Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА1
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.
Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4


ГЛАВА2
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры…………….10

2.2. Зарубежные модели досуга………………………16
2.3. Организация культурно-досуговой деятельности
на местном уровне…………………………………….19
2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами
и людьми «третьего возраста»………………………26

Список литературы…………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая СКД.docx

— 101.30 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечалось, прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения. Именно работа по месту жительства составляет основную часть досугово-рекреационной деятельности на Западе. И здесь много общего между разными странами, включая и Россию. Это касается как функционирования различного рода культурно-досуговых центров на местах, так и проведения различного рода культурных акций (фестивалей, выставок, концертов и т.п.).

Практически каждый житель того или иного населенного пункта в Европе, США и Канаде имеет возможность пользоваться услугами местных учреждений культуры, принимать участие в проводимых мероприятиях. При этом большинство услуг оказывается, как правило, бесплатно. Основная часть учреждений культуры на местах и проводимых ими мероприятий финансируется за счет средств, выделяемых местными бюджетами.

До недавнего времени в силу идеологических стереотипов в нашей стране бытовало мнение о том, что все услуги в культурно-досуговой сфере Запада оказываются только на платной основе. Так, но время лекции Хенка Меркельбаха, одного из тогдашних членов совета по организации работы культурного центра в г.Друнене (Голландия), студентами и преподавателями нашего университета было задано много вопросов, касающихся организационной и финансовой деятельности центра. Среди них были и такие: каковы доходы центра, какова зарплата членов совета по организации его работы, что свидетельствовало о слабом представлении присутствовавших на лекции о характере культурной политики на Западе в целом и организации рекреационно-досуговой работы на уровне муниципалитетов. Для большинства присутствующих откровением явился тот факт, что культурные услуги для посетителей центра оказываются бесплатно, а члены совета работают на общественных началах. Нам казалось, что бесплатные услуги в сфере культуры - это достижение только стран социализма, а на Западе господствует буржуазный принцип: «Деньги делают деньги». Многие решения ЮНЕСКО в области культурной политики, по существу, нам были неизвестны или рассматривались как пропагандистские акции. Так, на заседании в Монако (декабрь 1967г.) была сформулирована цель, которой должны следовать все государства в организации своей культурной политики: «Задача ... состоит в том, чтобы все люди имели доступ к культурной жизни и активно в ней участвовали». (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М, 1996. - С.30) Большинство развитых стран Запада следуют этой цели. И во многом преуспели здесь.

Бесплатное предоставление услуг в сфере культуры на местном уровне - одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это видно при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями, могут появиться на улице и принять участие в торжествах.

Конечно, за дополнительные услуги в сфере досуга нужно платить. И здесь многое зависит от материальных возможностей индивида. Но и того, что предоставляется на местном уровне, достаточно для нормальной жизнедеятельности.

 

Как уже говорилось, в организации культурно-досуговой работы по месту жительства как на Западе, так и в России много общего. Это касается и форм организации досуга, и характеристики учреждений культурно-досуговой сферы. Например, немало общего в деятельности муниципальных культурно-досуговых центров на Западе и бывших городских дворцов культуры в России (сегодня дворцы и дома культуры, как правило, именуются центрами).

Вот некоторые сведения об уже упомянутом культурном центре в г.Друнене (Голландия).

Центр существует более 10 лет. Он был создан по инициативе жителей этого маленького городка на юге Голландии. Инициативная группа создала бюро, состоящее из 6 - 7 человек, которые являются основными организаторами работы центра. На спонсорские начальные средства были отреставрированы заброшенные ветхие здания. Затем - открыты 7 ресторанов, которые через 2 года покрыли расходы и стали приносить постоянный доход. Часть денег из этого дохода расходуется на культурную деятельность. В центре работает несколько художественных коллективов; изобразительного искусства, театральный, хореографический, хоровой, художественного моделирования одежды и др.

Существует несколько детских коллективов: музыки, лепки, танцев и др. Некоторые коллективы платные.

Культурный центр располагает большим зрительным залом на 600 мест, оснащенным техническими средствами. На сцене этого зала проходят концерты приглашаемых артистов, показы любительских спектаклей, выступают художественные коллективы. Гордостью центра является хореографический зал с отличным специальным полом и круговыми зеркалами За каждым коллективом закреплено постоянное помещение. В этих помещениях - выставки, отображающие творческую жизнь объединений. Специальная работа проводится в центре с пожилыми людьми (имеются помещения, где пожилые люди могут общаться за чашкой кофе или чая).

Культурный центр проводит праздники и на улицах города. В них принимают участие почти все жители Друнена.

Молодежь - частые гости в ресторанах и барах. Регулярно устраиваются дискотеки.

Только две должности оплачиваются центром, директора и его заместителя. Руководители коллективов оплачиваются, как правило, членами любительских объединений.

Таковы краткие сведения о работе культурного центра небольшого города в Голландии. В приложении 4 даются сведения о крупном культурном центре г.Свонси (Англия).

Предлагаем студентам сопоставить деятельность этих центров досуга, попытаться выявить, что у них общего и что их отличает. Аналогичное сопоставление можно сделать и на примере отечественных культурно-досуговых учреждений.

2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста».

Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.

Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.   Открытость работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.

Во время прохождения практики в голландском парке «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: ((Голландская лодка)), «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...

Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.

Социальная защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права, право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом. - М., 1996. – С. 6.)

В 1981 г. был проведен Международный год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.

В 1993 г. ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных документов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь членами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к информации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению означает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) условиях, что и для нормально видящих. (СНОСКА: См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом.-М., 1996.-С.10-11).

Очень верно, на наш взгляд, замечание Г.П. Диянской о том, что «мы видим инвалидность, символизированную белой тростью, слуховым аппаратом, креслом-коляской, но сколь часто мы не видим человека. Что нужно, так это сосредоточиться на способности, а не на неспособности, не на инвалидности инвалида». (СНОСКА: Там же. - С.8)

Поскольку работа библиотек с инвалидами специально изучается на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры, мы оставляем этот вопрос за рамками данного пособия. А интересующихся этим вопросом особо отправляем к монографии Г.П. Диянской «Библиотеки для слепых за рубежом» (М., 1996).

В данном же параграфе рассмотрим малоизвестный российскому читателю опыт работы с инвалидами зарубежных музеев, свидетельствующий об общих методологических подходах в организации культурно-досуговой работы с инвалидами в передовых странах. При изложении этого вопроса мы опираемся на материалы, помещенные в научно-информационном сборнике «Культура в современном мире» (Вып.1.- М., 1996. - С.58-68).

В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Великобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый). 2 % пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зарегистрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.

Музеи, не приспособленные для приема такой большой и достаточно разнородной публики, лишают и себя возможности привлечения дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к художественным ценностям.

Из того, что могут и представляют западные музеи людям особыми нуждами, специалисты выделяют:

Общие услуги для людей с различными физическими и умственными отклонениями:

   доступные брошюры  и другого рода информация;

   персонал, специально  обученный для помощи людям  различными недугами;

   четко и ясно  написанные объявления и указатели.

Услуги для глухих и слабовидящих: .

   экскурсии на языке  знаков и жестов;

   распечатанные тексты  магнитофонных экскурсий;

   персонал, обученный  языку жестов и алфавиту глухонемых;

   световая сигнализация;

   знаковая символика (на билетах, музыкальных проспектах), обозначающая готовность музея  принять аудиторию глухих;

   доступ в музей  обученных собак;

   вода для этих  собак.

Услуги для людей с повреждениями зрения:

   экскурсии для слепых (с использованием осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов  маршрутов-тропинок);

   допуска собаки-поводыря  в музей;

   вода для собаки-поводыря;

   гид-кассета;

   перчатки (если это  необходимо для проведения экскурсии  «на ощупь»);

   мастерские;

   информация на шрифте  Брайля;

   информация крупным  шрифтом;

   разборчивые надписи;

   хорошее освещение.

Услуги для людей с ограничениями в движении:

   трапы с регулировкой  наклона около всех лестниц;

   пассажирские лифты (не грузовые);

   доступные для людей  с колясками туалетные комнаты;

  дверные ручки, столики  с информацией и общественные  телефоны, находящиеся на высоте, которая подходит для людей  в колясках;

   достаточно широкие  дверные проемы;

   коляски, предлагаемые  для использования в музее;

   стулья и сиденья  различной высоты и степени  твердости для пользования во  время экскурсий и для отдыха;

   карты маршрутов, обозначающих  места для отдыха, места нахождения  трапов и число ступенек на  лестнице;

   места для проведения  общих занятий с показом на  них принесенных экспонатов.

Услуги для людей с умственными отклонениями:

   специально подготовленные  кассетные экскурсии;

   крупный шрифт четких  указателей и надписей.

Из того, что перечислено выше, многое недоступно российским музейным работникам. В то же время на Западе ставятся задачи по совершенствованию этой работы. Так, многие музеи Великобритании налаживают связи с местными инвалидными обществами. В США типичным стало создание консультативных советов, состоящих из членов организаций инвалидов - потенциальных посетителей музеев.

Информация о работе Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом