Золотая хохлома. Коллекция пасхальных яиц «Жар птица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:14, творческая работа

Описание работы

Цели:
1)Изучить историю хохломы и понять сам процесс росписи.
Задачи:
1) Подобрать, изучить и проанализировать литературу- источник по данной теме
2)Выяснить, где и когда зародилась хохломская роспись.
3)Проследить как меняется роспись на протяжении нескольких веков

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Хохлома как вид искусства……………………………………………………………………4
2. История хохломской росписи………………………………………………………..……….4
2.1 Зарождение хохломской росписи…………………………………………………..………4
2.2. Центры хохломы…………………………………………………………………...……….6
2.3. Периоды развития хохломского искусства……………………………………….………6
2.4. .Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия……………………….………..8
3.Виды хохломской росписи………………………………………………………………...…..9
4. Использование цветов в хохломе………………………………………………………...…11
5 . Технология изготовления изделия. Художественная роспись по дереву ( хохлома)..…12
6. Технологическая карта. Изготовление коллекции пасхальных яиц «Жар птица»… …...12
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

хохлома).docx

— 364.41 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  автономное учреждение

Среднего профессионального образования

Ярославской области

Техникум бытового сервиса

 

 

 

Творческая работа на тему:

Золотая хохлома. Коллекция  пасхальных яиц «Жар птица»

По дисциплине:

Декоративно-прикладное искусство  и народные промыслы

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Бякова Ксения Дмитриевна

студентка группы 11 Д

Преподаватель: Михайлова  Марина

Анатольевна

 

 

 

 

Ярославль

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Хохлома как вид искусства……………………………………………………………………4

2. История хохломской росписи………………………………………………………..……….4

2.1 Зарождение хохломской росписи…………………………………………………..………4

2.2. Центры хохломы…………………………………………………………………...……….6

2.3. Периоды развития хохломского искусства……………………………………….………6

2.4. .Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия……………………….………..8

3.Виды хохломской росписи………………………………………………………………...…..9

4. Использование цветов в хохломе………………………………………………………...…11

5 . Технология изготовления изделия. Художественная роспись по дереву ( хохлома)..…12

6. Технологическая карта. Изготовление коллекции пасхальных яиц «Жар птица»… …...12

Заключение……………………………………………………………………………………...15

Список использованной литературы……………………………………………………….…16

Приложения………………………………………………………………………………..……17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

... У красы точёной - сарафан  парчовый 
По волнам узоров яхонты горят. 
Что за чародеи Хохлому одели 
В этот несказанный праздничный наряд? 
 
Роспись хохломская словно колдовская 
В сказочную песню просится сама. 
И нигде на свете нет таких соцветий 
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА! 
 
П . Синявский

   Золотая Хохлома. Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения?

   На данный момент эта роспись пользуется популярностью, привлекает своими сочными красками и красивыми рисунками. Но всем заинтересованным интересно, как менялся этот промысел и как он передаётся через поколения.

   Данная работа была выбрана потому, что хохломская роспись с каждым днём всё больше и больше набирает интерес и привлекает взгляды своей цветовой гаммой

  Цели:

1)Изучить историю хохломы и понять сам процесс росписи.

  Задачи:

1) Подобрать,  изучить и проанализировать  литературу- источник по данной  теме

2)Выяснить, где и когда зародилась хохломская  роспись.

3)Проследить  как меняется роспись на протяжении  нескольких веков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Хохлома как вид искусства

   Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

   Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

  Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

 

 

2.История хохломской росписи

   Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. (см. приложение 1)

 

 

2.1 Зарождение хохломской росписи

   На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:

  1 версия

  По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

   Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

   Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

   В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

  2 версия

   Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).

   Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

   Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

   Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Центры хохломы

   В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

   В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

 

 

 

2.3 Периоды развития хохломского искусства

   Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это - чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом. Наиболее обширные участки золотистой поверхности имели братины. Мастера золотили их горловины и плечики, а тулово закрашивали масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.

   С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.

   Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать "золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.

   Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами.

   Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не графичный благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически расположенные цветовые пятна.

   Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный эффект, В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.

   Как свидетельствуют документальные материалы, уже в середине XVIII века хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. Токарную деревянную посуду в большом количестве привозили на макарьевскую ярмарку. Яркие узорные золотистые чаши и братины стояли рядами на волжском берегу, сверкая на солнце. Отсюда на баржах их развозили по всей стране и за ее пределы.

   Во второй половине XIX века  промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих - вырезали из дерева ложки, в четвертых - расписывали изделия. Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики. Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское).

Информация о работе Золотая хохлома. Коллекция пасхальных яиц «Жар птица»