Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 17:38, реферат

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать особенности государственного и правового строя Древнего Китая.

Задачи работы:

1. Рассмотреть

2. Показать

3. Охарактеризовать

4. Изучить

Содержание работы

Введение. 3

1.Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая. 4

2.Характеристика Китая в период правления разных династий. 5

3.Общественный и государственный строй Древнего Китая. 8

4.Изменения в государственном устройстве в период правления династии Хань 17

5.Древнекитайское право. 20

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Файлы: 1 файл

Razvitie Drevnego Kitaja.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

Введение. 3 
 
1.Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая. 4 
 
2.Характеристика Китая в период правления разных династий. 5 
 
3.Общественный и государственный строй Древнего Китая. 8 
 
4.Изменения в государственном устройстве в период правления династии Хань  17 
 
5.Древнекитайское право. 20 
 
Заключение. 25 
 
Список литературы.. 27 

 
Введение

 
 
 
Возникновение государства в Древнем Китае связывают обыкновенно с тем, что в XVIII столетии до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем». 
 
Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи: соха и плуг (с металлическим сошником), борона, мотыга и пр. Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение. 
 
«Ныне в Поднебесной, - сообщает древний китайский автор, -все стало частным, каждый стал считать родителями только своих родителей, сыновьями только своих сыновей, ценностями и трудом стали пользоваться только для себя, установился обычай, по   которому   власть    сановников   стала    передаваться   по   наследству; были устроены валы в качестве укреплений». 
 
Актуальность темы определена тем, что история государства и права Китая представляет большой интерес, т.к. отличается специфичностью развития, особенностью государственного и правового строя. 
 
Объект изучения – история Древнего Китая. 
 
Предмет изучения –   особенностью государственного и правового строя Древнего Китая. 
 
Цель работы –  охарактеризовать особенности государственного и правового строя Древнего Китая. 
 
Задачи работы: 
 
1.     Рассмотреть 
 
2.     Показать  
 
3.     Охарактеризовать 
 
4.     Изучить  
 

1.     Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая

 
 
 
Китай – большая и древняя страна. Его территория лишь немного уступает Европе и превосходит США. Колыбелью китайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины. Ее жители умели строить небольшие дома с глинобитными полами, выращивали просо, рис, ячмень, пшеницу и различные овощи, приручали собак, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Они первыми в мире стали разводить шелковичных червей, положив тем самым начало производству шелка. Их техника сельскохозяйственного производства основывалась на подсечно-огневом земледелии [3, с. 125]. 
 
К XXII в. до н.э. относятся дошедшие до нас бамбуковые и деревянные дощечки, содержащие информацию о первой китайской династии Ся. По-видимому, это была правящая династия наиболее крупного из нескольких десятков мелких государств. 
 
Китайская легенда гласит, что на протяжении 216 000 лет 12 небесных императоров управляли Вселенной. После них было три правителя с человеческими головами и змеиными телами, которые дали жизнь династии земных императоров. Самый знаменитый из них – Хуан-ди, или Желтый император, взошедший на трон в 2628 г. до н.э., считается героем-основателем Китая. Его первый министр придумал письменные символы. 
 
Считается, что время правления Желтого императора и его последователей отличалось мудростью и справедливостью, гармонией с окружающим миром. В то время были изобретены календарь, проводились астрономические наблюдения, помогавшие в ирригационных работах. Престол занимали люди не по праву родства, а по человеческим качествам. Так, однажды на престол взошел мудрый крестьянин Шунь, который затем передал его Юю, усмирившему потоп и положившему начало династии Ся, в котором было 17 правителей. Последний из них – жестокий тиран, который был свергнут. На смену в 1750 г. до н.э. пришла династия Шан, основанная, согласно легенде неким Ли, главой племени Шан, принявшим имя Чен-Тана. 
 
Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода: 
 
1)  царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.; 
 
2)  царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.; 
 
3)  царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.; 
 
4)  царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.  
 
Источники, содержащие сведения о первой документальной династии Шан (Инь), указывают различные даты ее пребывания на китайском троне – XVIII–XII вв. до н.э., XVI–XI вв. до н.э. Происхождение шанских ванов (императоров) также окрашено легендами, по которым можно судить, что они происходили из северных охотничьих племен. Их религией былтотемизм, а главную роль играл дух Земли. Территория империи Шан была довольно обширной и управление ею из центра было делом сложным, поэтому у провинциальных правителей имелись достаточно широкие, делегированные центром полномочия. От них требовалось соблюдение верности императору, которая проявлялась в принесении даров и военной поддержки.

 

 

2.     Характеристика Китая в период правления разных династий

 
 
 
Государство периода империи Шан было рабовладельческим. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Господствующее положение в обществе занимала жреческая знать и светская аристократия подчиненных племен. Социальный статус человека определялся размером земельного владения, количеством рабов, но главным образом занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. 
 
О раннем социальном расслоении свидетельствует и характер обнаруженных захоронений. Для царского захоронения в огромной яме глубиной с современный 5-этажный дом строился огромный павильон высотой в 30 м, стены которого украшала резьба и роспись. Наряду с усопшим хоронили жен и сотни тел, принесенных в жертву домочадцев. Соответственно делались захоронения знатных людей согласно их рангу и имущественному положению [2, с. 166]. 
 
Государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии, и только со временем вся полнота власти перешла к вану. Но и здесь ваннам приходилось вести постоянную борьбу с родовой знатью за укрепление своего влияния. Можно предположить, что статус вана был шире статуса просто правителя. Помимо военного вождя на нем лежали отдельные жреческие функции. Так, он отдавал распоряжения относительно начала сельскохозяйственных работ, участвовал (скорее всего символически) в посевной кампании, что, по поверьям китайцев, сулило урожай. 
 
После смерти правителя престол передавался брату, а в случае отсутствия такового – сыну. Эта практика известна и другим государствам, в частности Княжеству Московскому. Из царского окружения формировалась знать, представителям которой жаловались земли. Земля была государственной собственностью, находящейся под императорской юрисдикцией. В период империи Шан знать делилась на четыре ранга. Если сопоставить их с европейскими понятиями, то самой массовой категорией светской аристократии были рыцари (нань),земли которых находились в столице и ее ближайших окрестностях, на которые и распространялась собственность императора. Это была своеобразная плата за службу. За пределами столицы земли получали бароны (цзы), еще дальше – графы (бо), на границах – маркизы (хоу). Торжественный и сложный обряд заключения договора вассала с сюзереном сопровождался смачиванием губ кровью жертвенных животных, а копия договора вместе с останками жертвенного животного сжигались, дабы навлечь немилость духов на того, кто нарушит условия договоренности. Это соответствовало в определенной степени процедуре омажа в Европе с поцелуем мира и вручением перчатки. 
 
Царь стоял во главе государственного аппарата. Высшие должности занимали по восточной традиции близкие родственники царя. В Китае довольно рано сформировался профессиональный чиновничий корпус, который составляли писцы, сборщики налогов, судьи и др. Должностные лица в основном делились на три категории: 
 
1)  высшие гражданские чиновники; 
 
2)  военные чиновники; 
 
3)  советники, прорицатели [5, с. 144]. 
 
Основную часть населения составляли свободные общинники. В шанский период была своеобразная система распределения земли, которая одновременно была связана с формированием армии. Это так называемая система колодезных полей, дававшая возможность осуществления строгого учета населения и его доходов. Сельскохозяйственные земли делились на квадратные уделы, ограниченные валами и деревьями. Квадраты делились на девять участков (колодцев) площадью до 8 га. Восемь колодцев принадлежали отдельным семьям на правах пользования и обрабатывались соответственно ими, а девятый обрабатывался совместно общиной, и урожай с него шел в пользу местного господина. В административном отношении четыре колодца составляли город, четыре города – округ, четыре округа – район, четыре района – область. Каждый округ и район должны были поставлять в распоряжение своего господина определенное количество воинов, колесниц, лошадей, иного скота. 
 
В частной собственности находились рабы, жилые помещения и хозяйственные постройки, орудия труда. Рабы не имели ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были пленение, продажа в рабство за долги; обращение в рабство за отдельные виды преступлений; получение рабов от подчиненных племен в виде дани. 
 
Империю Шан раздирали внутренние противоречия. Особенно подорвал его устои жестокий и расточительный Чжоу Синь, на которого огромное влияние имела любимая наложница Дацзи. Воспользовавшись всеобщим недовольством правлением тирана, правители соседнего племени Чжоу, давно и тщательно в союзе с другими племенами готовившие нападение, разбили в 1050 г. до н.э. превосходящие силы Чжоу Синя, который бежал с поля боя и покончил с собой, бросившись в огонь. 
 
На смену иньской династии приходит династия Чжоу, и этот период называется государством Чжоу. 

3. Общественный  и государственный строй Древнего  Китая

 
 
 
Время правления династии Чжоу подразделяется на три основных периода: 
 
1)  период Западного Чжоу (XI – середина VIII в. до н.э.); 
 
2)  период Восточного Чжоу (середина VIII – конец IV в. до н.э.); 
 
3)  период Чжаньго («семи воюющих царств») (403–221 гг. до н.э.). 
 
Период Чжоу связан с укреплением государства, усложнением его структуры, дальнейшим развитием рабовладения. Период Чжоу насчитывает около восьми столетий, однако только первые 300 из них Китай был относительно монолитным государством, а монархи осуществляли контроль над всей территорией. В последующие столетия центробежные тенденции постепенно нарастали, что и привело к очередной смене династии. 
 
Первый период государства Чжоу принято называть Западным Чжоу. В тот период император приобрел титул сына неба, Китай – название Срединного царства, которое к тому же мыслится как Поднебесное и единственное хранилище цивилизации. Все народы, окружавшие Китай, считаются китайцами-варварами. В тот период сложился известный своей сложностью и утонченностью китайский церемониал, правила которого собраны в Книге ритуалов. Сложилась китайская традиция разрешения конфликтов с помощью посредников, минуя судебное разбирательство, которая действует и до настоящего времени. Она также была усвоена японцами и является уникальной особенностью дальневосточной правовой семьи [3, с. 46]. 
 
Социальная структура осталась прежней, но в первый период возросла сила и роль императорской власти. Император (ван) занимал верхнюю ступень на феодальной лестнице. Он был верховным главнокомандующим. Вместе с тем власть удельных князей (чжухоу) была урезана, но принципиально оставалась незатронутой, и многие из них именовали себя местными ваннами, перед лицом императора появлялись с нефритовым скипетром, который был меньше императорского по размеру. И хотя собственником всей земли считался император, фактически он имел контроль только над столичной областью. В этом коренилась опасность раскола государства. К тому же явно утверждается тенденция к переходу от условного владения землей к частной собственности на землю. 
 
При дворе религиозными делами ведали четыре группы чиновников, которыми руководили соответственно великий мастер молитв, великий мастер церемоний, великий прорицатель и великий историограф. Высшими гражданскими сановниками были дафу, назначаемые распорядителем по воле ванна. Военными делами занимался Главнокомандующий. Роль первого министра исполнял интендант, который за службу получал поместье, но обязан был его возвратить, как только покинет свой пост. Дафу делились на высших, средних и низших. 
 
Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к которым в случае войны присоединялось ополчение. Кроме того, война была весьма престижным занятием для представителей аристократии. При этом аристократ должен был не только искусно владеть копьем, луком и мечем, управлять боевой колесницей, но и знать танцы, музыку, поэзию и ритуалы. Высшая аристократия была немногочисленной и именовалась «сотней имен». Только ее представители имели настоящие имена. Простые люди, зависимые крестьяне назывались черноголовыми. 
 
Государственный аппарат состоял по большей части из приближенных слуг и доверенных рабов вана и направлялся в своей деятельности высшим сановником (сяном). Как и во многих странах в период формирования государственности, должностные липа государства в Китае вырастали из дворцовой системы управления. Подобная система свойственна и Древнерусскому государству. 
 
В тот период выросли производительные силы, за счет войн увеличились количество рабов и земельные наделы знати. Вместе с тем продолжают играть существенную роль общинные отношения, а положение мелких земледельцев (нунфу) продолжало оставаться тяжелым. Разорившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю на кабальных условиях, что вызывало постоянное недовольство и создавало нестабильность в обществе. Сельская община была низшей административно-территориальной единицей. 
 
В 771 г. до н.э. Шэнь-хоу, свояк последнего императора Западной Чжоу Ю-вана, организовал несколько варварских племен и двинул их на столицу. Удельные князья не пришли на помощь Ю-вану, его войско было разгромлено. Спасаясь бегством, он добрался до подножия горы Лишань, где и был убит. После него правил его наследник Ицзю под именем Пин-ван, которого удельные князья провозгласили Сыном неба. 
 
Положение страны было сложным. Ссориться открыто с варварами было опасно, и новый император перенес столицу на восток в Лои. С этого времени и начинается период Восточной Чжоу. Это было началом развала единого государства, которое все больше превращалось в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари – в правителей небольшого владения – Восточного Чжоу. По названию одного из научно-поэтических трактатов того времени в период с 722 по 481 гг. также называется периодом Чуньцю («весны и осени») [3, с. 47]. 
 
Период Восточного Чжоу совпал с началом использования железа. Это значительно повысило уровень производительных сил, двинуло вперед развитие сельского хозяйства за счет применения более глубокой вспашки и использования тяглового скота. Вырос уровень ремесленного производства, хотя большая часть ремесленников была занята в производстве изделий роскоши, что также соответствует восточной традиции развития ремесленничества. Все это в совокупности явилось основой для начала товарообмена, который в Западном Чжоу находился в зачаточном состоянии. Кроме того, это способствовало укреплению экономической базы отдельных княжеств, давало импульс развитию регионов страны, примером острого экономического роста может служить самое богатое княжество Ци. В нем имелись крупные запасы железной руды, продажа которой способствовала подъему экономики. Было налажено производство соли путем выпаривания ее из морской воды. Производство соли стало государственной монополией. Поскольку Ци снабжал солью весь восток страны, это приносило казне немалый доход. Развитие торговли способствовало увеличению купеческого сословия и усилению его роли в общественной жизни. В то же время падает значение родовой аристократии, часть принадлежащих ей земель переходит к служилому сословию, военачальникам, крупным чиновникам. 
 
В период Восточного Чжоу резко снизилась роль императора. Практически он выполнял отдельные ритуальные функции, а удельные князья вели упорную междоусобную борьбу. Однако идея единства не покидала китайцев, поскольку они считали себя в известном смысле избранным народом, вокруг которого обитают варвары. Все вместе они образовывали Срединное поднебесное царство, в состав которого входило десяток княжеств. Еще около 15 находились за его пределами, испытывая давление как соплеменников, так и кочевников. Поэтому идея объединения постоянно присутствовала в китайском менталитете, даже в период самого разгара удельного сепаратизма, когда по свидетельству хроник на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шан-гуне за десять лет произошло 11 войн. 
 
В VII–VI вв. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 удельных княжеств, из которых выделилось пять наиболее влиятельных царств – Цинь, Цзинь, Ци, Чу, Юэ. В условиях раздробленности, начиная с 685 г. до н.э., эти «пять диктаторов», которых называли гегемонами, решали многие государственные вопросы, сохраняя видимость подчинения императору и единства государства. Они осуществляли оборону страны, мирили мелкие княжества, формировали союзы для сдерживания чрезмерной агрессии, получали налоги, шедшие раньше в государственную казну. Они беззастенчиво обирали мелкие княжества, но благодаря их деятельности удалось сохранить относительное единство государства. 
 
Развитие частной собственности на землю, усиление эксплуатации рабов и малоимущих слоев свободного населения, склонность социальных низов к постоянным волнениям (характерно, что в соседней Индии не отмечено сколько-нибудь значимых крестьянских выступлений, что объясняется, видимо, религией и особым менталитетом) – все это укрепляло идею объединения страны. Немалую роль сыграло и конфуцианство. 
 
Период с 403 по 221 гг. до н.э. называют периодом «воюющих царств» – Чжаньго. К этому времени усиливаются княжества Чу (самое крупное в территориальном отношении), Ци(за счет расширения торговли рудой и солью, а также первоклассным оснащением армии), царство У в юго-восточной части Восточной Чжоу. Особенно быстро набирало силу сначала небольшое государство Цинь. Гегемоны вели постоянные войны. 
 
Объединение царств Цинь и Ци, успешно отразивших нападения кочевников, позволило в 258 г. правителю Ин Чженю смести династию Чжоу и установить правление династии Цинь. Были разгромлены и присоединены другие царства. Так возникла империя Цинь, которая просуществовала недолго, но оставила заметный след в истории Поднебесной. Китай стал единым государством. 
 
Третий период истории Древнего Китая – правление династии Цинь – продолжался с 221 до 207 г. до н.э. Империя Цинь возникла в X в. до н.э. и первоначально зависела от Чжоу. В силу стечения целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка, ему предстояло встать во главе объединительного процесса [1, с. 56-57]. 
 
Победа государства Цинь в борьбе за императорский престол не была случайной. Идейной основой объединительной деятельности цинских правителей стало учение фацзя (легизм), или 
 
школа закона. Это учение обосновало тезис «сильного царства и слабого народа». В нем явно прослеживалось презрение к черноголовым, т.е простому народу, который следовало всячески оглуплять и держать в повиновении. 
 
Теоретиками учения фацзя были крупный правительственный чиновник Гунсунь Ян, известный под именем Шан Ян, и философ Хань Ян. В их теории оощес1венниш и 1ииудар^1 осиного устройства юридический закон становился орудием управления государством. Они резко выступали против конфуцианства с его приверженностью к добрым старым обычаям, стремлением к самосовершенствованию и добродетели. С точки зрения легистов любой закон (фа), будь он абсолютно несправедлив, должен неукоснительно соблюдаться, не должен подлежать оценке и обсуждению, а лучший способ обеспечения его исполнения заключается в усилении жесткости политики бюрократического государства в отношении своих подданных. Для достижения целей объединения и создания сильного централизованного государства они допускали любые средства. 
 
Эта идеология последовательно насаждалась в Циньском государстве, ей следовали все правители IV–III вв., начиная с Сяо Гунна. Но свое наиболее полное воплощение она нашла в деятельности умного и жестокого правителя Ин Чженя, вошедшего в историю под именем Цинь Шихуанди, что означало Первый божественный владыка, открывший династию Цинь. В 221 г. он принял титул императора всего Китая. Цинь Шихуанди провел ряд реформ, укрепил власть, начал строительство Великой китайской стены (длинной 10 тыс. м, высотой от 6 до 10 м), которую строили 2 млн человек. Стена стала надежной для того времени защитой, хотя и не спасла впоследствии от нашествия войск Чингисхана. 
 
О могуществе Цинь Шихуанди свидетельствует его роскошная, изобилующая диковинными украшениями усыпальница, в которой в натуральную величину было установлено 6 тыс. статуй солдат его войска. Цинь Шихуанди отличался исключительной жестокостью. Он организовал гонения на конфуцианцев, приказав закопать живьем 300 их проповедников, и сжег их книги. За этот период было несколько крестьянских войн, которые в конечном счете смели династию Цинь. 
 
Еще в 359–348 гг. до н.э. Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. В частности, были введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины, но главной была земельная реформа. Его реформы отвечали интересам новой знати, стремящейся к установлению частной собственности на землю. В учении легизма новая аристократия видела идейное обоснование своих экономических и политических притязаний. 
 
Реформы Шан Яна были направлены на разрушение общины, установление частой собственности  на землю. Шан Ян провел закон о сводной продаже земли. Все старые межевые знаки уничтожались, землю можно было приобретать и обрабатывать в неограниченных размерах, была отменена система «цзин тянь» – колодезных полей, что и послужило разрушением общины. Земля концентрировалась в руках новой торгово-ростовщической знати, а бывшие общинники лишались своих наделов, превращаясь в зависимых арендаторов. Было проведено насильственное разрушение крупных крестьянских хозяйств путем введения двойного налога на тех, кто не захочет разделиться. 
 
Старые родоплеменные связи были окончательно разорваны установлением нового административного деления по территориальному принципу. Вся территория Цинь была разделена на несколько десятков уездов (сян). Уезды дробились на мелкие хозяйственные единицы, которые находились под властью правительственных чиновников. Объединения из пяти и десяти семей связывались круговой порукой, и за каждого, кто преступал закон, ответственность несли все входящие в объединение семьи. Ответственности подлежали и те, кто укрывал преступников. Наказания были суровыми, вплоть до поголовного обращения семей в рабство, тем более что строительство Великой китайской стены и других монументальных сооружений требовало множества бесплатной рабочей силы [1, с. 58]. 
 
Шан Ян модернизировал налоговую систему в интересах правящего класса, возложив основное бремя платежей на тех, кто обрабатывал господскую землю на правах пользователя. Это сделало реформы крайне непопулярными и породило немало их противников. Шан Ян в своих реформах опирался на правителя Сяо Гунна, но не учел сплоченности родовой аристократии, которая после смерти Сяо Гуна добилась казни зарвавшегося реформатора. 
 
В централизованной Циньской империи главой государства являлся император (хуанди), в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. В управлении империей он опирался на разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами – левым и правым чэнсянами. Их заместителями были секретари. В центральный аппарат входили также цензор (юйши дафу), руководитель управы императорских сокровищ (шаофу), командующий войском (тайвей).К высшим государственным чинам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники. В целом империя цинь – типичный пример восточной деспотии с тотальным государственным контролем. 
 
Заняв место главы государства, Цинь Шихуанди распространил реформы Шан Яна на всю страну. Империя была разделена на 36 областей, которые в свою очередь делились на уезды, уезды – на волости, а волости – на тины, представлявшие собой низшую административную единицу. Во главе ее стоял староста (пичжэн). Была проведена агарная реформа по схеме Шан Яна. Преобразования коснулись финансов (была впервые введена в обращение металлическая монета) и организации армии. 
 
В каждую область императором назначались два управителя – представители военной и гражданской власти. Репрессивный полицейский режим принял невиданный размах: карались не только деяние, но и неосторожные разговоры, причем малейшее подозрение в нелояльности к власти могло стоить свободы, а то и жизни всем, проживавшим на территории. Отменялись прежние аристократические титулы, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством. 
 
Суд в империи Цинь был отделен от администрации. Было создано специальное судебное ведомство во главе с тинвэем, которое контролировало порядок применения уголовного законодательства, а также рассматривало по первой инстанции дела о наиболее тяжких преступлениях, особенно, если это касалось представителей чиновничества, злоупотреблявших своим служебным положением. Высшей судебной инстанцией являлся император, в компетенции которого были все вопросы судоустройства. Пенитенциарная система была частью судебной, так как судьи в провинциях выполняли одновременно функции начальников мест заключения. 
 
Древний Китай отличался большой внутренней нестабильностью. Многочисленные междоусобные войны, отражение нападения кочевников, частые крестьянские восстания и прочие смуты определили роль армии в борьбе за территориальную и государственную целостность. Армия выросла из охранных отрядов императора и столицы и в значительной степени выполняла полицейские функции. В период империи Цинь введена воинская повинность для мужчин от 23 до 56 лет, которые, получив соответствующую годичную подготовку и отслужив один год в гарнизоне, ежегодно по месяцу служили в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ направлялись неоплатные должники, бродячие торговцы, определенные категории преступников, а также провинившиеся на службе чиновники. 
 
Как всякий репрессивный режим личной деспотии, режим, созданный Цинь Шихуанди, не мог быть прочным и был обречен на внутренние распри. Со смертью жестокого диктатора он был сметен восстанием 207–206 гг. до н.э. под руководством Чэнь Шеня и У Гуана. Гибель обоих руководителей восстания расчистила путь к власти бывшему сельскому старосте и в то же время искусному политику и дипломату Лю Бану, который провозгласил себя императором Гао-Цзу. 

 

4. Изменения в  государственном устройстве в  период правления династии Хань

 
 
 
Так была основана династия Хань, названная так по названию реки, в районе которой была опорная база нового императора. Он правил Китаем с 2006 г. до н.э. по 220 г. н.э. Этот период имеет следующую градацию: 
 
•   Западная (Ранняя, или Старшая) Хань (206 г. до н.э. – 8 г.); 
 
•   правление Ван Мана (9–23 гг.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23–25 гг.); 
 
•   Восточная (Поздняя, или Младшая) Хань (25–220 гг.). Лю Бану досталось тяжкое наследство гражданской войны. 
 
Экономика в упадке, ирригационные сооружения разрушены, поля не обрабатывались, поскольку мужчины воевали. К этому добавилось несколько неурожайных лет. Цены на зерно поднялись настолько, что купить его было чрезвычайно трудно. Как следствие в стране царил голод. Больше половины населения вымерло, повсеместным стал каннибализм. Старый аппарат был уничтожен, а новый не создан. Нищета затронула даже верхи общества. Знатные люди ездили на волах, как простолюдины, даже для выезда Сына неба не могли найти четверки лошадей одной масти [5, с. 198]. 
 
Лю Бан прежде всего сократил армию, чтобы люди смогли вернуться к своим повседневным хозяйственным занятиям, организовал воссоздание ирригационной системы, отменил ненавистные циньские законы, особенно связанные с обращением должников в рабство. Многие рабы, потерявшие свободу за долги и преступления, вновь ее обрели. С введением временного судебного кодекса проведена декриминализация многих преступных деяний. Законом карались только убийства, телесные повреждения и грабеж. Правда, как только ситуация в стране улучшилась, был принят более суровый кодекс, куда вошли некоторые статьи из кодекса государства Цинь. Восстановлена прежняя налоговая система и введен подушный налог, которого раньше не было. Сохранилось и циньское аграрное законодательство. Проведена частичная административная реформа. 
 
Хотя прежняя структура государственного аппарата в основном была сохранена, в интересах укрепления централизации проведено разделение страны на 13 крупных округов, увеличено количество областей и уездов. Местная администрация была поставлена под жесткий контроль центра, который осуществляли специальные чиновники. В то же время Лю Бан стремился внешне дистанцироваться от прежнего правителя, демонстрируя желание следовать советам мудрых приближенных, людей из народа, выбираемых достаточно сложным и многостепенным путем. 
 
Несмотря на незнатность происхождения, Лю Бан тем не менее проводил политику ограничения и урезания в правах торговцев и ростовщиков, возвеличивая родовую аристократию. Ей были возвращены прежние титулы и отчасти земли. Осторожный правитель в качестве противовеса старой аристократии усиливал чиновничий аппарат, наделяя его землей и различными привилегиями. С целью укрепления собственных позиций он уничтожил практически всех своих бывших соратников. 
 
При ханьской династии сделана попытка несколько приоткрыть «шлюзы» для доступа незнатной части общества к государственной службе. Если состоятельный неаристократ мог купить ту или иную должность, бедному человеку предоставлялась возможность сдать экзамен на чин, изучив несколько томов специальных пособий. 
 
В 8 г. в результате дворцового переворота к власти пришел новый император Ван Манн, который сделал ставку на конфуцианцев с целью смягчить социальную напряженность. Он ввел запрет на куплю-продажу земли и рабов, отменил частную собственность на землю, объявил землю собственностью императора, восстановил систему общинного землевладения, объявил рабов собственностью государства. Ван Манн провел денежную и налоговую реформы; были сделаны попытки регулирования рыночных цен и регламентации ссудного процента. Однако самая главная реформа – земельная, успеха не имела. Изменившиеся экономические и социальные условия требовали иного подхода. Через три года продажа земли и рабов была восстановлена. То, что Ван Манн пытался сделать силовым способом, хотя и в опоре на закон, противоречило требованиям времени. Достичь желаемой консолидации общества не удалось. Социальные противоречия углублялись, пропасть между роскошью и богатством становилась все шире. Об этом повествует трактат «Янь те лунь». 
 
Рост крупной земельной собственности в руках ограниченной группы богачей и повсеместное разорение мелких землевладельцев создало взрывоопасную ситуацию. 
 
Начиная с 15 г. происходит множество восстаний. Они подавлялись с неимоверной жестокостью. Особенно мощным стало восстание «Красных бровей», вспыхнувшее в 18 г. и длившееся несколько лет. В 23 г. восставшие взяли императорский дворец и жестоко расправились с Ван Манном. Новый император Гэн-ши не сумел стабилизировать ситуацию и в 25 г. также был убит. Взошедший на престол император Лю Сю сумел справиться с восстанием, и в 29 г. восстание «краснобровых» было окончательно подавлено. 
 
В Китае утвердилась новая династия, получившая название Младшей (Поздней, Восточной) династии Хань. Стабилизировать обстановку в стране удалось только к 37 г. Для этого пришлось отменить многие указы Ван Манна, пойти на некоторые уступки крестьянам, облегчить налоговое бремя. Был реорганизован государственный аппарат. При императоре создан Императорский совет с совещательным голосом. Созданы различные ведомства по управлению страной. Относительно стабильным стало экономическое развитие [5, с. 202-203]. 
 
Время правления ханьских династий существенно повлияло на судьбу страны. Несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, это блестящий период истории Китая в отношении культуры, искусства, торговли. Были изданы классические произведения конфуцианства, установлена система экзаменов на чин, просуществовавшая вплоть до XX в., разработано и опробовано уголовное уложение, послужившее образцом для уложений позднейших династий. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Появилась бумага из дерева и старых сетей. Получили развитие математика и астрономия. Власть ханьских императоров распространилась на громадную территорию, вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей. Однако мощные крестьянские восстания второй половины II в. привели династию Хань к кризису и наконец к упадку. Усмирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальников, которые превратились в лидеров различных политических группировок, проводивших независимую от императора политику. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие). 

5. Древнекитайское  право

 
 
 
Как и у других народов, право древнего Китая имело в основе правовой обычай, судебные решения и постановления центральной власти. На формирование правового менталитета китайского общества определяющее влияние оказали две основные школы – конфуцианство и легизм. 
 
Основателем первой был Конфуций. Конфуцианство проповедовало духовное благородство, гуманизм, строгое соблюдение обычаев. Задолго до христианства и категорического императива И. Канта он сформулировал следующее положение: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе». Конфуций ставил общественную мораль выше права. Он отмечал: 
 
Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ познает стыд и исправится [1, с. 68-69]. 
 
В основе человеческой добродетели лежит моральное начало (ли). 
 
В основе правопонимания легистов лежит строгое соблюдение юридического закона (фа). Легизм возник позже конфуцианства, в III в. до н.э., и между этими школами шла напряженная дискуссия, которая нередко перерастала в открытую политическую борьбу, поскольку философские концепции служили идейной основой определенных политических сил. Со временем был достигнут компромисс, который выражался в формуле «где не хватает «ли» пусть применяется «фа». 
 
Основными объектами права собственности выступали земля и рабы. На различных этапах развития государственности отношение к ним изменялось. Так, в период господства иньской династии вся земля считалась собственностью императора, частные лица могли ею владеть на правах пользования. Рабы были также государственной собственностью, и хотя находились в пользовании частных лиц, не могли быть объектом купли-продажи. В государстве Чжоу земля становится частной собственностью, а рабы – предметом покупки и обмена. Существовало разделение на государственных рабов и рабов, принадлежащих частным лицам. Во времена господства династии Цинь интенсивно развивается частнособственническое землевладение, основной земельный фонд сосредоточивается в руках новой знати. В ряде регионов Китая стали активно применяться торговые сделки с землей, а торговля рабами осуществлялась свободно и повсеместно. 
 
В древнекитайском праве достаточно рано сложилась практика договорных отношений. Распространенными были договоры мены (самый древний), купли-продажи (обязательно письменный и с уплатой государственной пошлины, от чего императорская казна имела немалый доход), дарения различного имущества, в том числе рабов, займа, существовавшего, вероятно, и раньше, но юридическое оформление в виде долговой расписки, залога, письменных обязательств, получивших только в период Чжаньго, аренды земли. Существовали ростовщичество и долговое рабство. 
 
Семейное право было типичным для Древнего мира, и изменения политической ситуации на него не оказывали существенного влияния. Власть главы семьи, которым являлся мужчина, была абсолютной. Жены и дети всецело зависели от его воли. Семьи были многочисленные, поскольку существовало многоженство. В семье свято хранились традиции и поклонение предкам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, всецело зависела от мужа, хотя имела некоторые весьма ограниченные права на наследование имущества после смерти мужа. 
 
Уголовное право было в Китае доминирующей отраслью и отличалось чрезвычайной жестокостью. Практически большинство правонарушений в области не только уголовных, но и гражданских, административных, равно как и других сфер правоотношений, рассматривалось в качестве уголовных. По преданию в кодекс (X в. до н.э.) входило 3 тыс. статей, было до 500 видов преступлений. Однако это не всегда помогало и, как гласит древняя китайская мудрость, «через сеть законов могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли». В эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных видов преступлений. Среди основных можно выделить следующие: 
 
•   государственные – мятеж, заговор; 
 
•   религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу; 
 
•   против личности – убийство, нанесение телесных повреждений; 
 
•   против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота; 
 
•   воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость. 
 
Обычай кровной мести, существовавший в догосударственную эпоху, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания, особенно во времена Цинь, было устрашение. Существовала традиционная пятичленная система наказания (сян), которой мог подвергаться преступник: татуировка, отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь. Наказания могли применяться как выборочно, если преступник не приговаривался к смертной казни, так и в комплексе. 
 
Смертная казнь существовала в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю). Смертная казнь была долгой, изощренной и мучительной. Она подразделялась на стадии: сначала татуировка, затем отрезание носа, отрубание ног и забитие палками. Истреблялись родственники в трех поколениях. Этот способ был отменен только в начале II в. до н.э. 
 
От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом. Помимо казни и членовредительства, применялись тюремное заключение, клеймение тушью на лице, битье малой и большой бамбуковой палкой, плетью, превращение женщин в рабынь-затворниц. 
 
Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Имелись специальные чиновники, разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). 
 
Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами. 
 
 
 

Информация о работе Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая