Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:23, реферат
Архитектура является важной частью культурной и социальной жизни, играя огромную роль в мироощущении человека, предметно-пространственно организуя его пребывание в обществе. Архитектура, обладающая исторической конкретностью на каждом этапе развития, тесно связанная с системой общественных отношений, является формой художественного осмысления и воспроизведения социальной действительности. ХХ век дал миру множество открытий во всех областях знаний, практически во всех сферах жизни общества, в том числе и в духовной сфере.
Введение………………………………….……………..........................................................................3
Глава 1. Архитектурный модернизм.................................................................................5
Глава 2.Постмодернизм в архитектуре............................................................................11
Заключение………………………………………..............................................................................16
Приложение......................................................................................................................18
Список источников литературы…………………....................................................................27
Современная архитектура многим обязана функционализму 20-х годов XX века: это и новые типы домов (коридорного типа, галерейные, дома с двухэтажными квартирами), и плоские покрытия, которые стали удачным решением экономичных
квартир с встроенным оборудованием, и рациональное планирование интерьера, и «ленточное» остекление и многое другое.
Важной особенностью функционализма, оказавшей решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, было то, что его принципы могли использоваться независимо от национальных особенностей разных стран. В 1932 году архитекторами Филиппом Джонсоном и Альфредом Бэрром в отношении творчества Ле Корбюзье, Гропиуса и Мис ван дер Роэ был введен новый термин - «интернациональный стиль».
В 30-50-е годы функционализм уступил место, а точнее – «плавно перетек» в интернациональный стиль, для которого был характерен отказ от национальных и культурных особенностей, а также от любых разновидностей исторического декора в пользу лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла, прямых линий и других чистых геометрических форм. Излюбленный материал - железобетон, а больше всего ценились в интерьерах широкие открытые пространства. Это в полном смысле была архитектура индустриального общества, не скрывавшая своего утилитарного предназначения и стремления экономить на «архитектурных излишествах». Классическими примерами интернационального стиля являются Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13) ( рис. 6) и Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927), Особняк Шредера в Утрехте, (Голландия. 1924 г. Арх. Г. Ритфелд), Санаторий в Паймио, (Финляндия. 1929-1933 гг. Арх. А. Аалто) (рис 7) и многие другие.
Постмодернизм – это пришедшее на смену модернизму широкое художественное течение, которое распространилось в различных областях культуры, - философии, изобразительном искусстве, музыке, литературе, архитектуре.В самом названии «постмодернизм» кроется его содержание – «то, что пришло после модернизма».
В качестве мировозренческой базы постмодернизма предстало возникшее во второй половине ХХ века глубокое разочарование в идеологии исторического прогресса, которая еще в XVIII веке была сформулирована французскими просветителями и основывалась на идее рационального переустройства человека и общества.
Теоретические основы постмодернизма были сформулированы в США в 60-е годы. Символическое начало постмодернизма - взрыв в США одного из классических памятников модернистской архитектуры — жилого квартала, в котором воплощались идеи прогресса, социального равенства и чистоты современной эстетики, но совершенно игнорировались понятия человечности и комфорта, а потому и потребовалась его перестройка.
Постмодернизм в архитектуре увидел в качестве своей главной задачи смягчение модернистского ригоризма, допущение в искусство архитектуры исторических цитат, эклектики и элементов массовой культуры. Постмодернизм подверг критике модернистское стремление к оригинальности, считая, что в конце ХХ века уже невозможно создать нечто кардинально новое.
Наиболее жёсткой критике архитекторы постмодернизма подвергли такие основополагающие принципы, даже постулаты, архитектурного модернизма, как серийный подход к проектированию и аскетизм архитектурных форм, функциональное зонирование городов, отказ от регионализма и творческого наследия, что в итоге вело к «усредненности», унификации.
Как уже отмечалось,
впервые теоретические
провозглашен
принцип «декорированного сарая»: на
объём имеющего чисто функционально-
Таким образом, главные принципы постмодернистской архитектуры формировались как антитеза модернизму.
В градостроительстве архитекторами - постмодернистами исповедуется отказ от свободной застройки и предпочтение - симметричной, регулярной с учетом контекста и особенностей сложившейся конкретной городской среды.
В области архитектурных форм постмодернизм провозгласил возрождение исторических архитектурных систем и всех видов декора (облицовка, декоративная кладка, рельеф, росписи, орнаментика и пр.), причем все это – весьма свободно и эклектично. Для него характерны обращение к выразительности стенового массива и отказ от ленточных окон, нарушающих его; возрождение активного силуэта зданий с завершением в виде щипцов, фронтонов, мансардам, а также отказ от плоских крыш, возвращение к принципам исторического построения композиции - симметрии, пропорциональности, перспективе.
В работах теоретиков и практиков постмодернизма: Л. Крие, Р. Вентури, М. Кюло, А. Грюмбако А. Росси, были четко сформулированы его следующие принципы: «подражание» историческим образцам и памятникам; использование в общей композиции или ее деталях «цитат» и «ссылок» на широко известные памятники архитектуры; работа в историко-архитектурных «стилях»; принцип «обратной археологии», заключающийся в приведении нового объекта в соответствие со старой строительной техникой; «повседневность реализма и античности», который достигается с помощью упрощения классических форм.
Переход к этим принципам способствовал повышению архитектурного мастерства, углублению образования – более пристальному изучению архитектурного наследия, совершенствованию архитектурной графики.
Одно из наиболее значительных социально- культурных достижений постмодернизма – отказ от ориентации на «усреднённого горожанина».
Как
уже было сказано, в архитектурных
сооружениях постмодернистов
Европейский постмодернизм
имеет свои специфические особенности:
в первую очередь, это гораздо
большая строгость и
Наиболее яркие примеры европейского постмодернизма - осуществлённые в последние десятилетия работы по расширению главных художественных музеев Лондона. В расширении Национальной галереи был привлечён Р.Вентури - один из отцов- основателей постмодернизма. В 1983 г. по проекту Р. Вентури и Д. Рауха к зданию Национальной галереи пристроено левое крыло. Так как галерея располагается на Трафальгар-сквер - главной площади города, к авторам предъявлялись весьма жёсткие требования достижения «совместимости» с исторической средой, с чем они успешно справились.
Вторым крупнейшим художественным музее Лондона является Тейт-галерея, названная в честь «английского П.Третьякова» - Р. Тейта, первого собирателя английской живописи, подарившего государству своё бесценное собрание. («английский П. Третьяков»). Построенный на северном берегу Темзы архитектором С. Смитом в 1890 году в стиле неоклассицизма, музей быстро разрастался благодаря быстрому росту его коллекции, и в течение ХХ века возникло множество пристроек к основному зданию. Самая радикальная из всех пристроек - содержащая огромное собрание работ художника Тёрнера пристройка правого
крыла, открытая в 1989 году. Крыло Тёрнера было возведено по проекту английских архитекторов - М. Уилфреда и Дж. Стерлинга. Уважение к историческому контексту в проекте проявилось в нарочитом смещении «крыла Тёрнера» из плоскости главного викторианского фасада вглубь сквера, примыкающего к галерее.
Большое количество зданий было возведено в Европе американскими зодчими. В 1987-1988г. Ч.Мур возвел несколько крупных объектов в районе гавани Гегель в Берлине: Гумбольтовскую библиотеку на острове и многоэтажный дом на набережной. Библиотека, ставшая, по мнению архитектора, примером «индустриального барокко», представляет собой вытянутый двухэтажный объём, а читальный зал перекрывается цилиндрическим сводом. Еще одна крупная работа Ч. Мура в Берлине – строительство на северо-восточной окраине города нового жилого района Каров-Норд.В застройке практически отсутствуют дома элементарной прямоугольной формы, большинство из них имеет П- образную, угловую или криволинейную форму. Архитектурной выразительности домов удалось достичь с помощью нетривиальных объёмных форм, введения угловых акцентов в домах, которые расположены на пересечениях улиц, комбинациями различных по размерам и форме летних помещений и проёмов. Архитекторы также отказались от плоских крыш, и теперь крутые яркие черепичные крыши - двух- и четырёхскатные, с мансардами и без них - вносят яркий по силуэту и цвету элемент в композицию застройки.
Вместе с тем, многие критики
считают некоторые образцы
Архитектурные формы комплекса отличаются крайней эклектичностью: здесь и готические контрфорсы и аркбутаны, конструктивистские и классицистические детали, декоративные скульптуры в стиле барокко. Вся композиция проникнута духом эпатирующего кича и театральности, а также нарочитой нефункциональности.
К типичным образцам постмодернистской
архитектуры можно отнести «
К наиболее ценным достижениям постмодернизма в архитектуре необходимо все же отнести тот дух уважения к контексту, который и сегодня строго соблюдается при реконструкции центров исторических городов, например: район Бикерзей-ланда в Амстердаме, Ричмонд-парка в Лондоне, Университетской площади и Креплинерштрассе в Ростоке и многих других.
Архитектура является важной частью культурной и социальной жизни, играя огромную роль в мироощущении человека, предметно-пространственно организуя его пребывание в обществе. Архитектура, обладающая исторической конкретностью на каждом этапе развития, тесно связанная с системой общественных отношений, является формой художественного осмысления и воспроизведения социальной действительности.
Взаимодействие прошлого с настоящим, традиционного наследия с прогрессом – это неизменная проблема, проявляющаяся во многих сферах жизни, в том числе – в искусстве. Особенно актуальна она в области архитектуры, что обусловлено особенностью архитектуры как социально значимого и массового искусства. Изучение развития архитектуры модернизма и постмодернизма позволяет сформировать объективное представление об истории и логике смены главных художественных стилей XX века.
На рубеже XIX-XX веков на смену эклектике в европейском искусстве приходит модерн, это связано с тем, что для переходной эпохи связано возникновение социального заказа на новые формы в различных областях художественной жизни, в том числе и в архитектуре. Архитектурное направление, возникшее в рамках стиля модерн, стало своеобразной попыткой достичь органической целостности утилитарного и эстетического, преодолеть тенденцию к разделению архитектуры на утилитарную основу и декоративность, характерную для предшествующего периода.
Архитектурный модернизм, как и вообще модернизм, - это не какое-то единое, целостное течение, это объединение самых разных стилей, школ, направлений, объединенных общей идеей – отрицанием искусства прошлого. Архитектурный модернизм включает в себя такие архитектурные направления, как конструктивизми рационализм, европейский функционализм 20-30-х годов, архитектурный ар-декостиль, движение «баухауз» в Германии, брутализм, интернациональный стиль, органическая архитектура.
Основное содержание архитектурного модернизма заложено уже в самом его
названии — это созидание чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню - абсолютно нового и ранее невиданного. Архитектурный модернизм в качестве своих истоков имел новейшие достижения промышленного и научно-технического прогресса, а также передовые социально-реформаторские идеи своего времени.
Постмодернизм – это пришедшее на смену модернизму широкое художественное течение, которое распространилось в различных областях культуры, - философии, изобразительном искусстве, музыке, литературе, архитектуре.В самом названии «постмодернизм» кроется его содержание – «то, что пришло после модернизма». Постмодернизм в архитектуре увидел в качестве своей главной задачи смягчение модернистского ригоризма, допущение в искусство архитектуры исторических цитат, эклектики и элементов массовой культуры. Постмодернизм подверг критике модернистское стремление к оригинальности, считая, что в конце ХХ века уже невозможно создать нечто кардинально новое. Наиболее жёсткой критике архитекторы постмодернизма подвергли такие основополагающие принципы, даже постулаты, архитектурного модернизма, как серийный подход к проектированию и аскетизм архитектурных форм, функциональное зонирование городов, отказ от регионализма и творческого наследия, что в итоге вело к «усредненности», унификации. Таким образом, главные принципы постмодернистской архитектуры формировались как антитеза модернизму.
Информация о работе Архитектура модернизма и постмодернизма в Европе