Аграрная реформа Китая 1980

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 06:03, реферат

Описание работы

К середине 70-х годов жестокая борьба за власть в Китае развернулась между Дэн Сяопином, который был одним из членов ветеранов КПК, и Цзян Цинь, вдовой Мао Цзэдуна, активная сторонницей культурной революции, так же член радикальной «Банды четырех». Эта борьба проявлялась в массовых манифестах и беспорядках, что привело к очередному отстранению Дэн Сяопина от власти.
В этой обстановке была найдена компромиссная фигура в лице Хуа Гофэна, который 8 февраля 1976 года назначается исполняющим обязанности премьера. Однако после полного разгрома «Банды четырех» военными в октябре 1976 года, Хуа занимает пост председателя ЦК КПК. Постепенно, мобилизуя вокруг себя своих единомышленников, Дэн Сяопин в декабре 1978 года смещает Хуа Гофэна, ставленника Мао, с поста премьера и становится «у руля Китайской компартии». Но в отличие от методов старой власти, Дэн позволяет Хуа Гофэну остаться в ЦК.1

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.75 Кб (Скачать файл)

Введение

К середине 70-х годов жестокая борьба за власть в Китае развернулась между Дэн Сяопином, который был одним из членов ветеранов КПК, и Цзян Цинь, вдовой Мао Цзэдуна, активная сторонницей культурной революции, так же член радикальной «Банды четырех». Эта борьба проявлялась в массовых манифестах и беспорядках, что привело к очередному отстранению Дэн Сяопина от власти.

В этой обстановке была найдена  компромиссная фигура в лице Хуа Гофэна, который 8 февраля 1976 года назначается исполняющим обязанности премьера. Однако после полного разгрома «Банды четырех» военными в октябре 1976 года, Хуа занимает пост председателя ЦК КПК.  Постепенно, мобилизуя вокруг себя своих единомышленников, Дэн Сяопин в декабре 1978 года смещает Хуа Гофэна, ставленника Мао, с поста премьера и становится «у руля Китайской компартии». Но в отличие от методов старой власти, Дэн позволяет Хуа Гофэну остаться в ЦК.1

Имея опыт работы Дэн Сяопин отчетливо осознавал необходимость реформирования экономики, без которого Китаю никогда не войти в «список» ведущих держав мира. Хотя за 25 лет правления Мао Цзэдуна экономический рост страны превзошел рост за предшествовавшее столетие (с 1820-го по 1949 год), по сравнению с остальными странами мира Китай с каждым годом становился все беднее.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое: 80% населения существовали менее  чем на доллар в день, а две  трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала  от запада на десятки лет, а основным транспортным средством служил велосипед; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

Перед правительством Китая  стоял сложный выбор, продолжить дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю. Решение этой проблемы, дальнейшего экономического развития, Дэн Сяопин решил очень просто. Он принял решение о переходе к капитализму, именно это было единственным выходом из сложившейся ситуации. Лидер страны постепенно претворял в жизнь большинство рекомендаций западных экономистов о «догоняющем развитии менее развитых государств».

Начальным этапом китайских  реформ стал декабрь 1978 года. На III Пленуме ЦК КПК было постановлено прекратить массовые политические кампании, что являлось явным отходом от теории маоизма, и перенести центр тяжести на экономическое строительство. В качестве цели экономической политики впервые за десятилетия было названо повышение реального материального уровня жизни народа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предпосылки реформ.

В конце 70-х годах в  Китае произошли глубокие политические изминения. Одним из главных стал приход к руководству КПК известных деятелей старшего поколения, которые были ранее раскритикованы и репрессированы Мао Цзэдуном, но не смотря на это сохранились разногласия. А именно :

1) нежелание партийного руководства реализовать  «коллективистские» и «антирыночные» социальные утопии Мао Цзэдуна; 
2)стремление прагматически подойти к решению задачи превращения КНР в богатую и мощную державу; 
3)сохраняя словесную и ритуальную верность «идеям Мао Цзэдуна» и марксизму-ленинизму, новое руководство пошло по пути деидеологизации политики, выдвигая на первый план только патриотические идеи строительства Китая. 
В августе 1978 г. состоялся XI съезд КПК, на котором обсуждались вопросы о смене поколений в руководстве, принятия нового устава КПК, выборы руководящих органов: ЦК КПК, Центральной комиссии советников и Центральной комиссии по проверке дисциплины, а также выступление Дэн Сяопина с программной речью о построении социализма с китайской спецификой. После съезда произошла чистка КПК от ее выдвиженцев — были сняты со своих постов 290 из 350 руководителей и их замов в провинциальных комитетах.2

Съезд свидетельствовал об укреплении позиции Дэн Сяопина, он имел огромный авторитет.

Все эти политические перемены создали предпосылки для проведения новой экономической политики, для  реализации курса экономических  реформ.

Новое руководство не имело  своей четкой программы реформ, экономической  и политической модернизации Китая. Но они отвергли все идеи Мао Цзэдуна  и его последователей в том числе и Хуа Гофэна. Социалистическое развитие в рамках тоталитарного государства обрекало Китай на отсталость. Всем стало ясно что экономика Китая неэффективна, требовались другие подходы, для создания  в обществе системы развития.

Дэн Сяопин был человеком  здравомыслящим и придерживался  принципа известной китайской пословицы: «все равно какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей».3

 Дэн Сяопин был готов  на совершенно любые реформы,  но он прекрасно понимал что они должны проводиться исключительно сверху, при обязательном сохранении контроля центральной власти. По традициям нельзя было подвергать сомнению авторитет конкретной личности или КПК. Также нельзя признавать ошибки, что страна шла не в том направлении десятилетия.

В 1978 году была ослаблена  цензура, примером может служить  созданная в Пекине «стена демократии», где вывешивалась критика дацзыбао в адрес коммунистов и призывы свергнуть их власть. В ответ на это Дэн Сяопин к концу 1978 года объявил, что при провидении реформ Китай сохранит диктатуру пролетариата, также руководящую роль КПК.

В столь сложной обстановке осуществлялась подготовка и проведение III пленума ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978 г.). Ко времени начала его работы чистка партийного и государственного аппарата достигла уездного уровня. На пленуме было принято официальное решение о переходе КНР к экономическим реформам. В 1979 году «стена демократии» была снесена, демонстрации разогнаны. Все это говорило что КПК не будет упускать инициативу из своих рук. В марте 1979 года прошла конференция КПК, где была одобрена общая концепция реформ. Было решено проводить реформы сверху, под строгим контролем центральной власти, реформы должны проводится постепенно.

Самой первой была объявлена  реформа хозяйственной системы  в деревнях Китая. Она началась и  закончилась раньше всех остальных  реформ. Служила предпосылкой для  других реформ.5

2. Ход аграрной реформы

Осенью 1978 года крестьяне  народной коммуны в уезде Фэнъян (провинция Аньхуэй), доведенные до отчаяния угрозой голодной смерти, приняли решение о разделе земли по дворам. Крестьяне не требовали изменения форм собственности , их цель состояла лишь в том, чтобы изменить характер землепользования, оставаясь при этом арендаторами земли, продолжавшей принадлежать государству. Так были сделаны первые шаги по введению системы подворного подряда, которая вскоре изменила не только облик китайской деревни, но и всего китайского общества. 6

Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйственных продуктов резко увеличилось, доходы крустьян возросли. Было решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 году.

Был заложен принцип личной заинтересованности производителя  в конечном результате труда. Схема хозяйственной системы китайской деревни представляла собой общественное хозяйство, которое вели крестьянские дворы. Государственный подряд в Китае был двух видов :

1.Подряд на объем производства – форма хозяйствования, при которой двор-подрядчик заключает с производственной бригадой договор на выполнение конкретного производственного задания. Например, когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица – производственная бригада – выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд. В скотоводстве – корма, пастбища, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения задания, так и предоставляться производственной бригадой в счет будущего вознаграждения за выполнение договора. Последнее происходит более часто, потому что, во-первых, средством расчета служат, в основном, либо часть произведенной по договору продукции, либо деньги; во-вторых, чаще всего отношения между двором-подрядчиком и производственной бригадой не укладываются в рамки схемы «подписался-рассчитался». Происходит это, потому, что, как уровень жизни, так и уровень обеспечения средствами производства остается в среде мелких сельхоз производителей, довольно низким или недостаточным для полностью независимого ведения всего производственного процесса. 
Для расчета с семьей-подрядчиком используется все та же система трудодней. Существуют различные тарифные сетки распределения вознаграждения по трудодням, которые можно не очень строго разделить на системы распределения вознаграждения за продукцию, произведенную по договору на объем производства, и за продукцию, произведенную сверх этого запланированного по подряду объема.

Этот тип системы семейной подрядной ответственности был создан раньше второго типа, он также принципиально потом не дополнялся и не изменялся. На базе наиболее крепких коммун были созданы первые хозрасчетные производственные бригады. 
2. Полный подворный подряд – форма системы производственной ответственности в китайской деревне где двор-участник также выступает в качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням. А производственная «сверхпродукция» не учитывается и полностью остается в распоряжении семьи. Хозрасчетная единица, с которой двор-производитель  заключал подряд, может только предложить ему сдать излишек продукции государству по повышенным закупочным ценам, а также предложить услуги по его переработке, продаже на городских рынках и т.д. Но все это предлагается на добровольной основе, хозрасчетная единица выступает здесь уже не как производственная бригада, а как торгово-промышленная коммерческая структура, предлагающая свои услуги желающим. Но многие семьи предпочитают сами реализовывать на рынках или перерабатывать остающиеся у них излишки продукции. Для этого в городах созданы все условия. Постоянно совершенствуется и развивается двухсторонняя связь между городом и деревней. 
Эта система была встречена крестьянами с еще большей заинтересованностью. Это было связано с еще более четкой ответственностью, еще более очевидной выгодой, а также значительной перспективой в свете все большей либерализации китайского социалистического товарного производства. 
Правительство КНР постепенно все больше переходит от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны. 
Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном производстве от подряда на объем производства к полному подворному подряду шло параллельно с расширением границ применения системы семейной производственной ответственности в деревне. В первую очередь она внедрялась в крепких рентабельных коммунах.7

Правда, уже в сентябре 1980 года был опубликован документ «О некоторых вопросах дальнейшего  укрепления и совершенствования системы производственной ответственности в сельском хозяйстве», в котором говорилось, что «в ряде удаленных горных и бедных районов, если этого требуют интересы народа, можно вводить подряд на объем производства, а также полный подворный подряд». Это сделало китайскую аграрную реформу всеобщей, повсеместной и необратимой.   
С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов начали появляться и продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые товарным производством, а также целые специализированные деревни и небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в китайском сельском хозяйстве. 
 
Именно значительная свобода хозяйственной деятельности, предоставленная специализированным сельхоз производителям, создала предпосылки для создания широчайшего спектра форм хозяйственных объединений в китайской деревне. Принципы, по которым они создавались: 
 
1) Объединения по территориальному признаку и объединения межрайонного типа. 
 
2) Объединения на основе сложения а) труда; б) денежных средств; в) материальных ресурсов; г) смешанное сложение всего перечисленного. 
3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на до и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка, хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация и т.д.) 
 
4) Специализированные и комплексные объединения. 
 
5) Объединения с распределением доходов членов на основе а) трудового вклада; б) по паевому принципу; в) по смешанному принципу. 
 
Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать принцип добровольного участия членов, подчиняться плану из центра, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять основополагающий принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение доходов с местными руководящими хозяйственными структурами. 

3. Результаты реформы  и ее значение 
Реформа хозяйственной системы в китайской деревне наиболее динамично пошла сразу после III Пленума – ККПК 11-го созыва. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчётов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти.8 Аграрная реформа доказала свой успех. Если соборы зерна до реформы росли на 2,1% в год, то после реформы- на 4,9%. Согласно расчетам американского экономиста Роберта Мида, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с 1978-го по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть – улучшением методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортером зерна.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для  дальнейших преобразований. Из-за политики «сельское хозяйство первым делом» Дэн Сяпоин изначально не уделял много внимания промышленному развитию. Первые его реформы в этом секторе касались только пищевых предприятий, расположенных в сельских районах. В 1978 году 100 предприятийв провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Беря за основу этот опыт, Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет. В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона.

Деревню деколлективизировали, в экономику допустили негосударственный, в том числе частный, сектор. Континентальный Китай приоткрылся для мирового рынка. За 20 последующих лет КНР более чем вдвое увеличила объем валового национального продукта и доходы граждан. Страна стала одним из весьма заметных субъектов в сфере международных торгово-экономических связей. Существенно изменилось соотношение частного и государственного секторов национальной экономики: на второй приходится уже менее половины промышленного производства. 
Главной особенностью реформы был переход от системы коллективных хозяйств к системе, основанной на ответственности отдельных домашних хозяйств. Доля этих хозяйств возросла с 0,01 до 0,99. В результате проведенных реформ ежегодные темпы прироста сельскохозяйственных культур выросли почти с 2,5 до 5,9. 19 культур занимали 92 % сельскохозяйственных угодий и давали 72,5 % стоимости сельскохозяйственной продукции.9  
 
Переход от административно - командных методов регулирования сельского хозяйства к преимущественно рыночным, укрепление частной собственности на землю способствовали росту производительности и повышению эффективности сельского хозяйства. 
 
С течением времени, среднегодовые темпы роста стали отрицательными. Падение темпов роста произошли во всех отраслях сельского хозяйства. 
 
Исключение составили лишь сельское хозяйство. Совокупный рост составил 42,23 %. Это связано с оттоком рабочей силы из сельского хозяйства(-70,07 %), сокращением земельного фонда(-38,24 %) и уменьшением объема эффективности удобрений.10

Информация о работе Аграрная реформа Китая 1980