Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:48, реферат
Обе составные части второго хозяйственно-культурного типа - ручное земледелие и скотоводство - и по сей день достаточно широко распространены на Земле. Всюду, где мы встречаемся с ранними формами государственности, классового общества, их экономическим основанием являются либо ручное земледелие, либо скотоводство. Весь Новый Свет до появления европейцев так и не знал пашенного земледелия, но он самостоятельно на базе своих культур - кукурузы, картофеля, маниоки, путем одомашнивания специфических южноамериканских животных - ламы и альпаки - пришел к ручному земледелию и животноводству. Они явились базой развития выдающихся цивилизаций доколумбовой Америки – майя, ацтеки, инки.
Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицир
Я бы хотела рассказать о 2 хозяйственно-культурном типе мотыжного земледелия и оседлого скотоводства.
Обе составные части второго хозяйственно-культурного типа - ручное земледелие и скотоводство - и по сей день достаточно широко распространены на Земле. Всюду, где мы встречаемся с ранними формами государственности, классового общества, их экономическим основанием являются либо ручное земледелие, либо скотоводство. Весь Новый Свет до появления европейцев так и не знал пашенного земледелия, но он самостоятельно на базе своих культур - кукурузы, картофеля, маниоки, путем одомашнивания специфических южноамериканских животных - ламы и альпаки - пришел к ручному земледелию и животноводству. Они явились базой развития выдающихся цивилизаций доколумбовой Америки – майя, ацтеки, инки.
Ручное земледелие возникло намного раньше, чем животноводство.
Основными сельскохозяйственными
культурами, которые выращивали ручные
земледельцы, были для тропического
и субтропического пояса
Следует также иметь в виду, что
животноводство развивалось внутри
уже возникшего земледелия и многие
локальные варианты второго хозяйственно-
Среди ручных земледельцев выделяются
несколько локальных вариантов. Ручные
земледельцы тропиков и субтропиков, изобретатели тропического
земледелия, основанного на выращивании
корнеплодовых, сахарного тростника, бананов,
хлебного дерева, представлены большим
числом народов Южной, Юго-Восточной Азии,
Океании, Америки и Африки. Ручными земледельцами
являются индейцы бассейнов Амазонки
и Ориноко в Америке, пигмеи, банту и другие
народы тропической Африки, папуасы и
меланезийцы Океании, некоторые этнические
группы южной Индии, Индонезии и Филиппин.
Для них характерно применение как подсечно-огневого
метода (используются ножи и топоры для
корчевания деревьев, кустарников и последующего
рыхления почвы), так и постоянной обработки
земли с помощью сажального кола, мотыги
или буйволов (животных прогоняют по влажному
полю для рыхления почвы), в группы помимо
собаки есть домашние свиньи и птицы. Жилище
- каркасно-столбовое, часто свайное, прямоугольное,
реже круглое. Керамику они выделывают
вручную без гончарного круга, одежда
только поясная - набедреная повязка или
передник. В хозяйстве широко используется
бамбук.
Ручные
земледельцы жаркого пояса представлены двумя подгруппами
- океанической, к которой относятся микронезийцы и
полинезийцы, и предгорной, распространенной у народов в возвышенных
субтропических районах Азии.
Океанические ручные земледельцы применяют
палку-копалку (в Новой Зеландии со специальной
ступенькой),- выращивают, хлебное дерево,
кокосовую пальму, на некоторых островах
- суходольный рис, очень тесно связаны
с мореходством; из-за отсутствия глины
не имеют керамики и используют как утварь
колена бамбука, тыквы-колебасы, на изготовление
одежды идут перья птиц. Для предгорной
группы основными сельскохозяйственными
культурами являются заливной рис и таро,
обработка поля ведется либо мотыгой,
либо палкой-копалкой. Значительное место
продолжает занимать в хозяйстве охота,
иногда она продолжает носить ритуальный
характер. Бамбук - самый распространенный
материал при изготовлении жилищ, орудий
труда и лова, деталей одежды - защитных
плащей и шляп. Жилища, как правило, свайные.
В той же географической зоне, но отличающейся
в связи с подъемом местности
более холодным климатом, выделяется
вариант ручных земледельцев высокогорной зоны
жарко-умеренного пояса. Среди них наиболее яркими
представителями являются группы тибетцев
- земледельцев долины Цангпо, близкие
им дулун и ну, а также народы группы ицзу
на юге Восточной Азии и прежде всего собственно
ицзу Ляншаня. Для этих народов характерно
выращивание холодоустойчивых сельскохозяйственных
культур - ячменя, овса, гречихи, кукурузы,
а также таро, ямса, технических - конопли,
сурепки. Существенно также значение животноводства
- разведение овец, коз, яков, сарлыков,
буйволов и лошадей. Несмотря на появление
в этих районах в последние десятилетия
плуга, обработка земли ведется преимущественно
мотыгой, а имеющийся скот выращивается
на мясо, шерсть и кожу.
Холодный климат высокогорий, наличие
хвойных лесов предопределили тип постройки
жилища на высоком фундаменте, чаще всего
двухэтажного (где низ используется для
загона скота, а верх - для жилья), сложенного
преимущественно из камня с использованием
деревянных столбов для поддержания всей
конструкции, крыши и для перекрытий. Очаг
устроен в жилой части дома. Одежда из
шерсти, кож и шкур диких зверей и домашних
животных. В рационе наряду с растительной
пищей есть и мясо-молочная.
Самым распространенным являлся тип мотыжных
земледельцев степей и сухих предгорий
умеренного пояса Старого и Нового Света. В Новом Свете он был представлен хозяйством
доколумбовых ацтеков, майя, современных
пуэбло, которое основывалось на кукурузе.
В Старом Свете он некогда охватывал обширные
районы Северной Африки, Передней Азии
и Средней Азии, Северо-Западной Индии
и Китая, где были очаги пшеничного и просяного
(Китай) земледелия и где довольно рано
на смену ручному земледелию пришло пашенное.
С мотыжными земледельцами степей и сухих предгорий были неразрывно связаны ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса Старого и Нового Света. В Америке к ним относились индейцы ирокезских, атапаских и алгонкинских этнических групп, заимствовавшие земледелие у южных юто-ацтекских племен, в Евразии - древние славянские, финно-угорские и тунгусо-маньчжурские народы, которые выращивали ячмень, овес, рожь, просо, технические - лен, коноплю. Этот вариант длительное время сосуществовал с различными охотничье-рыболовными вариантами первого типа и отличался большим заимствованием культурных достижений древнейших охотников и рыболовов лесной зоны. Для обоих последних вариантов ручных земледельцев характерно использование в одежде тканей из растительных волокон, а в сооружении жилищ - глины, камыша, дерева.
Животноводство развивалось
Пастбища являлись главным условием содержания
скота, и скотоводческие народы расселялись
в зоне степей и полупустынь Евразии, а
также в полупустынных и пустынных районах
Африки и тундре Старого Света. Содержание
скота на подножном корму приводило к
постепенному выбиванию пастбищ и к необходимости
передвижения на новые места. Кочевой
образ жизни отличал все скотоводческие
народы. Их быт, материальная культура
были приспособлены к постоянным передвижениям
по открытым пространствам.
Продукты скотоводства полностью утилизируются
в хозяйстве кочевников, основу питания
которых составляла мясомолочная пища.
Шкура и кожа животных, а также шерсть
шли на изготовление одежды, упряжи, переносных
жилищ, утвари. В районах Центральной Азии
человек приручил лошадь, и под влиянием
коневодства тюрко-монголов тунгусо-маньчжурские
народы одомашнили оленя, который в таежной
зоне был преимущественно транспортным
животным, облегчившим условия быта охотника
и рыболова.
Как справедливо пишут Н. Н. и И. А. Чебоксаровы,
«можно говорить о существовании нескольких
локальных вариантов типа кочевников-скотоводов
степей и полупустынь - центрально-азиатском,
среднеазиатском, аравийско-африканском,
южноафриканском и т. д. Для центрально-
и среднеазиатских кочевников, например,
характерно преобладание в поголовье
домашних животных лошадей и овец, а также
распространение войлочных юрт в качестве
основных жилищ. В Передней Азии, Аравии
и Северной Африке большую хозяйственную
роль играют верблюды и козы, человеку
жилищами служат преимущественно шатры
и палатки. На юге Африки лошадей и верблюдов
нет, стада состоят почти исключительно
из крупного рогатого скота; жилища представляют
собой круглые легкие хижины, располагаемые
на стойбищах по кругу с загоном для скота
в центре.
Вариант южноафриканских скотоводов-полукочевников
засушливых степей и полупустынь представлен
у аборигенов африканского юга готтентотов
и некоторых групп банту. К афри-канско-аравийским
скотоводам-кочевникам полупустынных
и пустынных районов относятся многие
арабские племена, в том числе знаменитые
кочевники Аравии - бедуины, а также скотоводы-кочевники
передне- и среднеазиатских степей и полупустынь,
в основном в эту группу входят тюркоязычные
народы (казахи, узбеки, киргизы и др.),
а также индоиранские (белуджи, пуштуны
и др.). К центральноазиатским скотоводам-кочевникам
степей и полупустынь относят тюркоязычных
уйгуров, алтайцев, тувинцев и других,
а также монголоязычных монголов, калмыков,
бурят и т. д.
Сколь бы значительна ни была роль скотоводства
в жизни пастушеских племен вышеуказанных
географических зон, следует всегда иметь
в виду, что часть скотоводов, как показали
археологические раскопки последних лет,
внутри скотоводческих общностей занималась
земледелием. Иными словами, скотоводы
нуждались в продуктах земледелия и получали
их либо путем обмена, либо путем захвата,
либо развитием самостоятельной земледельческой
отрасли, хотя и в ограниченном масштабе.
Сочетание внутри одного этноса ручного
земледелия и кочевого скотоводства наиболее
ярко выражено у тибетцев, у которых, помимо
ручных земледельцев, в долинах Цангпо
есть скотоводы-кочевники высокогорий.
Тибетцы-скотоводы разводят яков, сарлыков и меняют свою
продукцию на земледельческую. Ячья и
сарлычья шерсть идет на изготовление
одежды, переносной шатрового типа палатки,
кошм. Для шитья обуви и деталей костюма
употребляют кожу; помет животных служит
топливом. Распространена меховая шуба.
Оленеводы тундры Старого Света - самый поздний по времени образования вариант скотоводов-кочевников, который распространен у сухопутных чукчей и коряков, ненцев, иганасан и других народов севера Сибири. Оленеводство дает все необходимое для существования и проживания человека в районах Приполярья и Заполярья (из оленьих шкур шьют одежду, мясо оленя - основа питания; оленей используют как средство передвижения).