Заупокойный культ и мифология древних египтян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ заупокойного культа и мифологии древних египтян.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть мифологию и представление египтян о загробном мире;
2)описать заупокойный культ древних египтян.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце. Оно считалось вместилищем человеческого  сознания, как бы самостоятельным  существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни. Поэтому во времена Нового царства, когда стабилизировалось и стало популярным учение о загробном суде над умершими, сердце в иных случаях могло стать опасным для человека свидетелем, дать неблагоприятные показания о его земной жизни. Как же было бороться против этого? На помощь приходила всемогущая магия. Тридцатая глава знаменитой «Книги мертвых» содержала магические заклинания, побуждающая сердца не свидетельствовать против умершего, которому суждено было предстать перед высшим судом богов в загробном мире. Во время мумификации иногда вкладывали искусственное сердце: скарабея с написанными на нем заклинаниями. Это должно было обеспечить умершему благоприятные показания сердца в загробном суде. (Цит. по  кн. 2, с.194].

Поскольку древних египтян  очень занимали вопросы смерти и  загробной жизни, некоторые боги были наделены особыми способностями, помогавшими им в этой сфере. Самым  важным божеством являлся Осирис, которому, начиная со времен Среднего царства, отводилась главная роль в заупокойных представлениях и погребальных обрядах. Осирис, первенец бога земли Геба и богини земли Нут, в мифологические времена, как считалось, унаследовал власть от своего отца.[8,с.245].

Сначала он воспринимался  как умерший и возрожденный к  новой жизни. Воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С  его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнего Египта. [9, с.40].

У Осириса были тесные связи и с другими богами потустороннего мира. В Мемфисе его отождествляли с Сокаром, древним местным божеством мертвых, которого обычно изображали в виде сокола и считали покровителем мемфисского некрополя. [8,с.247].

Ни в одном дошедшем до нас египетском памятнике нет связного, последовательного изложения мифа об Осирисе; древнейшая и самая полная его версия известна нам из сочинения античного автора Плутарха (50 — 120 гг. н.э.). К другим источникам сведений об Осирисе относятся  «Тексты пирамид» и некоторые поздние храмовые надписи. [8, с.245].

Другие члены семейства  Осириса также играли определенную роль в заупокойном культе. Исида, жена Осириса, бала вселенской матерью-богиней  и обладала  репутацией великой  волшебницы. Она, как и Нефтида, Нейт и Селкит, охраняла тело умершего; названные боги стояли по углам саркофага, а Исида,кроме того, защищала печень умершего (особо почитаемый орган). Исида и ее сестра Нефтида были среди божеств главными защитниками умерших. Согласно одному из мифов, в результате союза Нефтиды и Осириса, (который по ошибке принял ее за Исиду) родился Бог Анубис. Особо почитаемый в Кинополе (Средний Египет), Анубис был великим богом и судьей в царстве мертвых до возвышения Осириса. Сначала он являлся повелителем в потустороннем мире, но затем у него появились и другие функции. Анубис забальзамировал и запеленал тело Осириса и после этого исполнял эту обязанность для всех умерших. Его изображали в виде шакала, и он стал покравителем бальзамировщиков. В потустороннем мире Анубис, кроме того, являлся хранителем весов, на которых взвешивали сердце умершего: он следил за их показаниями и сообщал о результатах суду богов. [8, с.247].

Дуат — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Старом царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису. [7].

В Додинастическом периоде  Дуат находился на небе, и по тогдашним  религиозным представлениям египтян души умерших вселялись в звезды, хотя немного позднее закрепилось представление о том, что бог Тот на серебряной ладье перевозит души в Дуат.  В Старом царстве считали, что Дуат находится в восточной части неба. И только вначале Среднего царства у египтян сформировалось представление о том, что Дуат – подземный мир. В «Текстах Пирамид» Дуат отождествлялся с Полями Иару. [7].

Согласно поверий древних  египтян, умершему после воскрешения  в загробной жизни предстояло пройти к царству Осириса через множество препятствий, среди которых были стражи. Чтобы благополучно преодолеть эти трудности, египтянин должен был при жизни выучить различные заклинания, которые оберегали бы его после смерти. Существовали различные амулеты (как, например, око Уаджит), охраняющие человека в загробном мире, а также литература, содержащая имена стражей, оберегающие заклинания и т.п., что должно было помочь умершему пройти все испытания. Пройдя испытания, умерший попадал на Суд Осириса, на котором определялось, попадёт ли он на Поля Иару, или его душа погибнет. [11].

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали  «ненормальностью». Страстное желание  бессмертия определило все мировоззрение  египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты — культурологи  считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как Египет. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле не могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединится со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продолжить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. [3,с.20].

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Заупокойный культ  древних египтян.

Забота живых об умерших  и есть заупокойный культ умерших, отправляемый живыми. Культ умерших  у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов. Культ умерших -это не обожествление умерших, а забота живых о потусторонней жизни умерших, долг живых в отношении умерших. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир.         [2, с.188].

С течением времени изменялись формы этого культа, обогащалось  его содержание, но оставалась незыблемой основа, полностью сложившаяся уже  во времена раннего Древнего царства. Умерший продолжает жить в могиле при условии сохранения в целостности его тела и заботы о нем живых - эта примитивная идея никогда не была оставлена египтянами, она лишь причудливо и порой противоречиво сочеталась с представлениями, возникшими позже. По этим более поздним представлениям, у умершего, продолжающего жизнь в могиле, помимо потребностей в пище и напитках возникает потребность выходить из могилы на дневной свет, взлетать на небо к богам и т. п. Эту потребность испытывает уже не тело умершего, а материальный, но невидимый человеческим глазом элемент, который может находиться в могиле, но может и удаляться из нее куда угодно. [2, с.189].

Эти воззрения египтян  часто фигурируют в текстах, что  не дает, однако, достаточных оснований  для определенных суждений о них, поскольку и у самих египтян не было достаточной ясности в вопросах заупокойного культа.[2, с.189].

Тесная взаимосвязь  похоронных обрядов и мифологии  объясняется тем обстоятельством, что целью человека после смерти представлялось обожествление. Эта идея также возникла после 2300 г. до н. э. [5,с.49].

Достойное удивления  строительство гробниц и развитие погребальных обрядов в Египте в  течении ΙΙΙ тысячелетия до н.э. - результат пространной разработки двух основных представлений. Первое — это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых и, напротив, сами подвергаться различным опасностям. Второе представление, - естественное человеческое побуждение снабдить покойного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле. Чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так долго и таким образом, как только возможно. Разработка этих основных представлений, ни одно из которых не предполагало, что человеческий дух или душа бессмертны, берет начало в царской резиденции. Употребление камня для постройки гробниц, глубокие погребальные камеры с их припасами, учреждения постоянных жертвоприношений и магических обрядов. Настенные изображения сцен повседневной жизни и похоронных церемоний, статуя или статуи покойных и другие обычаи, включая мумификацию, служили, быть может, единственной цели — умиротворить умерших и снабдить их на такое долгое время, как только возможно, тем, чем они пользовались в течении жизни. Поскольку эти погребальные обряды, дары и жертвы казались установленными навечно, постепенно развивалось представление о вечной жизни после смерти. Кроме того, гробница строилась в окрестностях пирамид. Пирамида была местопребыванием тела «великого бога»,  обожествленного и преображенного царя, поэтому в гробничных надписях выражалось желание, чтобы покойный, бывший верным слугой своему царю в течении жизни. Был милостиво принят вечным богом и получил разрешение «ходить по его божественным путям». Это тоже подразумевало вечную жизнь.[5,с.49].

Центром всего заупокойного культа являлась вера в загробную  жизнь. Хотя сначала это касалось лишь царя, к началу эпохи Среднего царства сложилось мнение, сто  на личное бессмертие могут рассчитывать все достойные люди. У представителей различных классов были до определенной степени разные представления о местонахождении загробного мира и о том, что их там ожидает, но все готовили для себя усыпальницу, которая бы не только защищала тело, но и являлась бы местом, где странствующий дух хозяина, вернувшись из своих скитаний, мог бы подкрепится от жертвенных даров. [8,с.225].

Поскольку именно гробница была жилищем умершего, очень важно  в самых общих чертах ознакомиться с разными типами египетских гробниц. Они видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.[2, с.196].

Для времени Раннего  Древнего царств установлено высокое  развитие культа умерших, но далеко не всех умерших — в основном царей  и придворной знати, а иногда и местной знати. [2, с.196].

Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы  служить последним убежищем для  усопшего фараона. В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу  в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. Древнейшая из известных нам пирамид — так называемая ступенчатая пирамида основателя ΙΙΙ династии Джосера. [2, с.198].

Ступенчатая пирамида в  Саккара, первое каменное сооружение в Египте, была сначала задумана как мастаба, но затем ее замысел претерпел ряд изменений, и в результате она обрела ступенчатую форму. [8,с.231].

Каждая пирамида обязательно  имела свой храм, в котором специально предназначенные для этой цели жрецы  служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса было свое название.[2, с.198].

Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя —  окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи — кладбища сановников и вельмож.  Египтяне верили в то, что усыпальница является для духа домом, и в образе гробницы-мастабы это представление было доведено до своего логического завершения. Мастаба была превращена в настоящий дом — здесь были приемный покой, спальня и кладовые. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. слово, означающее «скамья»). Эта «скамья» была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы «скамьей». Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров — вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась «ложная дверь» - якобы вход в мастаба. В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. [2, с.199, 8, с.226].

На исходе эпохи Среднего царства пирамида, как форма царской гробницы, исчезает. Со времени Нового царства, когда столица и резиденция фараонов перемещаются в Фивы, царскими усыпальницами становятся так называемые скальные гробницы — длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила, прямоугольные в сечении. В находящейся по близости Долине цариц в скальных гробницах были похоронены несколько цариц и царевен, гробницы же придворных были разбросаны на территории этого некрополя в нескольких местах. Стены усыпальниц были расписаны яркими, разноцветными фресками, воспроизводившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный потусторонний мир, созданный фантазией жрецов. Тексты религиозно-магического содержания, сопровождающие фрески, должны были обеспечить умершему повелителю страны вечную, счастливую жизнь в потустороннем мире, в обществе богов. Усыпальница царя обычно состояла из серии лестниц и коридоров, проходящих через один и более залов прямоугольной формы, которые спускались в зал с колоннами. В этом помещении находился саркофаг (каменный гроб),а в нем мумия усопшего.[2, с.202].

С древнейших времен саркофаги  и гробы использовали для защиты умерших. В додинастических и  раннединастических захоронениях встречаются  тростниковые маты и керамические гробы-ящики, но с 3400г.до.н.э., когда для членов царской семьи и знати начали возводить мастабы, в захоронениях появляются прямоугольные гробы. В эпоху Древнего царства в самых богатых захоронениях появляются каменные гробы (саркофаги). В период Среднего царства широкую популярность приобрели комплекты гробов, вложенных один в другой. [8,с.237].

 Гробницы, хозяева которых не являлись членами царской семьи, обычно состояли из открытого двора прямоугольной формы, позади которого находилась вырубленная в скале молельня перевернутой Т-образной формы. [2, с.202, 8,с.233].

Во всех гробницах  Древнего царства доминируют реалистические изображения земной жизни. Это подтверждает сделанный ранее вывод, что загробная  жизнь мыслилась как непосредственное продолжение земной и что это  продолжение жизни представлялось возможным лишь при участии живых с их заботами об умерших, проявлявшимися в ритуале — в создании гробницы, в мумификации умершего, в строгом соблюдении его заупокойного культа. Но это все было доступно лишь элите, правившей страной под главенством фараона. [2, с.201].

Во времена Древнего царства фараону, не просто человеку, а богочеловеку, естественно, была уготовлена более привилегированная участь в загробном мире, чем его некоронованным современникам. Заботились прежде всего  о материальном благополучии фараона после смерти. Эта забота проявлялась не только в сооружении для него вполне надежной и внешне импозантной гробницы, но также в наиболее совершенных для того времени способах его мумификации, в погребальном инвентаре, который сопровождал фараона после смерти, в обрядах погребального ритуала, в заупокойных службах по фараону в заупокойном храме при той или иной пирамиде.  Службы заключались в чтении особых магических текстов, долженствующих гарантировать умершему повелителю Египта вечную жизнь и вечную обеспеченность.[2, с.204].

Информация о работе Заупокойный культ и мифология древних египтян