Механизм фашистских диктатур в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать механизм фашистских диктатур Германии и Японии, выполняя при этом ряд следующих задач:
- раскрыть понятие «фашизм» и его черты;
- исследовать организацию фашистского государства в Германии, его армию и систему карательных органов;
- раскрыть роль партии в государственном механизме фашистской Германии и способы организации общества корпоративного государства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
4
Глава 1
Понятие «фашизм» и его черты………………………………
6
Глава 2
Механизм фашистских диктатур в Германии……………….
12

2.1
Организация фашистского государства в Германии. Армия. Система карательных органов………………………………..

12

2.2
Роль партии в государственном механизме. Способы организации общества корпоративного государства……………………………………………………..


17
Глава 3
Механизм фашистских диктатур в Японии…………………
24

3.1
Организация фашистского государства в Японии. Армия в системе власти…………………………………………………

24

3.2
Организация общества. Роль «Ассоциации помощи Трону». Новая экономическая структура……………………

30
Заключение………………………………………………………………….
34
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

макет.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

4

Глава 1

Понятие «фашизм» и его черты………………………………

6

Глава 2

Механизм фашистских диктатур в Германии……………….

12

 

2.1

Организация фашистского государства в Германии. Армия. Система карательных органов………………………………..

 

12

 

2.2

Роль партии в государственном механизме. Способы организации общества корпоративного государства……………………………………………………..

 

 

17

Глава 3

Механизм фашистских диктатур в Японии…………………

24

 

3.1

Организация фашистского государства в Японии. Армия в системе власти…………………………………………………

 

24

 

3.2

Организация общества. Роль «Ассоциации помощи Трону». Новая экономическая структура……………………

 

30

Заключение………………………………………………………………….

34

Список использованной литературы………………………………………

38


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие фашизма стало одним из ключевых понятий ХХ века, имеет собственную историю и влияние на ход истории. Вторая Мировая Война, которую спровоцировали фашисты, является одним из самых трагичных и кровопролитных вооруженных столкновений в истории человечества, унесших не менее 55 миллионов человеческих жизней, причем солдаты составляют лишь десятую часть от общего числа жертв войны. На протяжении шести военных лет в столкновение было вовлечено 61 государство.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что фашизм до сих пор представляет опасность для современного общества. Хотя он и формировался как итальянско-немецко-японский проект, заразились фашистскими идеями и многие другие. Например, наши ближайшие соседи… В современном литовском учебнике истории, написано: «Литовцы войну встретили с радостью, ибо она спасла их от русского террора». В соседней Латвии даже зловещий концентрационный лагерь в Саласпилсе, в котором казнено около 100 тысяч людей, историческая литература называет «исправительно-трудовым», уточняя, что в нём пребывали «уголовники, дезертиры, бездомные, евреи и остальные». В тоже время, с другой стороны, нацистских «Латышских легионеров отличала великая выдержка, умение и отвага». А в Эстонии сделали следующий шаг. Их бывший премьер, нынешний министр обороны, историк по образованию Март Лар пишет, что «надежда на освобождение появилась 22 июня 1941 года, когда немецкие войска перешли границу СССР»... [7] Учитывая то, что фашизм, очевидно, вновь оживает, существует потребность заняться его изучением.

Цель данной работы исследовать механизм фашистских диктатур Германии и Японии, выполняя при этом ряд следующих задач:

- раскрыть понятие «фашизм»  и его черты;

- исследовать организацию фашистского государства в Германии, его армию и систему карательных органов;

- раскрыть роль партии в государственном  механизме фашистской Германии  и способы организации общества  корпоративного государства;

- исследовать организацию фашистского  государства в Японии и роль  армии в системе власти;

- проанализировать организацию общества фашистской Японии и роль «Ассоциации помощи Трону» и Новой экономической структуры.

Предмет исследования: основные характеристики государственного механизма фашистских диктатур гитлеровской Германии и милитаристской Японии.

Объект исследования: государственно-правовой механизм фашистских диктатур Германии и милитаристской Японии.

При работе над выбранной темой использовалась научная и учебная литература (например, «Всеобщая история государства и права» З.М. Черниловского, «История государства и права зарубежных стран» Н.И. Ильинского, «Всеобщая история государства и права зарубежных стран» Д.Е. Тагунова и В.В. Сажиной) и Интернет-ресурсы.

При работе с литературой использовались различные принципы и методы исследования, логические приемы, а именно:

- анализ;

- сравнительно-аналитический метод;

- историко-системный метод;

- обобщение.

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ФАШИЗМ» И ЕГО ЧЕРТЫ

 

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными, монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры - это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально-демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней.

Чем же привлекал фашизм? Почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса? Вот пример из «Доктрины фашизма» Муссолини: «Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...[7]

Здесь цитату стоит прервать, чтобы подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой  народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять. Продолжим: [7]

«Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность, ... личность, духовное явление» [7].

И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...» [7].

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Это не было какое-то преступное явление. Во всех европейских странах возникли партии, которые можно назвать фашистскими, даже  в демократических странах, например, во Франции, в  Англии.

Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и  доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета, в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма.

В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе «Доктрина фашизма», помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями [7].

Почти все сегодня осознают недостаточность и неполноту всех ранее существовавших определений «фашизма». Это понятие трактуется часто либо слишком широко (и подчас вообще как синоним всего «плохого»), либо слишком узко (как локальный политико-идеологический феномен Италии 1919-1945 годов).

Из современных определений фашизма мне кажется наиболее приемлемым определение в одной из западногерманских энциклопедий «Фашизм - политическая система, для которой характерны антипарламентарные, часто антисемитские, тоталитарные тенденции вождистского государства и которая преимущественно пользуется социал-революционной терминологией... От других... авторитарных режимов фашизм отличается своим широким базисом власти, который достигается посредством управляемых из центра массовых организаций. Эта массовая поддержка исходит прежде всего от мелких представителей среднего слоя, который чувствует угрозу и от крупного капитала, и от коммунистического движения...»  (Das  Neue  Taschen-Lexikon, Bertelsmann, 1992) [7].

Левые исследователи стремятся сместить феномен фашизма вправо (сталинское определение фашизма как проявления буржуазного империализма весьма характерно в этом смысле). Консерваторы, напротив, указывают на революционный, социальный его аспект.

Сами наследники этой идеологии, которые сегодня, впрочем, находятся в подавляющем меньшинстве, чаще всего не вдаются в политологический анализ и принимают фашизм как нечто цельное и самодостаточное, не правое и не левое.

В этом контексте всякая попытка точной и объективной классификации фашизма, холодный и документированный анализ, свободный от политических симпатий или антипатий, безусловно, представляет собой исключение. К этому разряду относится исследование немецкого историка Армина Мелера, автора сотен статей и уникальной книги «Консервативная Революция в Германии 1918-1932», которая вошла в разряд классических трудов по политологии сразу же после ее появления. Мелер в брошюре «Фашистский «стиль» предложил свою модель понимания фашизма, объективную и отстраненную. Сегодня эта модель принята в большинстве академических кругов Европы.

Выделим наиболее важные аспекты работы Армина Мелера, чтобы приблизиться к пониманию того, что же такое фашизм как явление.

Во-первых, фашизм как таковой следует отличать от тоталитаризма в чистом виде, так как фашизму свойственен скорее индивидуализм, персонализм, а не диктатура бюрократических институтов, подчиняющих себе волю конкретной личности. В отличие от классического тоталитаризма фашизм персоналистичен [7].

Во-вторых, фашизм не тождественен национал-социализму как идеологии, а не только как немецкой политической реальности 1933-1945 года. Здесь основное различие состоит в том, что национал-социализм всегда делает основной акцент на нации, народе, расе или обществе, то есть на коллективном субъекте, (что может приводить к тоталитаризму, а может и не приводить) [7].

Национал-социализм предполагает интенсивное и планомерное национальное строительство, осуществляемое в рамках строгой коллективной дисциплины.

Фашизм, напротив, тяготеет к авангардным и стремительным решениям, к индивидуальному героизму и ничем не ограниченному поиску. В эстетике национал-социализм тяготеет к сочетанию романтизма и классицизма, тогда как фашизм неразрывно связан с авангардом и модернизмом.

В-третьих, фашизм предельно далек от классического консерватизма, так как фашистский пафос состоит, прежде всего, в революционном ниспровержении привычных норм. Сами фашисты всегда рассматривали свое движение как параллельное коммунизму, т.е. как революционное, обновляющее, преобразующее действие, направленное против старых общественно-политических и социальных форм, против «реакции» [7].

В-четвертых, реальность фашизма не имеет ничего общего с социализмом, построенным в СССР, так как для него не характерны ни индустрия массового подавления, ни перемещение народов, ни героика «строек века», ни национализация средств производства. В отличие от «сталинской  модели» фашизм всегда сохраняет корпоративный, синдикалистский характер, и обобществление всегда ограничено в нем пределами конкретной и обозримой профессиональной общности - артели, предприятия, отрасли и т.д. [7].

В-пятых, в сфере этнической политики для фашизма совершенно не характерен расизм в любых его формах. Среди интегрирующих народ факторов фашизм всегда выделяет государство, профсоюз, артель, военное подразделение и т.д., а этническому или расовому фактору отводится либо сугубо второстепенная, либо вообще не отводится никакой роли [7].

И, наконец, в-шестых, фашизм не только не является буржуазным явлением, но, напротив, воплощает в себе политико-идеологический полюс, прямо противоположный «буржуазной идеологии». Нет ничего более отвратительного для фашиста, чем «дух капитализма», чем «протестантская этика», из которой этот дух проистекает. Фашистская идея может иметь пролетарский или аристократический полюса, но и тот и другой обязательно противостоят «капитализму» [7].

Таким образом, фашизм в начале первой половины 20-го столетия - это новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, которые приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием.

Информация о работе Механизм фашистских диктатур в Японии