Основные положения Судебной реформы 1864 г. в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Дальнейшее развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим строем, что приводило к обострению классовой борьбы и усилению антикрепостнического движения в России. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В первой половине XIX в. участились выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала. Недовольство затронуло и армию (волнения в 1820 г. в Семеновском гвардейском полку, среди военных поселенцев и др.). Против национального угнетения выступали порабощенные царизмом народы (восстание в Польше в 1830-1831 гг.). В 1825 г. произошло восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России.

Содержание работы

Ведение
Предпосылки и разработка судебной реформы 1864 года.
Общая характеристика судебной системы по Судебным уставам 1964 года.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

отеч гос.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Прогрессивные идеи пронизывали и процессуальную часть «Основных положений». Закреплялся принцип осуществления правосудия только судом, принцип гласности судебного разбирательства, отменялась система формальных доказательств, упразднялся институт оставления в подозрении, утверждалась двухинстанционность уголовного процесса и проч. Вместе с тем сохранялись некоторые не вполне демократические институты: особый порядок рассмотрения дел по государственным преступлениям, некоторые элементы сословности при отмене ее в принципе и др.

27 сентября 1862 г. император утвердил доклад  государственного секретаря В. П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий – всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты – от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе. Руководил деятельностью комиссии практически опять же С. И. Зарудный. Подготовленные проекты рассматривались в Государственном совете в мае – июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г.

Подводя итог рассмотрению предпосылок и разработки судебной реформы 1864 года, хотелось бы отметить, что в гражданском судопроизводстве много внимания уделялось мировому суду. Перед ним ставились задачи в первую очередь по примирению сторон, благо дела, ему подсудные, были не слишком крупными. Более серьезные иски разбирал окружной суд. В гражданском процессе большое место занимал принцип диспозитивности, хотя в определенных случаях предусматривалось и участие прокурора.

 

  1. Общая характеристика судебной системы по

                                          Судебным уставам 1964 года.

 

В ноябре 1864 г. после длительного и тщательного рассмотрения проектов были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В Указе Правительствующему Сенату «Об учреждении судебных установлений и о Судебных Уставах» от 20 ноября 1864 г. император Александр II указал: «Рассмотрев сии проекты, Мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

Судебными уставами 20 ноября 1864 г. провозглашались принципы равенства всех перед судом, независимости суда от администрации, несменяемости судей, гласности, устности, состязательности; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; основанием вынесения приговора стала виновность. Этому, безусловно, способствовало создание института судебных следователей, адвокатуры, суда присяжных и преобразование прокурорского надзора.

Согласно новому пореформенному законодательству, в соответствии с судебными уставами 20 ноября 1864 г., в России вводились две системы судебных учреждений: коронный и мировой суды.

Общие судебные установления были представлены окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом.

В российских предреформенных судах сложилось около 30 видов судопроизводства. К числу негативных свойств суда следует отнести и то, что разбирательство дел в них велось негласно и письменно, в судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств. Допускалось также внесудебное применение репрессий.

Подготовка к реформе началась еще в 50-х годах 19 столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени. На последних этапах (в апреле1862г.) во избежание случайных и непродуманных решений была разработана концепция реформы, получившая наименование «Основные положения преобразования судебной части в России».

Первый шаг в практическом проведении реформы - это  изданный в мае 1860г. Закон о судебных следователях. 20 ноября 1864 года царь Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердивший четыре основных законодательных акта:

- Учреждение  судебный установлений;

- Устав уголовного  судопроизводства;

- Устав гражданского  судопроизводства;

- Устав о  наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В последующем, эти акты стали именоваться Судебными уставами.

В основу преобразований, осуществлявшихся в ходе реформы 1864 года, был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной и административной. Провозглашалось равенство всех перед законом. «Судебная власть распространяется  на лица всех сословий и на все дела, как  гражданские, так и  уголовные» гласит статья 2 из «Учреждения судебных установлений».

Новые основания судоустройства, на которых покоилась судебная реформа, закреплены в одном из четырех судебных уставов – Учреждении судебных установлении. Провозглашается отделение судебной власти от административной, независимость и несменяемость судей. Отменяется сословный принцип построения судебной системы и вводится всесословный суд. Сокращается число судебных инстанций, судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел: мировая юстиция предназначается для малозначительных дел, общие судебные места – для дел, не ограниченных ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска

Согласно Судебным уставам судьи объявлялись несменяемыми, частично вводилась их выборность. К  кандидатам в судьи предъявлялись строгие  и многочисленные требования: образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации.

Важной частью реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Вместо множества судов учреждались единые для всех сословий общегражданские суды. В их число включались две группы судов: общие судебные установления и местные судебные установления.

Основными звеньями общих судебных установлений были: окружные суды,

судебные палаты и Правительствующий сенат.

     Окружные суды - образовывались на территории нескольких уездов с учетом  численности населения и объема работы. Председатели и члены этих судов назначались императором по представлению министра юстиции, который должен был считать с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. Срок полномочий для судей не устанавливался. В их составе образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия. Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлений. Окружные суды рассматривали уголовные и гражданские дела по первой инстанции, иногда выступали в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверяли законность вынесенных ими решений.

Предусматривалась возможность образования коллегий в разных составах. В установленных законом случаях дела рассматривались в окружных судах:

-коллегиями  в составе трех профессиональных  судей,

-профессиональными  судьями с участием сословных  представителей,

-профессиональными  судьями с участием присяжных заседателей.

     Суд сословных представителей - одно из проявлений непоследовательности судебной реформы 1864г., власти не смогли до конца

отказаться от влияния на суды сословных интересов. Были выделены категории преступлений, рассмотрение которых ставилось под контроль представителей основных сословий (государственные преступления, «преступления по должности»).

Сословные представители участвовали в вынесении приговоров, пользуясь теми же правами, что и профессиональные судьи. Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей осуществлялось и в судах других инстанций общих судебных установлений - в судебных палатах и Правительствующем сенате.

     Суд присяжных - (прогрессивное явление того времени, к середине XIX

века он считался лучшей формой суда) -  состоял из трех судей-профессионалов и 12 присяжных заседателей. Присяжные принимали решение, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления.

Приговоры суда с участием присяжных заседателей были окончательными, если в установленный срок они не опротестовывались прокурором в Сенат.

Присяжным заседателем мог стать российский подданный, достигший 25 лет, обладающий цензом оседлости (два года). В списки присяжных заседателей включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица располагающие недвижимостью  и доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга, наемные рабочие.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами и согласовывались с губернатором или  градоначальником. Присяжные вызывались по жребию. Суд присяжных допускался только в окружных судах. Гражданские дела рассматривались  без участия присяжных заседателей. Суд присяжных не смогли внедрить на большей части территории Российской империи (он действовал только в центральных губерниях).

 Следующей судебной инстанцией была судебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Они состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о государственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях, против порядка управления. К ведению судебной палаты были отнесены, и некоторые преступления против веры. Для рассмотрения указанных дел судебной палатой в качестве первой инстанции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители.

Над всеми судебными органами России стоял Сенат – орган, формируемый по указу императора.

Сенат являлся верховным кассационным1 судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совершенным высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате было учреждено "Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах", в состав которого кроме сенаторов вошли назначаемые императором сословные представители (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина)2. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов Сената под председательством председателя Государственного совета.

В соответствии со ст.23 Устава  уголовного судопроизводства, кассационные департаменты Правительствующего Сената вели  «дела  по жалобам  и протестам на явное нарушение, при постановлении  окончательных приговоров, прямого смысла закона;  просьбы и представления о пересмотре, по вновь открывшимся обстоятельствам, приговоров, вошедших в законную силу, и те дела о преступлениях и проступках по службе, которые именно предоставлены рассмотрению кассационных департаментов в особом порядке  судопроизводства».

В 1877г. на Сенат была возложена функция высшей дисциплинарной инстанции для всех судей и предусмотрено образование дисциплинарного присутствия в составе 6 сенаторов.

     Верховный уголовный суд - занимал обособленное место - образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности. В качестве его членов назначались руководители департаментов Государственного совета и основных подразделений Сената. Приговоры обжалованию не подлежали (только царские акты помилования).

Местные судебные установления:

Волостные суды состояли из председателя и двух членов, которые избирались по многоступенчатой системе на срок 3 года. Они рассматривали мелкие имущественные споры и дела о проступках членов сельских общин.

     Верхние сельские суды - проверяли решения волостных судов, состояли из председателей всех волостных судов. Образование сельских судов предусматривалось принятым 19 февраля 1861 года Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти суды контролировались мировыми судьями, земскими начальниками, уездными съездами и губернскими присутствиями.

В соответствии с Учреждением судебных установлений  повсеместно должны были быть образованы мировые суды, которые действовали бы на территории судебных участков (по несколько в уезде). Должен был работать как минимум 1 мировой судья, избиравшийся земским собранием (органом местного самоуправления) на 3 года всеми сословиями из местных жителей, обладающих установленным цензом (образовательным и имущественным).

Компетенция мировых судей определена в статье   19  Устава уголовного судопроизводства.

Главная задача  мирового судьи  - примирение сторон («тяжущихся»). К их ведению относились незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступления или проступках (когда срок наказания - не более 1 года).

Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировых судей должны были осуществлять съезды мировых судей. В их состав намечалось включать всех мировых судей (участковых, добавочных, почетных), работавших на территории конкретного уезда. Законность их решений проверялась окружным судом.

Информация о работе Основные положения Судебной реформы 1864 г. в России