Анализ "Житие протопопа Аввакума"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:34, лабораторная работа

Описание работы

XVI век для истории Руси был переломным. Одной из примет того времени стала церковная реформа патриарха Никона. Накануне реформы церковь переживала глубокий кризис. Никон мечтал о вселенской православной церкви под покровительством Руси. Но реализации этой идеи мешало различие между русскими и греческими обрядами. Патриарх настаивал на унификации обряда и требовал исправления церковных книг по греческим оригиналам. Реформа Никона вызвала резкое противодействие защитников старых обрядов, ее следствием стал раскол православной Руси. Как полагают историки, значительная часть населения страны сохранила верность древним традициям.

Файлы: 1 файл

Анализ Аввакум.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)
  1. Общие сведения

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» относится к древнерусской литературе XVII века. Автор - Протопоп Аввакум, протопоп города Юрьевца-Повольского, противник церковной реформы Патриарха Никона, лидер старообрядчества, духовный писатель. «Житие» претерпело 3 редакции самим Аввакумом. Во второй редакции оригинальный текст был сильно сокращен и переработан заново, а третья, наоборот, характеризуется большими дополнениями и распространениями текста.

  1. Вид документа

Первая в русской литературе развернутая автобиография

  1. Историческая обстановка

XVI век для истории Руси был переломным. Одной из примет того времени стала церковная реформа патриарха Никона. Накануне реформы церковь переживала глубокий кризис. Никон мечтал о вселенской православной церкви под покровительством Руси. Но реализации этой идеи мешало различие между русскими и греческими обрядами. Патриарх настаивал на унификации обряда и требовал исправления церковных книг по греческим оригиналам. Реформа Никона вызвала резкое противодействие защитников старых обрядов, ее следствием стал раскол православной Руси. Как полагают историки, значительная часть населения страны сохранила верность древним традициям. Таким образом, возникло явление старообрядчества (старообрядцами стали называть тех, кто не принял реформы Никона). Влиятельнейшим вождем его был протопоп Аввакум.

  1. Адресат

Данный документ обращен на истинно русских людей – крестьян, посадских людей – которых объединяет с автором истинный «русский дух».

  1. Цели и задачи документа

Цель - воодушевление единомышленников на борьбу с Никоновскими реформами.

Задачи:

- подтвердить божественное освящение его борьбы за истинную веру через описание своей жизни, различного рода знамений и чудес;

- показать необходимость придерживаться русского уклада жизни, традиций, а не перенимать западный.

6. Факты

Правдивые:

- названия рек, озер, городов,  монастырей: Даура, Лена, Тунгуска, Шаманские  и Долгие пороги, Байкалово море, Ирьгень-озеро, Тобольск.

- точное место рождения Аввакума  — Нижегороцкий предел за рекой Кумою, село Григорово.

- описание Долгого порога Большой  Тунгуски: "Горы высокие, дебри  непроходимыя, утес каменной, яко  стена стоит... В горах тех обретаются  змеи великие; в них же витают  гуси и утицы — перие красное,  вороны черные, а галки серые; в тех же горах орлы, и соколы, и кречаты, и курята инъдейские, и бабы и лебеди и иные дикие, — многое множество, — птицы разные. На тех же горах гуляют звери многие дикие: козы и олени, изубры, и лоси, и кабань, и волъки, бараны дикие...".

- описание озера Байкал, где "русские люди рыбу промышляют".

Сомнительные:

- все чудеса, происходящие с  Аввакумом

  1. Затронутые проблемы

В документе поднимается проблема национальной самобытности Руси

  1. Система ценностей

Религиозная

  1. Уровень эмоциональности

Высокий. Автор делится своими переживаниями, восхищается природой, отстаивает свою точку зрения, обращает очень эмоциональный монолог к читателю.

  1. Историческое значение

Значение Жития протопопа Аввакума заключается прежде всего в том, что оно правдиво отразило некоторые стороны общественной жизни и быта Руси середины XVII в., некоторые реальные противоречия своей эпохи — недовольство разных социальных слоев укреплением дворянско-феодального государства и церкви, протест против новых порядков, охвативший широкие массы и неизбежно, в силу конкретно-исторических условий времени, вылившийся в религиозную форму.


Информация о работе Анализ "Житие протопопа Аввакума"