Великие культурологи: О. Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:19, доклад

Описание работы

О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, публицист; первым на Западе выступил против классической историографии и линейной концепции истории.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории.

Файлы: 1 файл

Великие культурологи.docx

— 23.76 Кб (Скачать файл)

Кругликова  Маргарита

Гр.11з21

 

 

Культурологическая  концепция Освальда Шпенглера

 

О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, публицист; первым на Западе выступил против классической историографии и линейной концепции истории.

Учился в гимназии Латина, делавшей упор на гуманитарную подготовку своих  воспитанников, прежде всего на преподавание древних языков. Уже там проявляется редкое сочетание дарований Освальда: он обнаруживает прекрасные способности к истории, географии и вместе с тем к математике. Также Шпенглер мог читать по-английски, по-французски, по-итальянски и немного понимал русский язык.

Основные труды:

  • «Закат Европы» (1918, 1922)— одно из первых произведений, открывших тему кризиса культуры.
  • «Человек и техника» (1932) – произведение совершенно иного рода, нежели "Закат Европы": это идеологическое выражение периода между двумя мировыми войнами, переосмысливание философом собственных идей, стремление, исходя из жестокой и убогой атмосферы, в которой осуществился приход к власти нацистов, покончить с восприятием истории как бесконечного воспроизводства культурных форм.
  • «Годы решений» (1933) - опираясь на созданный им для изучения мировой истории сопоставительный метод, Шпенглер дает развернутую картину социального устройства современного европейского общества, показывает историческую перспективу существующих режимов, что позволяет ему высказать ряд предостережений, например, о бессмысленности войны с Россией или проблем глобализации.

В 1911 он начинает работу над главным трудом своей жизни - "Закатом Европы". Работа над первым томом продолжалась около шести лет. В этом труде он полностью раскрывает содержание своей философской концепции, которая затем оказала влияние на многих философов, историков, культурологов, а так же поддерживалась многими  его современниками (А.Д. Тойнби, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, X. Шельски, X. Ортега-и-Гассет и др.).

Для Шпенглера все культуры равноправны, каждая из них уникальна и представляет собой особый, «замкнутый», изолированный и индивидуально-неповторимый организм, т.е. ученый отрицал существование единой общечеловеческой культуры.

Шпенглер выделял в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, "магическая" (арабо-византийская), "аполлоновская" (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) культуры и культура майя. Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты для Шпенглера — отнюдь не свидетельство единства мирового исторического процесса, а свидетельство единства проявлений жизни во Вселенной во всем ее многообразии. "Культура" для Шпенглера — это сложившаяся в веках историко-культурная целостность. В последующем за подобными историко-культурными единицами закрепляется название "цивилизация", как мы это видим, например, у А. Тойнби, который во многом следуя Шпенглеру, выделяет несколько десятков подобных комплексов. Так же отрицается преемственность культур, т.е. каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и черты каждой фазы тождественны во всех культурах.

Шпенглер считал, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. Он полагал, что в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью.

Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины  рождения культур, зато выразительно нарисована их дальнейшая судьба. Время рождения каждой из культур — это эпоха великих свершений, эпоха «пробуждения» души культуры. Каждому культурному "организму" заранее отмерен определенный (1200-1500 лет) срок; затем она изживает себя, а ее душа умирает, оставляя лишь разнообразные памятники и следы.

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный  исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия, радикальный революционизм, техницизм, урбанизация (ученый считал, что Европа уже вступила в стадию цивилизации. Эта стадия характеризуется высоким  уровнем развития науки и техники, огромным ростом городов и упадком  в духовной культуре. В этот период, по мнению Шпенглера, народ теряет "душу культуры", происходит "омассовление" всех сфер жизнедеятельности, а значит и их омертвление). Шпенглер видел  опасность, которую несёт с собой  цивилизация. Нет ничего дурного  в благоустройстве жизни, но когда  оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Так происходит вытеснение подлинной  культуры цивилизацией.

Таким образом, в концепции Шпенглера:

  • отброшено представление о ее общечеловеческом характере культуры;
  • выделено и описано восемь культур-индивидуальностей;
  • выявлен общекультурный циклизм и неизбежность превращения «культуры» в «цивилизацию».

Шпенглер не только изучал историю  культуры, но и ставил вопрос о будущем  европейской культуры. Его концепция  строится на сопоставлении и в  большей части противопоставлении культуры и цивилизации. О.Шпенглер отвергает общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир— Средние века— Новое Время» и предлагает другой взгляд на мировую историю— как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

 

Теория  локальных цивилизаций Тойнби

 

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975) — британский историк, философ истории, культуролог  и социолог, автор двенадцатитомного  труда по сравнительной истории  цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной  теории.

Занимался преподавательской деятельностью, автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934—1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

 

Тойнби рассматривал всемирную  историю как систему условно  выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и  форма её организации; 2) территориальный  признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская. Также, кроме перечисленных, он выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы).

Цивилизации, отмечает Тойнби, различаются  своими стилями. Эллинская цивилизация, например, демонстрирует явную тенденцию  к оформлению эстетического стиля, ее взгляд на жизнь во всей ее целостности  выражается в отчетливых эстетических понятиях. Индская и родственная  ей индуистская цивилизации формируют  стиль, имеющий ярко выраженный религиозный  характер. Для западной цивилизации  характерна тенденция к машинному  производству, нацеленность интересов  и способностей на эффективное использование  открытий естествознания, конструирование  материальных и социальных систем.

Также учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы истории проходят сходные этапы развития. Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна.

Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических  условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие  среды, которая не является ни слишком  неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды (вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и др.). Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» ответ на вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. Идея «вызова-и-ответа» - основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.

Заслуга Тойнби состоит, прежде всего, в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз  дальнейшему развитию цивилизаций.

 


Информация о работе Великие культурологи: О. Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби