Агрессивное телевидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Цель данной работы: выявление проблем современного российского телевидения.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть развитие телевидения в России.
2) Изучить влияние телевидения на социальное поведение.
3) Проанализировать функции современного российского телевидения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3-4
§1. Пришествие телевидения
5-8
§2. Влияние телевидения на социальное поведение
9-12
§3. Влияние телевидения на социализацию подрастающего поколения
13-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21-22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивное телевидение.

реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-4

§1. Пришествие телевидения

5-8

§2. Влияние телевидения на социальное поведение

9-12

§3. Влияние телевидения на социализацию подрастающего поколения

13-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21-22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ушедший XX в. подарил  человечеству атомную энергетику, искусственные  спутники, персональные компьютеры и  множество других научно-технических  достижений, крупных и мелких. Среди  них важнейшую роль для решения информационных, культурных, пропагандистских и даже военных задач играет телевизионное вещание.

Развитие идей электрической передачи изображений  с самого начала было интернациональным. К началу ХХ в. в одиннадцати странах  было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять - в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса: 1) деление передаваемой картинки на элементарные участки и последующее преобразование их в последовательность электрических сигналов; 2) передача этой последовательности на приемный пункт; 3) восстановление из принятого сигнала видимого изображения. Возможность осуществления этих процессов была подготовлена фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» - преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.). Как яркое и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря земным и неземным - в буквальном смысле слова - возможностям телевидение доставляет на дом информацию с другого конца света, от близких и дальних соседей. Рождается новая эпоха общения между людьми.

 О благах  телевидения написано и сказано  немало. Но серьезный исследователь  этого феномена обязан разглядеть  в его будущем развитии и  социальные опасности, недооценка которых может нанести, и уже наносит заметный вред общественному прогрессу.

В наш век  высоких технологий телевидение  является одним из мощнейших органов  влияния на сознание и восприятие информации человеком: оно может  учить, просвещать и даже вдохновлять. Но сейчас телевизионные программы в большей своей части являются только средством для получения выгоды и никаким образом не пытаются увеличить интеллектуальный уровень населения, а, наоборот, подрывают нравственные устои общества.

Этот процесс  вызывает огромный интерес среди посвященных людей и обычного населения. На экранах телевизоров, на страницах общественно-политических еженедельников, неспециализированных ежемесячных журналов и интернет-порталов периодически появляются аннотации и рецензии на кино - и теленовинки, а также критика в сторону особо «неугодивших» телепроектов.

Цель данной работы: выявление проблем современного российского телевидения.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть развитие телевидения в России.

2) Изучить влияние телевидения на социальное поведение.

3) Проанализировать функции современного российского телевидения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Пришествие телевидения

 

Пришествие  телевидения в послевоенные годы явилось третьей аудиовизуальной  революцией, если первой считать изобретение кинематографа в конце прошлого века, а второй - приход синхронного звука на рубеже 20 - 30-х годов. Датировка этой революции связана, разумеется, не с техническим фактом изобретения видения на расстоянии - «телевидения» - еще в довоенный период. Этот факт скорее относится к предыстории того явления, которому суждено было сыграть решающую роль в истории человечества в XX веке, ибо ТВ было знаменательно не столько самим фактом видения на расстоянии - это был такой же трюк, как и раннее ярмарочное кино, - и не своими чисто коммуникативными возможностями, по сей день не реализованными (сколько все эти годы говорили о видеотелефонах, но они так и не вошли в быт, в отличие от многих других технических новинок), а фактом массового распространения, у истоков которого лежит не только, кинематограф, сколько периодическая печать

 Социокультурная роль  телевидения в полной мере  обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория  из точечной или экспериментальной  превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую. В США этот процесс «пошел» с начала 50-х годов, в Западной Европе - во второй половине того же десятилетия. У нас в стране решающими; оказались годы 60-е, но истоки восходили ко все той же «оттепели» [5].

Что же сделало возможным  качественный, абсолютно неосознанный современниками скачок в сфере массового сознания?

Во-первых, это генерализация непосредственного (неопосредованного печатным текстом и неподвижными фотографиями газет) общения с множеством самых разных людей в самых различных обстоятельствах Конечно, неопосредованность эта была иллюзорной, между зрителем и телевизионным изображением стояла сложнейшая техническая структура, но она, как таковая, не осознавалась и выводилась за скобки.

Вторым, несколько более  поздним открытием было расширение границ мира. Конечно же, для узкого круга читающей и пишущей публики в советской России заграница всегда существовала если не реально, то виртуально. Особенность эта была не только нашей. В свое время, еще в 20 - 30-е годы, американские социологи заметили, какую решающую роль в изменениях обычаев, нравов, даже традиции, не говоря о манере поведения, сыграл голливудский кинематограф, обращенный к жителям замкнутых мирков провинциальных городов США [8].

В случае телевидения  это воздействие было еще сильнее, и как бы ни «причесывалась» действительность внутренняя и ни форсировалась неприглядность жизни «на стороне», главным был глобальный эффект существования большого мира, не сводившегося отныне к литературным образам и набившим оскомину идеологическим прописям.

Речь в данном случае идет не только о процессах внутри нашей страны, но о некоторых глобальных сдвигах в мировосприятии значительных масс населения земного шара. Дело в том, что пришествие телевидения нарушило монополию элит и интеллигенции (той самой читающей и пишущей публики) на широту кругозора. Отныне ребенок, подросток, юноша или девушка, любой человек, в том числе и даже в первую очередь не имеющий никакого отношения к интеллектуальному труду, мог без особых усилий вырваться в широкий мир.

В пределах нашей системы этот процесс многократно усиливался за счет нескольких факторов. Первый из них - относительная либерализация политического режима, позволившая расширить контакты с внешним миром «Оттепель» для телевидения пришлась очень кстати [2].

Нельзя забывать и о том, что первым шагом в освоении дальнего тогда еще зарубежья явилось победное шествие Советской Армии по Европе. Опасность для сталинского режима представлялась столь могучей, что он вынужден, был тут же поставить преграду на пути «космополитизма». И, думается, если бы не было телевидения, эта плотина просуществовала бы значительно дольше.

Не будем  забывать о том, что сенатор Маккарти пытался сделать практически  то же самое в США, и в те же 60-е годы его победа обернулась угрозой  тотального поражения, из которой, правда, капиталистическая система вышла окрепшей, а наша - еще более уязвимой.

По сути же своей речь шла о встречных процессах, в совокупности приводящих к ощущению своеобразного единства мира, вне зависимости от социального происхождения людей, от их пола, возраста, сферы занятий и мало ли там чего еще. Именно с помощью телевидения массовая культура стала всеобъемлющим общемировым явлением, по отношению к которому могли теперь самоопределяться самые различные общественные и художественные течения.

Этот «переворот в мозгах» имел далеко идущие последствия и с точки зрения форм художественного мышления, и с позиций глобального соотношения сил.

Эстетские и  художественные авангардистские направления, начиная с поп-арта, подражали  формам популярной культуры, а в конце 60-х - начале 70-х годов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, естественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти процессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе, за редкими прозрениями, оно воспринималось как средство массовой информации и пропаганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник сведений об окружающем мире, пусть на новом уровне достоверности. Реально в хаотическом брожении того, что можно было бы назвать причудливой смесью общественного сознания и коллективного бес-сознательного, наличие экрана-зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в большинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на телевизионное вещание, казалось бы, должна была свести «на нет» подрывной эффект малоуважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал катализатором стремительной трансформации множества взаимосвязанных социальных, культурных и художественных процессов, которые привели к принципиально новому соотношению сил в мировой культуре. Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций звукозрительному ряду. То, что лишь намечалось в кинематографе, оказалось возможным с пришествием телевидения, поставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм как форма вымысла и преимущественно художественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как таковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных программ в многоголосии экранов свидетельствует о том, что расширение функций звукозрительного ряда идет стреми-тельными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все новые и новые сферы действия естественного языка [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Влияние телевидения на социальное поведение

 

Начиная с 60-х годов и вплоть до 90-х во многих странах сообщалось о непрерывном росте числа преступлений, связанных с насилием — особенно среди подростков. В чем причина? Какие социальные силы привели к столь бурному росту насилия?

Алкоголь способствует проявлению агрессии, но с 60-х годов  общее количество потребляемого  алкоголя ощутимо не изменилось. Может  быть, причиной роста насилия послужила  увеличивающаяся пропасть между  могуществом богатства и бессилием  бедности? Или воспроизведение сцен насилия и сексуального принуждения в произведениях массовой культуры? Последний вопрос возникает в связи с тем, что всплеск физического и сексуального насилия совпал по времени с учащением появления в средствах массовой информации кровавых и откровенно непристойных сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств? Каковы социальные последствия порнографии (которую словарь Вебстера определяет как эротические описания и изображения, предназначенные для возбуждения сексуальности)? И каковы эффекты воспроизведения сцен насилия в кино и на телевидении?

Неоднократный просмотр вымышленных эротических сцен имеет  ряд последствий. Во-первых, на таком фоне может поблекнуть привлекательность партнера в реальной жизни.

     Во-вторых, это может привести к одобрению  внебрачных сексуальных связей, а также к укоренению представления,  что женщина в сексуальных  отношениях должна подчиняться  мужчине. Мужчина начинает воспринимать женщину прежде всего как сексуальный объект, а женщина мужчин — как эдаких мачо». Однако социально-психологические исследования сосредоточивают свое внимание в основном на изображении сексуального насилия [7].

     Вот типичная сцена, повествующая о том, как мужчина принуждает женщину к половому акту: сначала она сопротивляется и пытается отбиться. Однако постепенно женщина приходит в состояние сексуального возбуждения, и от ее сопротивления не остается и следа. В конце концов она переживает экстаз, умоляя о продолжении. Все мы не раз наблюдали или читали непорнографические версии этой последовательности: она сопротивляется, он упорствует. Решительный мужчина стискивает в объятиях и целует женщину, несмотря на ее протесты. В какой-то момент ее руки, до того отталкивавшие мужчину, крепко его обнимают, и сопротивление тонет в потоке безудержной страсти. Когда Скарлетт О’Хару, героиню Унесенных ветром, тащат в постель, она протестует и отбивается, а утром просыпается напевая.

Информация о работе Агрессивное телевидение