Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:05, реферат
Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.
Задачами данной работы являются:
Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.
Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности…………………………….…….…5
1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры…………….…...7
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС…………………....9
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС……………………………………………………………………16
3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры……………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27
Еще один способ – самофинансирование, получивший распространение в условиях современных рыночных отношений и также направленный на удовлетворение культурно- досуговых потребностей клиентов, пользующихся услугами. В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги-товар, услуги-деньги) либо некоммерческий (благотворительный). Разумеется, деление на коммерческий и некоммерческий сектор условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видео обслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т.п., в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные государственные учреждения культуры и искусства – клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие – в поисках дополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.
Таким образом, значительный объем
культурно-досуговых услуг
2. Сущность взаимодействия
2.1 Теоретические аспекты
Коммерческая и творческая деятельность учреждений СКС между собой взаимосвязаны, так как творческая деятельность учреждения СКС зависит от умения введения коммерческой деятельности, так как деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:
производство художественного продукта для удовлетворения соответствующих потребностей индивидуумов, отдельных групп населения и общества в целом;
всемерное расширение реальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного времени культурным обслуживанием населения;
обеспечение представительства всех возрастных групп и социальных слоев общества в аудитории различных видов художественного продукта сферы культуры;
сохранение и развитие национальных культурных традиций народов Российской Федерации, взаимообогащение национальных культур;
создание и распространение высокохудожественных ценностей, имеющих нравственное значение и отвечающих задачам собственного развития культуры и искусства.
Предприятие культуры на основе данных
учредителя, имеющихся творческих и
экономических ресурсов, запросов населения
и заказов юридических и
объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;
объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением);
единовременные бюджетные
Услуги творческих предприятий
как результат их культурной деятельности
весьма неоднородны и специфичны,
порой – уникальны. Но воспроизводство
ресурсов социально-культурного
Учреждения культуры, с одной стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных, льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своей деятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы, прежде всего, выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники, компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительной аппаратуры, радио – и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все более ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны. Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либо услуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К. Маркса, «отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Технические возможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существую его отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятии фото- и видеозаписи, репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.
Общесоциальная полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании, обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурной сфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролей в определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.
Общественное переустройство немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности Российской Федерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе законов рынка.
Характер творческих процессов
в сфере культуры в силу внутренней
логики развития обусловливает стремление
преодолеть реальные отношения внешней
среды, выйти за их рамки, что порождает
поиск особых условий хозяйствования
и организационно-
Социально-экономический анализ специфики
рынка услуг в социокультурной
сфере обнаруживает действие факторов
несовершенства рынка, которые в
экономической теории получили название
ошибок рынка, характерных для
В настоящее время социальные и
экономические аспекты
Подводя итог, можно заметить, что главная задача государства – обеспечить условия для более эффективной коммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участников финансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранение и развитие культуры и искусства. Если общество поймет это, то Россию ждет великое будущее.
3. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере Армизонского районного Дома культуры
Реформа бюджетной сферы возобновила дискуссии о необходимости выбора особого режима деятельности для выживания учреждений культуры в рыночных условиях. Слишком велика опасность коммерциализации, за которой с неизбежностью следует снижение художественного уровня и потакание самым низменным запросам публики. Вместе с тем коммерческие учреждение культуры – явление гораздо более сложное. Осмысление его сущности и места в сфере культуры позволяет расширить традиционный взгляд на современные модели реализации творческой деятельности.
Переход общероссийского и региональных народнохозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики остро поставил вопрос выживаемости отраслей социальной сферы.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996
N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях»
некоммерческая организация может
осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых
она создана. Такой деятельностью
признаются приносящее прибыль производство
товаров и услуг, отвечающих целям
создания некоммерческой организации,
а также приобретение и реализация
ценных бумаг, имущественных и
Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату.
Платные услуги предоставляемые Армизонским районным Домом культуры:
платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности;
лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и спектакли, экскурсии, выставки-продажи, индивидуальные поздравления;
услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, костюмов, оборудования и аппаратуры, запись фонограмм, аренда под торговлю, аренда концертного зала, оформление праздников, продажа гелиевых шаров;
кино-, фото- и видео-обслуживание;
услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.
Как представляется, в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:
социально- культурной значимости услуг;
степени их востребованности конкретными потребителями;
ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;
уровня профессионализма менеджеров;
общей экономической ситуации в
стране и, как следствие, от уровня платежеспособности
населения. Высокий спрос на определенные
услуги учреждений культуры позволяет
им устанавливать высокие цены и
не только компенсировать понесенные
при этом затраты, но и получать значимую
прибыль. Например, в настоящее время
устойчивым спросом пользуются услуги,
имеющие для потребителя
Большая часть средств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их оказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к ним населения. Именно поэтому платные услуги, с точки зрения перспективы финансирования учреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли.
Со многими критическими замечаниями в адрес коммерческих организаций культуры трудно не согласиться. Действительно, большинство мероприятий, прошедших в коммерческих организациях, - будь то заимствования от западных образцов или попытки создать оригинальный продукт – оставляют впечатление, что заработать на услугах культуры можно при минимальных творческих и материальных затратах. Непритязательный сюжет, небольшое число актеров, среди которых обязательно присутствие известных имен, скромное сценическое оформление, «жиденький» сценарий, «простенькие» художественные номера. Другая модель постановки, способной приносить прибыль, представляет собой масштабное и эффектное шоу, сочетающее элементы различных видов искусства и рассчитанное на самую широкую аудиторию. В то же время истории и сегодняшней практике коммерческой организации известны образцы, весьма далеко отстоящие от традиционных схем. В разнообразии репертуара можно найти и серьезную драматургию (от Шекспира и Ибсена до современных классиков), и произведения, требующие большого состава высококлассных исполнителей, и новаторскую сценографию, техническое воплощение которой слишком дорого для некоммерческой организации.
Информация о работе Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры