Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить специфику быта и одежды русских крестьян Урала и Зауралья XVIII – XIX вв. через процессы, которые оказали влияние на его становление и развитие.
Задачи:
Изучить основные элементы русского традиционного крестьянского костюма
Изучить крестьянский быт
Рассмотреть изменения, произошедшие в крестьянском костюме и быте в XVIII – XIX вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Русский традиционный крестьянский костюм………………………………8
Женский костюм…………………………………………………………11
Мужской костюм…………………………………………………………19
Крестьянский быт…………………………………………………………….22
Поселение и жилище……………………………………………………..22
Пища………………………………………………………………………27
Промыслы………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список источников…………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)

Из напитков на Урале приготовляли сбитень. Его варили в самоваре на воде с медом  и употребляли  в горячем виде .В некоторых  уездах делали травник – его варили как пиво, заменяя хмель травами, иногда с солодковым корнем.33

Годовой режим питания зависел  не только от сезонности многих сельскохозяйственных продуктов. Христианским населением соблюдались  посты и постные дни. Во время  постов действовали пищевые ограничения  – нельзя было употреблять мясную и молочную пищу. В году насчитывалось  до двухсот постных дней, что само по себе приводило к регламентации  и стандартизации питания. Набожные люди не ели мяса и молочных продуктов  не только в посты, среды и пятницы, но и по понедельникам. К скромной пище относились яйца, а рыба считалась  полупостной пищей. В пост варили суп и похлебку с рыбой, заправляя  горячие блюда растительным маслом. Ежедневную еду в постные дни  обычно составляли щи из ячменной крупы  с капустой и овощами, выращенными  на огороде. Прием пищи у уральских  крестьян назывался вытью, обычно в  день ели 3-4 раза: завтракали, обедали  и ужинали.

Хлебосольство – умение щедро принять  гостей – считалось большим достоинством хозяев. Соответственно, скупость, когда  угощение к черствому хлебу с  кислым квасом. Существовал ритуал «подчивания гостя», при этом гостю  полагалось отказываться от предлагаемого  угощения, а хозяину все усерднее его навязывать.34 Хозяева должны были уделять равное  внимание всем гостям, они по порядку их обносили их рюмками с вином или водкой. Прием гостей занимал все время хозяев, угощать требовалось хорошо, чтобы самим, попав в гости, встретить такое же радушие и хлебосольство. Откушав, гости благодарили хозяев и звали их к себе в гости.35

Для приготовления и хранения пищевых  продуктов, приема пищи существовала разнообразная  утварь и посуда. Готовилась пища в  печке. На лавке около печи находился  залавок, в котором хранилась  посуда. Крестьяне пользовались деревянной, глиняной, чугунной посудой. Была специальная  посуда для хранения продуктов. Подойники  и крынки использовались под молочные продукты, деревянные кадки и жбаны  – под квас, железные и деревянные ведра – для хранения и перевозки  разных жидкостей. В туесах из дерева и бересты содержали сыпучие  продукты. К посуде для приготовления  пищи относились корчаги (в которых  варили пиво и брагу), горшки, ковши, чугуны. Для приготовления блюд и  напитков из сусла употребляли тонкое , долбленное со вставными дощатыми концами корыто. Для выпечки хлеба  использовали сито, решето, сеяльницу, квашенку. У русской печи нельзя было обойтись без ухвата, кочерги, сковородника. Столовой посудой считались  блюда, чашки, ложки, медные и железные вилки, ножи, кружки. В селениях, расположенных вблизи заводов, более значительную часть кухонной утвари составляли металлические изделия.36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Промыслы.

Сельское хозяйство являлось основой  существования уральской деревни, как и в России в целом. Однако крестьяне занимались не только земледелием и скотоводством, но и перерабатывали также их продукты в готовые предметы потребления, пекли хлеб, пряли, красили, изготавливали льняные и шерстяные ткани, дубили кожу, изготовляли элементы и орудия труда. Переработка сырых материалов в крестьянском хозяйстве, которое добывают, является домашней промышленностью.37

Значительная часть промыслов  на Урале была связана с переработкой полевого хозяйства и животноводства: мукомольный, кожевенный, овчинный, сапожный, ткацкий, портняжный, сукнодельный, шерстобитный, изготовление веревок, сетей, свеч, маслодельный.

Другая группа промыслов была связана  с обработкой металла (кузнечный, слесарный), дерева (столярный, плотничный, изготовление транспортных средств – телег, дровен, саней, экипажей, колес, лодок, производство мебели, посуды, изготовление лаптей), глины (гончарный, печной, кирпичный), с  изготовлением стеклянных изделий.

Следующая группа промыслов включала деятельность крестьян по добыче соли, различных руд, жернового камня, извести, песка, глины, слюды, охоту, рыболовство, сбор ягод и грибов.

Существовали еще так называемые отхожие промыслы: заготовка и  доставка дров, леса, угля, руды, работа на фабриках, заводах, работа по найму  у купцов, сезонные работы.38

Одним из промыслов, связанный с  сельским хозяйством был муко-мольный. В деревнях и селах имелись  потомственные мукомолы. В зависи-мости  от принципа действия (приводились  в движение водой или ветром) мельницы были двух видов – водяные и  ветряные. Водяные подразделялись на «колесчатые», с наливным колесом  и на «мутовчатые», с рабочим лопастным  валом. Широко был развит мукомольный  промысел в Пермской губернии. В  конце XVIII в. здесь насчитывалось 2708 мельниц, в том числе в округах, в том числе в округах: Шадринском – 684, Ирбитском – 426, Камышловском – 289, Чердынском – 231, Оханском – 196, Осинском – 195, Верхотурском – 197, Соликамском  – 78, Пермском – 60. 39

Обработка продукции животноводства в домашних условиях для по-требностей крестьян, а также для продажи  послужила основой для развития промыслов кожевенного и овчинного. Уральские крестьяне занимались выделкой кож, изготовляли из нее  обувь, узды. В 60-х годах XVIII в. в Вятской  губернии было около 100 крестьянских кожевенных заведений. По своему социально-экономическому типу это были либо мелкие ремесленные  мастерские, либо кожевенные «избы», изготовлявшие  изделия на продажу.40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Во второй половине XVI в. - активное заселение Урала русскими, увеличение населения за счет выходцев из Среднего Поволжья и Поморья - произошло взаимодействие двух компонентов: северорусского и среднерусского в сфере материальной  культуры. Большую часть переселенцев составляли старообрядцы из-за неизменности религиозных убеждений и быта они сохранили свою традиционную форму одежды.

Традиционный костюм в первую очередь  менялся в деревнях, которые были расположены на торговых путях. Различия в одежде были между конфессиональными  группами – православными и старообрядцами. Православные крестьяне уже шили праздничную одежду соблюдая моду, тогда как старообрядцы шили будничную одежду с новыми веяниями, а обрядовую одежду сохраняли неизменной. С развитием товарно-денежных отношений в деревне появляются новые ткани, проникают предметы городской одежды.

Основным типом женской одежды на Урале был комплекс с сарафаном (рубаха, пояс, запон, головной убор). Разновидности  сарафанов: глухой туникообразный, ферязь, косоклинный, прямой. До конца XIX в. Наиболее популярной нательной одеждой, которая одевалась в месте с сарафаном была поликовая рубаха. К концу XIX века под влиянием моды горожан появился новый тип рубахи – рубаха на кокетке.

Сельские крестьянки носили фартуки, он сохранился с новой формой одежды-парочкой. Головные уборы и прически строго регламентированы у девушек и  замужних женщин. Одним из старинных  головных уборов был кокошник, наряду с ним были ленты и шамшура.

Мужская одежда была представлена главным  образом из рубахи и портов. Туникообразную рубаху в основном шили из холста. Праздничные  рубахи отличались по цвету ткани. Горловину оформляли обшивкой, которая представляла собой воротник-стойку. В некоторых районах до начала XX века шили рубахи без воротника – половоротые. Но к концу XIX века появляется новая рубаха на кокетке, этому способствовало веяние городской моды.

 С рубахой носили порты,  но с появлением штанов они  сохраняются в качестве рабочей  одежды. Во второй половине XIX века появляются шаровары.

Русские переселенцы принесли на Урал традиционные формы поселений: остроги, слободы, погосты, села, деревни. Во второй половине XVIII века погосты, остроги и слободы переведены в села. В XVIII – XIX вв. распространены 4 типа застройки поселений: свободная, рядовая, замкнутая, регулярная. Зодчество было деревянным, позже заводское строительство научило крестьян изготовлять кирпичи., в качестве строительного материала широко использовалась глина. В XIX веке появляются новые типы жилых построек – пятистенки.

Основа крестьянского рациона  на Урале составляли крупяные и мучные блюда. Главное место занимал хлеб, также одним из основных продуктов было молоко. Мясная пища – свинина, говядина, готовили солонину и ветчину. Напитки – квас, чай, брага, пиво, сбитень.

Домашняя промышленость крестьян связана с переработкой полевого хозяйства и животноводства. Промыслы: обработка металла, добыча соли, песка, извести, слюды, глины, охота, рыболовство, сбор грибов и ягод, заготовка дров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников.

  1. Ватутина А. Л., Варлаков П. В., Иванова Л.Ю., Кузнецова В.Р., Лазуко Н. А., Суханов М. В., Хомутова Е. Л., и др. Живая летопись села Скоблино (Курганская область Юргамышский район). Челяб., 2008. 573 с.
  2. Голикова С. В. «Люди при заводах»: Обыденная культура горнозаводског Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. – Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ», 1998, 160 с., (сер. «Летопись уральских деревень»).
  3. о населения Урала XVII – начала XX вв. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 284 с. (Серия «Очерки истории Урала» Вып. 41).
  4. Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. – Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ», 1997, 160 с., (сер. «Летопись уральских деревень»).
  5. Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. – Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ», 1998, 160 с., (сер. «Летопись уральских деревень»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб., 2005. 136 с.
  2. Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом). Л. : Художник РСФСР. – 1987. – 200 с., с ил.
  3. Бубнов Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. – М.: Стройиздат., 1988. 194 с.
  4. Буровик К. А. Красная книга вещей / Рис. Л. А. Затемпина. – М. : Экономика, 1996. – 215 с.
  5. Баранова О.Г., Баранов Д.А., Мадлевская Е.Л., Соснина Н.Н., Фишман О.М., Шангина И.И. Русская изба. Искусство-СПб., 2004. – 376 с.
  6. Гаген-Торн Н. И. // К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография. 1933.  С. 119-134.
  7. Голикова С. В. Влияние организации горнозаводского производства на питание и одежду жителей.//Общественное сознание и быт населения Урала XVIII – нач. XX в. Сборник научных статей. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2004. С. 94 – 107.
  8. Горнозаводские люди и крестьяне России в XVIII – начале XX в. : Сборник научных статей. Ответств. ред. докт. ист. наук, проф. Н. А. Миненко. – Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации». 2006.
  9. Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. Издательство «Культура и традиции». 2003. 128 с.
  10. Гринкова Н. П. // Очерки по истории развития русской одежды. Советская этнография. 1934. № 1. С. 66 – 94.
  11. Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности. - 3-е изд., доп. – М. : РИПОЛ классик. 2005. – 288 с. : ил.
  12. История. Право. Образование: материалы III региональной научной конференции молодых историков (Нижний Тагил, 17-18 апреля 2007 г.) / отв. Ред. О. В. Рыжова; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил. 2008. 270 с.
  13. Каминская Н. М. История костюма. М. : «Легкая ндустрия», 1977. 128 с. ил.
  14. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII – XIX веков. – М. : слово / slovo, 2002. – 224 с., ил.
  15. Комиссаржевский Ф. История костюма. – Минск: Соврем. литератор, 2000. – 496 с.
  16. Колпакова О. В., Улыбышева М. А., Лаврова С. А. Быт России. «Белый город»,  2011. 288 с.
  17. Ларин О. «Буровик К. А. Красная книга вещей» // Новый мир. – 1997, №7.
  18. Летописцы старого Урала: Монография. – Челябинск: Издательство «Факел» ЧГПИ, 1995. – 205 с.
  19.   Летопись уральских деревень. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Екатеринбург: УрГСХА, 1995. – 256 с.
  20. Маслова Г.С. Станюкович Т.В. Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX - начало XX вв.) // ТИЭ.- 1960.
  21. Миненко Н. А. Любовь и семья у крестьян в старину: Урал и Сибирь в XVIII – XIX веках. – Челябинск: Б. и., 1997. – 287 с.
  22. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова. Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006. – 112 с.
  23. Народное искусство Урала. (Традиционный костюм, сборник статей). Екатеринбург: Баско, 2007. – 11 с.
  24. Пундани В. В. Государственная деревня Урала и Западной Сибири во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Курган, 1999. – 272 с.
  25. Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. – сост. Н. Соснина, Шангина И. И. Искусство – СПб., 2001. – 400 с.
  26. Русский Север: этническая история и народная культура XII – XX века. – М. : Наука, 2004. – 848 с., ил.
  27. Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII – XIX вв. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. – 360 с.
  28. Традиционная культура Урала. Альманах. Выпуск III. Екатеринбург. Свердловский областной Дом фольклора. 2003. – 170 с.
  29. Уральская старина: литературно-краеведческий альманах. – Вып.1. – Екатеринбург, Архитектон. 1994. – 192 с.
  30. Уральская старина: литературно-краеведческий альманах. – Вып. 2.- Екатеринбург, Архитектон. 1996. 238 с
  31. Уральская старина: литературно-краеведческие записки. Выпуск 4. – Екатеринбург: Издательство «Академкнига», 2000. – 384 с.
  32. Уральский исторический вестник.  № 1. Екатеринбург. : УрО РАН, Институт истории и археологии. 1994. 183 с.
  33. Уральский исторический вестник.  № 2. Екатеринбург. : УрО РАН, Институт истории и археологии. 1995. 188 с.
  34. Уральский исторический вестник.  № 3. Екатеринбург. : УрО РАН, Институт истории и археологии. 1996. 256 с.
  35. Фефилова Т. Ю. Костюм горнозаводского Урала как социокультурное явление : автореф. дис.  канд. культурологии : / Т. Ю. Фефилова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : [б. и.], 2006.
  36. Фефилова Л. Ю. Методика исторического анализа европейского костюма конца XIX - начала XX вв. по фотоматериалам Урала и Сибири : автореф. дис. канд. ист. наук : / Л. Ю. Фефилова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : [б. и.], 2007.

 

1 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII – XIX веков. – М.: слово / slovo, 2002. – С.5.

2 Гаген-Торн Н. И.  / / К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография.1933 г. №4 С. 119–134.

3 Баранова О. Г., .Баранов Д. А.,  .Мадлевская Е. Л, .Соснина Н. Н., .Фишман О. О., Шангина И. И. Русская изба: ил. энцикл. искусство-СПб., 2004. – С. 5

4 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVII - XIX вв. – М.: слово / slovo, 2002. – С.3.

5 Ларин О.  «К. А. Буровик .  Красная книга вещей» // Новый мир, 1997, № 7. – С. 21 – 22.

6 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности. – 3-е изд., доп. – М. : РИПОЛ классик, 2005. С. – 7-8.

7 Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом). Л . : Художник РСФСР.  – 1987. – С.3-4.

8 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова, Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006 г. С. 20.

9 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова, Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006 г. С. 47.

10 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова. Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006. – С. 87.

11 Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. – сост. Н. Соснина, Шангина И. И. Искусство – СПб., 2001. – С. 127.

12 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 126.

13 . Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. – сост. Н. Соснина, Шангина И. И., искусство – СПб., 2001. – 323 с.

14 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 182 - 189.

15 Народное искусство Урала. (Традиционный костюм, сборник статей). Екатеринбург: Баско, 2007. – С. 7.

16 Летописцы старого Урала: Монография. – Челябинск: Издательство «Факел» ЧГПИ, 1995. – С. 171.

17 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 173.

18 Уральская старина: литературно-краеведческий альманах. – Вып. 2.- Екатеринбург, Архитектон. 1996. С. 83.

19 Там же. С. 91.

20 Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова. Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006. – С. 96.

21 Голикова С. В. Влияние организации горнозаводского производства на питание и одежду жителей.//Общественное сознание и быт населения Урала XVIII – нач. XX в. Сборник научных статей. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2004 г. С. 94.

Информация о работе Быт и одежда русских крестьян Урала и Зауралья ХVlll –XlX вв