широкими интервалами( восходящие квинта, кварта), подчеркивающими напористую энергию, внутреннюю собранность.

    Поистине невероятный успех ожидал хоровую песню» лети, мой гнедой»- первый и великолепный образец кавалерийской песни. Историю ее возникновения автор изложил в одном из своих интервью: «Мне рассказывали, как один из шаймуратовцев вернулся домой с победой на коне, с которым в начале войны ушел на фронт из родной деревни. Этот конь, пронесший своего хозяина через огонь Великой Отечественной, после Победы еще лет десять проработал на колхозных полях. Под впечатлением этого рассказа спрашиваю у Нажиба Идельбая: «Ты об этом слышал?» Когда Идельбай принес стихи, я буквально за полчаса написал музыку».

    В 1946 году Салих Хусниярв впервые исполнил песню» Лети, мой гнедой» на пленуме Союза композиторов СССР, а в 1949 году она заняла первое место на Всесоюзном радиоконкурсе советской песни.

    Таким образом, творчество Исмагилова военных и первых послевоенных лет представлено в основном песенными жанрами, заметно раздвинувшими горизонты башкирской музыки. Композитору удалось создать новые типы песенных мелодий, оригинальные башкирские варианты общераспространенных жанров, утвердившихся в советской музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опера «Салават Юлаев».

   Опера о Салавате задумывалась руководством республики к приближающемуся 200-летию со дня рождения национального героя башкирского народа, которое собирались торжественно отметить в 1952 году. Сам композитор историю создания этой оперы воспроизводит ва статье» Йыр канатым» следующим образом: « Однажды в областной Комитет партии собрали литераторов и драматургов, музыкантов и композиторов. Был поднят вопрос о создании оперы о народном герое и поэте Салавате Юлаеве, но композиторов, способных написать национальную оперу, балет или симфонию, можно сказать, не было. Какой должна быть опера о Салавате? Хотя на эту тему было сказано много слов, никто не торопился браться за дело. На совещании кто-то предложил писать оперу сообща. Молчавший до этого Баязит Бикбай медленно вставил: «Один- вперед, другой- назад, третий- вправо, четвертый- влево…» Все опешили, потом рассмеялись и разошлись.

    Однажды в Управление по делам искусств нас- меня и Баязита Бикбая- вызвал начальник Управления Р.У.Кузыев. « Вот ты, Баязит,- сказал он,-  пиши либретто к «Салавату», сейчас мы об этом составим договор».» Хоть составляйте, хоть не составляйте, я эту оперу буду писать вот с этим джигитом»,- выложил Баязит- агай. Уж не знаю, чем я ему приглянулся…До этого мы с ним написали немало песен и хоров». Несмотря на пожелания драматурга, в Управлении по делам искусств не торопились заключать столь ответственный договор со студентом консерватории.

    Либретто оперы было написано Б.Бикбаем на основе второго варианта его драмы « Салават» в 1949 году. «Моя первая опера «Салават Юлаев» появилась благодаря драматической поэме «Салават» известного поэта Баязита Бикбая.

   Все разговоры о возможных авторах новой оперы наконец- то завершились в 1952 году подписанием долгожданного договора в Москве, в Управлении по делам искусств СССР.

   Для работы над оперой композитор отправился в Дом творчества «Руза». Дача №13, куда его устроили, стала, таким образом, домиком со счастливым номером, открывшим молодому композитору путь к славе. Писать оперу он начал с третьего акта. « Почему- то так получилось», - скажет он потом. Каждый написанный фрагмент непременно обсуждался в Министерстве- и в Москве, и в Уфе. Все высказывавшиеся пожелания он самостоятельно обдумывал. Совет Д.Д.Кабалевского начать оперу торжественным звучанием труб и тромбонов учел.

   Наступило лето 1954 года.7 июня в Малом зале Московской консерватории состоялся государственный экзамен по специальности у выпускников композиторского отделения. «Салават Юлаев» был представлен в качестве дипломной работы. Все основные номера из новой башкирской оперы исполнили участники Ансамбля оперной музыки, организованный при Союзе композиторов СССР. Экзамен прошел блестяще. Профессора консерватории говорили лестные слова. Башкирские и татарские студенты, учившиеся в столице и знающие Исмагилова как прекрасного кураиста, играющего им на различных студенческих вечеринках, бурно приветствовали своего любимца. Новоиспеченный композитор не мог скрыть слез радости.

   Для Исмагилова фраза «От курая до оперы» имеет символическое значение. Со своей первой оперой, посвященной бессмертному герою башкирского народа, он вернулся в Уфу. В августе того же года, 21 числа, состоялось общественное прослушивание нового сочинения на заседании Союза композиторов БАССР и художественного Совета Башкирского театра оперы и балета. Прослушивание проходило в Филармоническом Зале театра, и на нем присутствовало около ста человек. От начала до конца оперу пропел сам автор под аккомпанемент концертмейстера театра Елизаветы Крыловой. Именно после этого прослушивания Арслан Мубаряков, выйдя из здания театра, посоветовал «отдать» арию Муталлапа самому Салавату. «Исмай, - сказал он,- Нужно, чтобы эту арию пел Салават».

    -Но ведь убили Салиму…

    -А ты «убей» Амину.

  Один из самых счастливых дней в жизни композитора- 15 апреля 1955 года, когда состоялась премьера оперы.

   Постановка оперы «Салават Юлаев» стала событием. Она вызвала огромный общественный резонанс. До этого музыкально- сценические произведения создавались или русскими музыкантами, или в соавторстве с ними, и «Салават Юлаев», написанный башкирским автором, свидетельствовал о высоком техническом уровне и профессиональной зрелости национальной композиторской школы.

    В «Салавате Юлаеве» на высоком профессиональном уровне применена лейтмотивная система. К достоинствам оперы нужно отнести и удачное расположение ее музыкальных номеров. Несомненно, в этой опере Исмагилов утвердил себя мастером музыкальных характеристик. Содержание не вызывало никаких возражений. Тогда же было решено показать ее на Декаде башкирского искусства в Москве.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Загир Исмагилов родился в деревне Верхне- Серменево, Белорецкого района. Он был четвёртым ребёнком в семье : Кагир, Хасан, Хадиса и Загир. Его родителей звали Гариф и Балхиза. Загир с детства обладал подвижным бойким характером, ну, а врожденная музыкальность была присуща всем Исмагиловым. На курае играли оба его брата , а потому тянуть народную протяжную песню, срезав купай на каком- нибудь высокогорном лугу, было делом привычным.
Начальные «уроки» игры на курае преподал ему брат Кагир. Скоро младший Исмагилов достаточно прилично освоил премудрости игры на курае, его цепкий слух легко схватывал любые мелодии, и вот уже будучи подростком он по просьбе односельчан играет на всех деревенских сходках!
Закончив в 1934 году Инзерский лесохимический техникум, Загир был направлен на работу в Белорецкий леспромхоз таксатором.
Как это нередко бывает, крутой поворот в жизни произошел случайно. Летом 1934 года в район на гастроли приехал Башкирский государственный театр драмы. Актер труппы, в будущем народный артист СССР, а тогда 26- летний Арслан Мубаряков был давним знакомым Гарифа- агая. Вот и на сей раз, наведавшись к Исмагиловым, он озабоченно поведал о том, что Гиниат Ущанов- ведущий кураист театра- заболел. Спектакль «Карагул» срывается. Тут же возникла идея попробовать в качестве кураиста Загира. Так состоялось театральное крещение Исмагилова- артиста. Мубаряков ему тогда сказал: « Чем тут воевать с медведями, поехали в Уфу, человеком станешь». После этого в 1935 году Загир Исмагилов поступает учиться в театральноую студию в Уфе, в которую его привел А.Мубаряков.
Содержание работы
1. Введение
2.Начало пути
3.В годы Великой Отечественной войны
4.Опера «Салават Юлаев»