Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Брестский Государственный университет имени  А.С.Пушкина

 

 

 

Кафедра методик дошкольного  образования

 

 

 

 

 

 

«Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников»

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнена:

студенткой 3 курса

специальности «Дошкольное  образование.

Практическая психология»

социально-педагогического  факультета

Проверил:

 

 

 

 

 

Брест 2012г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………1

Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора  в развитии речи детей дошкольного  возраста………….4

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
    2. Влияние малых форм фольклора на развитие речи

дошкольников……………………………………………………6

    1. Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи………………………………………13
    2. Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16

Глава 2. Экспериментальное  исследование по проблеме влияния малых  форм фольклора на развитие речи детей  дошкольного возраста…………………………………………………………….....18

2.1    Определение  уровня развития речи детей  дошкольного возраста…………………………………………………………….....18

2.2    Работа по  развитию речи с помощью малых  форм фольклора………………………………………………………….....20

2.3    Анализ влияния  музыкального фольклора на развитие  речи детей дошкольного возраста………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………24

Список использованной литературы………………………………..26

Приложения……………………………………………………..........28

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово  «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это  создаваемая  народом  и  бытующая  в  народных  массах  поэзия, в  которой он  отражает  свою  трудовую  деятельность, общественный  и  бытовой уклад, знание  жизни, природы, культы  и  верования.  В  фольклоре  воплощены  воззрения, идеалы  и  стремления  народа, его  поэтическая  фантазия, богатейший  мир  мыслей, чувств, переживаний, мечты  о  справедливости  и  счастье. Это  устное, словесное  художественное  творчество, которое  возникло  в  процессе  формирования  человеческой  речи.  М. Горький говорил: «… Начало искусства  слова – в фольклоре».

Музыкальный фольклор является одним из лучших средств развития выразительной речи дошкольников. Они не только учат использовать родной язык, при общении с другими людьми, но и развивают у детей «дар слова», который включает владение лучшими формами языка, выработан «как народом, так и литературой». Произведения фольклора представляют собой «речевую лабораторию», в которой рождаются фонетические, лексические и синтаксические сокровища родного языка. Образные слова и выражения не только обогащают речь фольклора, но и отражают душевное богатство народа, его ум, иронию, наблюдательность и глубокое понимание человеческих отношений.

Малые формы фольклора влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.  Колыбельные песни, считалки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки  способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Произведения музыкального фольклора таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого раннего детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, загадки, песни, скороговорки, считалки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).

 

Особенностью произведений малых  фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру  они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко  запоминающийся. В них встречается  много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и др). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и др. Цель – развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

Отмечаемая в раннем детстве  способность быстро улавливать и  копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда  речь становится для детей средством  общения, у них легко и непроизвольно  возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

Таким образом, актуальность исследования определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка, загадка, песня, считалка и скороговорка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

В практике дошкольного образования  можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с  малыми фольклорными формами нередко  выдвигается лишь содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и  языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, поговорок, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Однако проблема использования произведений фольклора в том, что не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

В следствии этого, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной  методики развития речи детей  дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Цель исследования: определить условия эффективного использования малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Цель, объект и предмет  исследования определили необходимость  постановки и решения следующих  задач:

Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
    2. Изучить теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
    3. Разработать методику использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.
    4. Проследить динамику изменения уровня развития речи детей в процессе экспериментальной работы.

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.

При рассмотрении данной проблемы использовались такие методы, как:

анализ психолого-педагогической литературы, метод диагностики понимания произведений малых форм фольклора, беседа, анкеты для родителей, анализ полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

 

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию  малых форм фольклора в развитии речи детей: Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Н.Генералова, Ю.Г.Илларионова, Н.В.Гавриш, С.С.Бухвостова, Д.Н.Дубинина, Г.А.Куршева и др.[1,c.66].

Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей//Дошкольное воспитание, 1985г.,№9 с.21. В своей статье рассматривает применение  потешек, попевок, приговорок в работе с детьми. Она отмечает, что ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки и попевки. Потешки, по ее мнению, являются средством обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, легко запоминают их, вводят в свою речь. Выводом данной статьи является то, что произведения музыкального фольклора помогают в формировании речи детей, навыков культурного поведения.

Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм» // Дошкольное воспитание.-1991.-№ 9, с.17; Шинкарь Г., Новикова И. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста» // Дошкольное воспитание.-1990.-№ 10,с.9.; Криницына Н. «Дети любят потешки» // Дошкольное воспитание.-1991.-№ 11,с.16., указывают на особую значимость малого фольклора в адаптационный период ребенка в детском саду. Он скучает по дому, маме, еще не может хорошо общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их. Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.

 

 

Н.Новикова предлагает фольклорные  произведения сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым  ситуациям.

Выдающиеся русские и  советские педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова, А.М.Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых форм фольклора как средства воспитания культуры речи детей. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, прибаутки, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка. Великий педагог восхищался той способностью, которая создает в человеке слово и развивает его дух: «Вы замечаете, что ребенок, желая выразить свою мысль, в одном случае употребляет одно выражение, в другом – другое, и невольно удивляетесь чутью, с которым он подметил необычайно тонкое различие между двумя словами, по-видимому очень сходными»[17,c.45].  Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина считали, что «музыкальный фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки, песенки  образны, поэтичны, наделены сравнениями и яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. 

Сила пословиц, поговорок  и песенок заключается в их смысловой, композиционной, интонационной, синтаксической, звуковой и ритмической  организованности. Поэтический язык фольклора прост, точен и выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу.

        Е.И.Тихеева, которая со всей остротой первая после Ушинского поставила вопрос о роли родного языка в дошкольном воспитании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами[14,c.64]»   

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, они готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его речи. По словам А.П.Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников