Возвышение Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:38, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить причины, почему именно Москва начала возвышение и стала великим городом? С чего началось её возвышение? Также необходимо найти взаимосвязь между процессом возвышения Москвы и объединением русских земель.
Задачи:
 освещение причин возвышения Москвы;
 характеристика факторов возвышения Москвы в работах Н. М. Карамзина.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1.Начало возвышения Москвы при Иване Калите………………….4
2. Причины возвышения Москвы…………………………………….6
3.Этапы освобождения Руси от монголо-татарского ига………….10
4.Объединение земель вокруг Москвы……………………………...11
5. Роль церкви в объединительном процессе……………………….14
Заключение…………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………..18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

В первые годы при малолетнем Дмитрии Ивановиче Донском правительство возглавлял митрополит Алексей. Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, Дмитрий Донской преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение — суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей. При нём в 1367 был построен первый каменный кремль в Москве, в 1368 и 1370 его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда.

Во время войны с  Тверью (1368—75) Дмитрий Донской в 1375 принудил тверского князя к  признанию своего старшинства и  союзу в борьбе с Золотой Ордой. В 1376 Московское княжество утвердило  своё влияние в Болгарии Волжско-Камской, в 1378 его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя. Дмитрий Иванович первый из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на р. Вожа было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил выступил навстречу полчищам татарского темника Мамая, двигавшимся на Русь. В Куликовской битве 1380, завершившейся разгромом завоевателей, Дмитрий Донской проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. После Куликовской битвы Дмитрий Донской прекратил платить дань татарам.

После нападения татарского хана Тохтамыша на Москву в 1382 Дмитрий Иванович организовал работы по восстановлению города.

В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила своё руководящее  положение в русских землях. Дмитрий  Иванович впервые передал великое  княжение старшему сыну Василию без  санкции Золотой Орды как "свою отчину".

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединение земель вокруг Москвы.

 

Преемники Калиты неуклонно продолжали стяжательную политику Даниловичей. Сын его Семен Иванович прикупил к Москве еще несколько сел в округе великого княжения — в уездах Переяславском, Юрьевском, Костромском и в княжестве Галицком. Брат Семена Иван округлил свои владения, приобретя на левой стороне Оки путем мены с рязанскими князьями Новый Городок в устье Протвы, Лужу, Верею, Боровск и некоторые другие места. Сын Ивана Димитрий Донской (1369-1389) в самом еще начале своего княжения «взял волю» над князем Константином Васильковичем Ростовским, а князей Димитрия Галицкого и Ивана Федоровича Стародубского (на Клязьме) выгнал из их княжений. Его боярин Федор Андреевич «на обчем рете» оттягал у смольнян Тов и Медынь. Еще ранее Куликовской битвы Димитрий купил Мещеру у ее князей. Но эта покупка оспаривалась рязанским князем Олегом Ивановичем, державшим в зависимости от себя мещерских князей. После Куликовской битвы, в которой Олег не принимал участия, Димитрий ходил на Рязань и заставил Олега навсегда отказаться от своих притязаний на Мещеру. Тогда же Димитрий утвердил за собой на Рязанской стороне Оки Тулу со всем, как было при царице Тайдуле, когда ее ведали баскаки, и иные татарские места по соседству. Димитрий же первый признал великое княжение Владимирское с его округом (в состав которого входили тогда и Переяславль, Юрьев и Кострома) наследственным достоянием московских князей и распорядился им в своем духовном завещании, отказав старшему сыну Василию.

В 1397 году Василий Дмитриевич (сын и преемник Дмитрия Донского) отнял у Новгорода Великого Волок  Дамский, Бежецкий верх, Ржеву и Вологду; но одновременная попытка его овладеть Заволочьем, или Двинской землей, кончилась неудачей. Василий продолжал примыслы отца и в области Оки: здесь он достал Козельск и Любутск; князья Новосильские стали с ним «за один человек». Наступившая по смерти Василия Дмитриевича усобица в среде московских князей затормозила их собирательную деятельность. Но при всем том в это время был присоединен к составу Московских владений Заозерский удел Ярославского княжества с Кубеной и половина Ростова. После того как Василий Васильевич восторжествовал над своими противниками, он присоединил к своим владениям княжество Суздальское (при каких обстоятельствах — неизвестно), которое он и завещал старшему сыну Ивану. Он же купил у рязанских князей за рекой Окой Тешилов, Венев, Ростовец и другие места по реке Смедве и Осетру и на верхнем Дону, приобрел там же Елец и Елецкие места.

При сыне Василия Васильевича Иване III собирательная деятельность Москвы приняла грандиозные размеры. В 1463 году Иван купил отчину князей Ярославских; в 1474 году другую половину Ростова. Это были последние покупки Московского князя. Он сделался уже настолько силен, что мог развить теперь завоевательную политику на большую ногу. Еще в 1471 году после первого похода на Новгород Иван Василевич добился от него уступки большей части Двинской земли: значительные пространства по нижней Двине, Пинеге и Bare, по Мезени, побережья Белого моря от устья Онеги до Мезени, а также южный берег Кольского полуострова были выделены великому князю. В следующем, 1472 году Иван Васильевич завоевал Великую Пермь, населенную крещенным уже финским племенем пермяков. В 1478 году занята была Московским князем и коренная Новгородская область, остальные части Двинской земли, а также Печора. Целым рядом военных экспедиций, предпринятых в восьмидесятых и девяностых годах XV столетия за Урал покорена была Югорская земля. В 1485 году в состав московских владений включено все Тверское княжество со всеми его уделами.

Когда умер великий князь  Иван Васильевич III, оставалось уже  немного великорусских земель и  княжеств не во власти Москвы. Эти земли  и княжества неминуемо должны были теперь попасть в руки московских князей. И действительно, в 1510 году Москва лишает окончательно самостоятельности  и самобытности Псков; в 1517 году занимает Рязанское княжество, владетель  которого бежит в Литву. По договору 1522 года Московский князь присоединяет к своим владениям Смоленскую землю, завоеванную у Литвы еще  в 1514 году.

В конце концов на севере и северо-востоке Руси вместо множества отдельных земель и княжеств возникает одно Московское владение в руках немногочисленных потомков Калиты. Это Московское владение, в котором великий князь берет свою волю над младшими, удельными, лишает их самостоятельности и подчиняет своей власти, получает название государства Московского.

Скопление населения в Московском княжестве совершилось не столько благодаря его выгодному положению между Киевской Русью и Владимиро-Суздальской областью, сколько благодаря выгодному положению в отношении татарских набегов. Московское княжество наполнилось не колонистами с юга, а беженцами с Поволжья, Владимиро-Суздальской области и, вероятно, Рязанской, которые искали убежища в отдаленном и глухом Московском крае от татар. И позже совершался прилив населения в Московское княжество частью добровольный, частью невольный.

Дальнейшее увеличение населения  в Московском княжестве стояло уже  в связи с примыслами его князей. Чем более расширялись эти примыслы, тем московские князья становились богаче и сильнее, тем больше приобретали средства к новым примыслам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль церкви в  объединительном процессе

 

При оценке роли церкви в  объединении русских земель необходимо различать политику митрополитов и  поведение церковных деятелей более  низкого ранга. Митрополиты назначались  константинопольским патриархом из греков и болгар, за исключением  Алексия, выходца из московского  боярства. Русская (или Киевская, как  она называлась до XIV в.) митрополия охватывала не только северо-восточную Русь, но и южную и юго-западную, где находилось около половины епархий. После переезда митрополита Максима в 1299г. из подвергавшегося набегам татар и литовцев-язычников   Киева во Владимир, уже в 1303г. шесть епархий Галицко-Волынской Руси образовали независимую митрополию. Борьба за западные русские земли между растущей Москвой и Польско-Литовским государством также приводила к стремлению литовцев и поляков использовать церковный фактор и подорвать влияние владимирских митрополитов на этих землях. Все это заставляло митрополитов занимать двойственную политику. С одной стороны, приходилось поддерживать московских князей, без помощи которых церковь могла потерять влияние и на северо-востоке, с другой - явная ориентация на Москву могла привести к утрате западных епархий. Даже митрополит Алексий в первые годы своего митрополитства проводил крайне осторожную политику. И только смерть Ивана II Красного (1353-1359 гг.) и малолетство Дмитрия заставили Алексия сделать выбор, решительно поддержать объединительную линию Москвы, стать фактическим ее правителем в годы юности великого князя. Положение изменилось только после 1448г., когда русские митрополиты стали избираться на соборе русских епископов.

С этого момента русская  церковь становится полностью автокефальной, т.е. независимой от ближневосточных  патриархов, и окончательно связывает  свои интересы с северо-восточной  Русью.

Другим важным обстоятельством, влиявшим на политику церкви во время  монголо-татарского ига, были ее отношения  с Ордой. Русская церковь пережила Батыево нашествие сравнительно легко, без особых потерь. Более того, установление ига привело к укреплению позиций церкви. Золотоордынские ханы стремились использовать авторитет церкви и силу религии для усиления своего господства в завоеванных землях. Они освободили русскую церковь от уплаты ордынского "выхода" и выполнения других повинностей. Татарское нашествие изображалось церковью как "божья кара" за грехи русских людей. Иноземные нашествия, бесконечные усобицы русских князей, имели неизбежным следствием - снижение нравственного уровня среди всех слоев населения, особенно высших. Разложение проникло и в церковную среду, куда устремились многие знатные люди, привлекаемые привилегиями церкви в условиях татарского господства. Корыстолюбие, вероломство, пресмыкательство и страх перед татарами, пьянство и прочие грехи распространялись среди мирян и служителей церкви. Таяло сознание единства, общности русских людей. В такой обстановке большую роль играли подвижники - монахи, стремившиеся претворить в жизнь евангельские заветы любви к ближнему, трудолюбие, бескорыстия, честности и духовности. Среди таких подвижников в XIV в. особенно выделяется Сергий Радонежский. Он был одним из реформаторов монастырской жизни, введя в своем монастыре суровый общежительный устав: в монастыре не было места имущественному неравенству, безделью, пьянству, нарушениям правил церковной службы. Сергий был и религиозным политиком, духовником Дмитрия Донского, выполнял важные поручения митрополита Алексия.

В XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени  превращается в государственную  церковь. Предпосылки такого превращения  заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь  признавала над собой верховенство государственной власти и входила  в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники - Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства, на формировании которого церковь оказала огромную роль. Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих - создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать  ряд следующих выводов. Актуальность изучения данной темы непосредственно  связана с тем, что образование  Московского государства является одним из наиболее знаковых событий  в истории российского государства. Каждая теория выбирает из множества  исторических фактов свои факты, выстраивает  свою причинно-следственную связь, имеет  свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Главной и основной причиной, обусловившей возвышение Москвы и ее успехи по части собирания Великой Руси под властью ее князей, было выгодное географическое положение в отношении татарских погромов и последовавшее вследствие этого скопление населения в ее области. В XIII и XIV веках все княжества вокруг Москвы разорялись и опустошались татарами, и одна только Московская область оставалась не тронутой. Естественно, что Москва сделалась вследствие этого сильнее и богаче других княжеств и оказалась в состоянии делать на их счет присоединения силой или деньгами.

Н. М. Карамзин в качестве основных факторов возвышения Москвы выделяет следующие: роль личностей, русской  православной церкви, влияние географического  фактора. Определенной спецификой отличаются взгляды Н. М. Карамзина на оценку такого фактора возвышения Москвы, как последствия монголо-татарского ига. Карамзин, например, в пятом томе «Истории Государства Российского» упоминает и таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания. Татарское иго, которое, по его мнению, начало «новый порядок вещей» в исторической жизни русского народа, изменило отношение князей к населению и отношение князей друг к другу, поставило князей в зависимость от хана и этим имело влияние на ход возвышения Московского княжества. Современная историческая литература, в лице такого его представителя, как А. А. Зимин. В качестве его основного произведения, которое представлено к анализу является его работа «Витязь на распутье». А. А. Зимин в своей работе «Витязь на распутье» убедительно доказывает историческую неубедительность существования таких факторов, которые способствовали возвышению Москвы, как мистические факторы, экономические факторы, факторы благоприятного географического положения. Он утверждает, что факторами, способствовавшими возвышению Москвы, были: военный фактор, организация управления в Московском государстве, подчеркивает роль русской православной церкви в ходе объединительного процесса. Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что между взглядами Н. М. Карамзина и А. А. Зимина скорее больше общего, чем различного. Камнем преткновения, на наш взгляд, является вопрос о роли и значимости экономических факторов и такого фактора, как благоприятное географическое положение Москвы.

Информация о работе Возвышение Москвы