Представление об объекте изучения культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………............3
Представление об объекте изучения культурологии…………………………4
Подходы к определению понятия "культура".……………………………….. 5
Заключение………………………………………………………………….…..9
Литература………………………………………………………………............

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

   Например, русский философ Н.С. Трубецкой (начало ХХ в.) дает такое определение культуры: «Культура – исторически непрерывно меняющийся продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений данной социальной среды, причем каждая отдельная культура имеет целью удовлетворения определенных (материальных или духовных) потребностей всего данного социального целого или входящих в его состав индивидов». (8)

   У З. Фрейда можно находим следующее определение: «Термин «культура» обозначает всю сумму достижений,  отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и  служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми…. Мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человеку пользу. Но к культуре мы предъявляем и иные требования, и в качестве достижений культуры признаем и то, что кажется бесполезным – красоту, порядок, чистоплотность. И еще одна характерная черта культуры – способ, каким регулируются отношения между людьми.     Человеческая культура охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и в особенности дележа добываемых благ». (9)

   Социологический  подход понимает культуру как  фактор образования и организации  жизни общества. Организующим началом  считается система ценностей  каждого общества. Культурные ценности  создаются самим обществом, но  они же затем и определяют  развитие этого общества. Над  человеком начинает господствовать  то, что создано им самим.

   В рамках социологического  подхода изучаются структура, функции  культуры, но анализируя внешние  организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют  внутреннему содержанию культурных  феноменов.

   В этих и во многих других определениях культуры подчеркивается, что культура – это продукт творчества человека во всех сферах его деятельности – и в материальной, и в духовной, что она находится в постоянном развитии, которое невозможно без преемственности поколений. Русский ученый Г. Волков (ХХ в.) пишет: «Культура – это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию)приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности». (12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Таким образом я выяснила, как разрешается данное противоречие. Каждая из сторон отстаивает свою правоту, исходя из собственных определений культуры. В этом смысле в обеих позициях есть доля истины. Правда, остается проблема соотнесения понятия и живой многообразной действительности. Сторонники понимания культуры обычно спрашивают: покажите эту культуру, объясните, как ее воспринимать опытным путем. Естественно, что культуру как форму организации человеческого опыта, образ жизни отдельного народа, трудно увидеть, потрогать, как материальную вещь. Культурные стереотипы существуют только в действиях человека и в культурной традиции. Кроме этого, здесь есть одно обстоятельство, весьма существенное для культурологии и для наук о человеке в целом.

   Особенность культуры  как раз в том и состоит, что некоторые ее элементы  и феномены существуют как  идеи (идеальные образования), разделяемые  всеми членами данной этнокультурной  общности. Идеи или образы могут  объективироваться, овеществляться  в словах, сказаниях, в письменной  форме в виде эпоса или произведений  художественной литературы и  т. д. Само понятие "есть" или "существовать" в применении к культуре означает  не только вещественно-материальное  бытие, но идеальное, образное функционирование. Культура предполагает наличие  особой субъективной реальности, самым простым примером которой  является особое мироощущение, или  менталитет. Поэтому, рассматривая, в  принципе очень сложный, вопрос  соотношения понятия культуры  с исторической действительностью, надо помнить, что социальная  реальность человека имеет два  измерения - предметно-вещественное  и идеально-образное.

    Подводя итоги  рассмотренному выше, могу сказать, что две  основные движущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут  культуру каждая по-своему, выполняя различные функции, решая  разные  задачи,  но  в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга.

   Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма – все это он делает ради себя самого.

  Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

   Культура создается, культуре обучаются. Она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

      Данная  работа - попытка  самостоятельно  с помощью компетентных авторов  изучить  и понять способы понимания  и определения культуры, ее роль  в жизнедеятельности человека,  получить представление о способах  приобретения, хранения и передачи  базисных ценностей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие./ - Великий Новгород -  2000

(http://www.vipstudent.ru/?q=lib&r=10&id=1187345039)

 

2. Белик А.А., 1999 (http://nacmop.narod.ru/pxru/culture/belic.htm)

 

3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур/ (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Belik/_04.php) 

 

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко Н.В., Попов А.В. Социология – 2003/ (http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/volkov_sociologija/01.aspx)

 

4. Дик П.Ф. Культурология Учеб. Пособие/П.Ф. Дик – Ростов н/д – 2006

 

5. Ионин  Л.Г. Социология культуры/ Л.Г Ионин – М – 2004 (http://yanko.lib.ru/books/cultur/ionin-soc_cult-2004-8l.pdf)

 

6. Пигалев А.И.. Культурология / А.И. Пигалев. – ГОУ ВПО «ВолГУ» – 8-е изд. - 2008.

 

7. Тейлор Э. Первобытная культура/ Э. Тейлор - М – 1939 (http://www.knigafund.ru/books/77627/read#page2)

 

8. Гумилев Л. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации / (http://bookz.ru/authors/lev-gumilev/ritmi-ev_032/page-5-ritmi-ev_032.html)

 

9. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой/ (http://nnm.me/blogs/

Lady_In_Dreams/zigmund-freyd-neudovletvorennost-kulturoy-audioknigi-2/)

 

10 .Херсковиц М. Культурная антропология/ (http://www.srinest.com/book_

862_chapter_42_2._Kulturnaja_antropologija_M.KHerskovia.html)

 

11. Юлдашбаева З.Б. Культурология: Учеб. пособие / З.Б. Юлдашбаева – М. – 2005.

 

12. Киященко Н.И Три  лика культуры/ М – 1986/ (http://read.newlibrary.ru/read/kijashenko_n_i_/page0/yestetika.html)

 

13. Ожогов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожогов – м – 1991 (http://www.ozhegov.com/words/13973.shtml)

 

14. Философский энциклопедический словарь – М – 1997 (http://www.rubricon.com/fes_1.asp)

 


Информация о работе Представление об объекте изучения культурологии