Американская социология и идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:53, реферат

Описание работы

Отличительной чертой ранней американской социологии являетсято обстоятельство, что очень многие из ее основателей были священниками либосыновьями священников. Первые президенты Американского социологическогообщества Ф. Гиддингс, У. Томас, Дж. Винсент родились в семье священников, а У. Самнер,А. Смолл, Хейс, Ч. Уитерли, Лихтенбергер, Дж. Гиллин и Ч. Хендерсон начиналисвою карьеру в качестве священников, а затем уже стали социологами.Е. Фарисдаже служил миссионером.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2

1. Понятие социальной организации в западной социологии……………3

2. Признаки и черты социальных организаций, их виды……………...…6
3.Американская социология и идеология ………………………………..12
3.1 . Особенности психического склада и мышленияамериканцев,
их влияние на развитие социологии…………..………………..13
3.2 . Антиисторичность и “психологичность"
американскойсоциологии ………………..15
Заключение……………………………………………………….…………18

Использованная литература………………

Файлы: 1 файл

Реферат социалогия.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 
Введение……………………………………………………………………...2 
 
1. Понятие социальной организации в западной социологии……………3  
 
2. Признаки и черты социальных организаций, их виды……………...…6 
3.Американская социология и идеология ………………………………..12 
    3.1 . Особенности психического склада и мышленияамериканцев,

              их влияние на развитие социологии…………..………………..13

    3.2 . Антиисторичность и “психологичность"

                                                  американскойсоциологии ………………..15 
Заключение……………………………………………………….…………18 
 
Использованная литература………………………………………………..19 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение. 
 
Отличительной чертой ранней американской социологии являетсято обстоятельство, что очень многие из ее основателей были священниками либосыновьями священников. Первые президенты Американского социологическогообщества Ф. Гиддингс, У. Томас, Дж. Винсент родились в семье священников, а У. Самнер,А. Смолл, Хейс, Ч. Уитерли, Лихтенбергер, Дж. Гиллин и Ч. Хендерсон начиналисвою карьеру в качестве священников, а затем уже стали социологами.Е. Фарисдаже служил миссионером. Первый курс по методам социального исследования вАмерике предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хендерсон. Этопроизошло в 90-е годы XIX в., после того как А. Смолл стал заведовать здеськафедрой социологии. Лидеры и первого, и второго поколения американскихсоциологов поддерживали прочные связи с христианской церковью. Одни из первыхсоциологических факультетов в 1894 г. открылся в Католическом университете США.Он явился вторым после Чикагского факультета. Образ социологии как символа верыи инструмента социальных реформ утвердился в США. Пионер систематическойсоциологии в Америке Лестер Уорд сказал как-то: «Истинным поводырем,Моисеем, выведшим людей из пустыни, явится наука». А затем добавил: «действительнымобъектом науки служит то, что приносит благо человеку. Наука, не способнаяделать это, пусть даже поступающая так, как велит научный метод,нежизнеспособна». 
 
 

 

 

 

 

 
 
           1. Понятие социальной организации 
 
Термин "организация" (от франц. organisation, позднелат. оrganiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) часто используется в повседневной практике, причем в него вкладывается самое различное содержание. 
 
 Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание". Иначе говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.  
 
Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин "организация" в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Какая-либо группа организована, если в ней существует устойчивые социальные роли (то есть каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.  
 
В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функций накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функции-передачи знаний молодому поколению и его социализации.  
Все три значения понятия "организация" тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение этого понятия) должна формироваться в ходе его "организовывания", то есть деятельности по формированию его внутренней структуры, системы коммуникации, культурных особенностей, а также по распределению, социальных ролей.  
 
Существует множество определений организаций, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Можно выделить чет направления в определении организации:  
 
1.  В соответствии с теорией К. Барнарда организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнарди его последователи уделяли внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей.  
 
2. Другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.  
 
3.   П. Блау и У. Скоттпредставляют третье направление в определении организации. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой. 
 
4. По мнению А. Этциони, организации - это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Признаки и черты социальных организаций, их виды 
 
Анализируя все четыре направления в определении организации, можно выделить две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп.  
 
1. Организации - это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия - для реализации политической программы, больница - для лечения больных.  
 
2. Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.  
На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованных структур.  

 

 

 

 

 

Признаки социальных организаций: 
 
1. они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.  
2. члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация - это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности, интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.  
3. еще один характерный признак организации, как считает Пригожий, обусловлен разделением труда, его специализацией по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.  
4. управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению Пригожина, детерминируют организационный порядок.  
Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии (греч. synergia - сотрудничество, содружество).  
Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи.  
Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации. Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т.е. одновременность, однонаправленность многих усилий. К тому же здесь возникает так называемый вторичный эффект объединения - психологическое взаимодействие участников, чувство "мы", взаимное сравнение, состязательность, групповой контроль.  
 
Типы организации: 
Как мы уже отмечали, термин "организация" может иметь множество значений. В обыденном его употреблении под организацией обычно понимается практически любая форма совместной деятельности людей. Социологи в таком случае говорят о социальной организации в самом широком смысле слова, акцентируя внимание на изучение ее структуры и нормативной регуляции поведения. Если рассматривать организации с этой позиции, то их можно разделить на неформальные и формальные. 
 
Неформальнаяорганизация— система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийновозникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выделить три основные черты этого явления:  
 
а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;  
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной; 
 
в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержание межличностных отношений. 
Формальная организация — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.  
 
С социологической точки зрения социальная структура формальной организации характеризуется следующими чертами:  
 
а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели; 
 
б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции; 
 
в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения; 
 
г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям; 
 
д) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого. 
 
 Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. 
 
    В социологической литературе существует довольно много подходов к построению типологии формальных организаций. Проблема заключается в том, чтобы выбрать правильный критерий для классификации различных организаций. В качестве такового обычно принимают роль и место организаций в системе общественных отношений, выполняемые ими цели и задачи. В самом общем виде можно выделить два класса организаций - административные и общественные. Первым присущ внутренний административный порядок, тогда как вторые создаются ради удовлетворения политических, социальных, культурных, творческих и иных интересов участников. Ко второму типу относятся различные политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы, различного рода ассоциации, ставящие перед собой общегуманистические, общечеловеческие задачи (организации по борьбе со СПИДом, алкоголизмом, за охрану окружающей Среды и т. п.). Однако организации первого типа ввиду их особой значимости для общества, а также их несомненного соответствия модели формально-рациональной организации можно подразделить на ряд отдельных типов, каждый из которых решает свой специфический круг задач: промышленно-хозяйственные организации, административно-управленческие организации, научные и исследовательские учреждения, Учреждения культуры и досугового обслуживания населения (кино, театры, филармонии и др.). 
 
После открытия Э. Мэйороли неформальных групп в производственных отношениях, явившихся важным этапом развития индустриальной социологии, одной из главных задач последней явились поиски путей оптимального сочетания двух указанных групп с целью повышения эффективности производства. В США и ряде других капиталистических стран концепция Э. Мэйо послужила одним из краеугольных камней знаменитой доктрины "человеческих отношений на производстве", в соответствии с которой предприниматели стремились учитывать роль человеческого фактора на производстве, поддерживать и даже стимулировать межличностные отношения в трудовых коллективах, и также специально налаживать "Человеческие отношения" между администрацией и работниками организации. 
 
                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                3.Американская социология и идеология 
 
Европейская социология прошлого — начала нынешнего вековпрофилируется на фоне модернизации общества, падения “старых режимов", втесной связи с формированием и столкновением буржуазной и социалистическойидеологий. Социологическая теория такого общества, вероятнее всего,обнаруживает идеологическую “подкладку", ответственную за отстаиваемые еюцели и ценности. В Соединенных Штатах сложилась уникальная политическаякультура, в которой идеологические дискуссии касаются вопроса о путяхдостижения целей, а не целей как таковых. Сердцевиной американскойидеологической традиции является общее согласие по поводу двух основополагающихполитических идей: что демократическая форма правления — наилучшая из возможныхи что с самых первых своих дней американская история была историей прогресса идостижений. Поэтому для ранней американской социологии не существовалособственно политических проблем. Ее лидеры видели свою задачу в научном обоснованиипреимуществ или реформирования наличествующей политической и социальной системы.С американской социологией ассоциируется, прежде всего, понятие эмпирической ианалитической социологии. Считается, что именно в Соединенных Штатах родиласьтрадиция систематических “обзоров” общества с помощью анкетирования, различногорода опросов, деловой статистики, исследований, проводившихся с сугубопрактическими целями. Их результаты предполагалось ориентировать на выработкуразного рода практических решений “как” сделать то, что должно быть сделано; приэтом то, “что должно быть сделано”, как правило, известно заранее, исходя изusum vitae, а не дедуцируется из теоретических построений), то есть в большейстепени на “технологию", задачи социального контроля. Социология, слившаясяс подобными до времени дисциплинарно не идентифицировавшимися исследованиями,имела больше шансов оставаться и в будущем свободной от какой бы то ни былоидеологии.

 

3.1 Особенности психического склада и мышленияамериканцев, их влияние на развитие социологии

Америку создал определенный сорт людей, которым нельзя было отказать,по крайней мере, в двух качествах: мужестве и жажде деятельности. Опытпереселенца (иммигранта или мигранта), вынужденного постоянно вести борьбу сприродой, уповая на “милость божью", но надеясь только на самого себя,сформировал особый тип личности — не склонного к саморефлексии и отвлеченнымрассуждениям homo faber с так называемым “горизонтальным" мышлением. Столкновениес американской действительностью навело немецко-американского теолога П. Тиллихана мысль о существовании двух типов мышления: “вертикального” и“горизонтального”. Первый, свойственный европейцам, был закреплен социальнойструктурой феодализма. В его рамках жизнь рассматривается как борьба “повертикали" — между “божественным" и “демоническим" началами. Досих пор он определяет стиль европейского теоретизирования (и европейскойтеологии). Второй тип — американский — проявляется в борьбе “по горизонтали",то есть борьбе “за человека", реализацию его возможностей. Образованиеданного типа мышления является следствием уникальной констелляции историческихусловий в Америке на протяжении приблизительно двухсот лет.

Ранее отмечалось, что национальный опыт американцевразвертывался в условиях, разительно отличавшихся от европейских. Американскоеобщество не имело многоступенчатой иерархической структуры, сравнимой по“глубине” с европейской, и потому радикальные эгалитаристские устремленияпротестантизма, не встречавшие на своем пути ни институтов, ни идеологий,способных их смягчить, сформировали особый психологический климат. Любойамериканец, точно так же, как непосредственно “подотчетный” богу пуританин, неимел возможности скрыться, раствориться в социальной группе, общине, классе илиинституте, переложить на них ответственность за свои действия, образ мысли ижизни. Он привык оперировать категориями индивидуализма, действовать в одиночкуи взваливать на себя бремя ответственности за свои поступки. Поэтому, спсихологической точки зрения, не случайно в США “классовые” теории никогда ненаходили себе достаточного количества сторонников.

В качестве причины, обусловившей особый тип мышленияамериканца, А. де Токвиль выделил влияние политической системы. Этодемократическая государственность и демократические общественные институты,которые “хотя… и не сдерживают развития человеческого мышления, они,бесспорно, способствуют тому, что его усилия концентрируются по преимуществу вкаких-либо определенных направлениях в ущерб другим. Равенство вызывает вкаждом человеке желание самому судить обо всем; оно во всех отношенияхразвивает в человеке вкус к предметам реальным и осязаемым, воспитываяпрезрение к традициям и формализму..."

То, что было верным во времена Токвиля, осталось таковым ичерез сотню лет.

К. Мангейм, характеризуя американское сознание, подчеркиваеттот факт, что оно “пришло в полное соответствие с капиталистическойдействительностью" раньше, чем, например, немецкое. Далее автор “Идеологиии утопии” пишет: “Здесь (в Америке. — Е. Г) социология сравнительно раноотделилась от философии истории, и все видение мира и его становление былоориентировано на центральную парадигму жизни — господство над действительностьюорганизации и техники”. Впрочем, объекты “социологического реализма” в Европе иАмерике были существенно различными: в первом случае социологиясосредотачивалась на противостоянии классов, во втором — на “технических иорганизационных проблемах”. Направленная таким образом социология “означала дляамериканца решение непосредственных технических задач общественной жизни".По мнению Мангейма, “отсюда становится понятным, почему в европейскойпостановке проблемы всегда скрывается тревожный вопрос

о дальнейшей судьбе и связанная с этим тенденция к пониманиюцелого; в американской же формулировке вопроса сказывается тот тип мышления,для которого важно, прежде всего, как сделать это, как решить эту конкретнуюзадачу. И в этих вопросах подспудно содержится оптимистическая уверенность: оцелом мне беспокоиться нечего, проблема целого решится сама собой".

 

 

3.2 Антиисторичность и “психологичность" американскойсоциологии

Социология в течение долгого времени представляла собойтеорию идеального общества. Изучение общества “как оно есть” стало приоритетнойзадачей социологии ХХ века. Американская социология не испытывала затруднений свыбором идеала; ее представители, по крайней мере в начальный период, былирыцарями одного и того же образа — “посюстороннего совершенного” общества,представления о котором коренились в социальных доктринах протестантов.

В период дисциплинарного становления социологические теорииимели во многом “предписывающий" характер, не удовлетворяясь, простойдескрипцией социальной жизни, но пытаясь нарисовать контуры идеальногообщества, указать на возможность “социальной мелиорации”, по выражению А. Смолла.Отношение к теоретическому знанию в Америке, как уже отмечалось, принципиальноотличается от европейского. Социальный статус, престиж ученого (и науки,которой он занимался) зависел от того, насколько общественно важны результатыего деятельности. Социология Америки первоначально развивалась “по образу иподобию" наук о природе. Более того, само существование социальных проблемтрактовалось как неудача социальной науки, призванной создать новое общество,подобно тому, как физика проложила дорогу новой технологической цивилизации.

В 80-ые годы прошлого века “научные” методы проникают вобласти, ранее всецело принадлежавшие религии и моральной философии. Происходитзначительное изменение интенций студентов и преподавателей факультетов, имеющихотношение одновременно и к теологии, и к социальным процессам, в первую очередь“прикладному христианству” (Applied Christianity). Термин “социология" вэти годы имеет множество значений, его используют в качестве синонимаконтовского и спенсеровского сциентизма, под социологией понимают такжефилантропическую и реформистскую деятельность, сбор статистических данных онаселении и т.п. Согласно точке зрения Дж. Тернера и С. Тернера американскаясоциология развивалась по трем основным направлениям, имеющим общие предпосылки.Первое — эволюционно-догматическое — представлено У. Самнером и его учеником С.Келлером. Внимание к микроуровневой проблематике, изучение непосредственныхконтактов между индивидами в рамках “первичных групп" отличает второе,социо-психологическое, направление. Его идеи были в дальнейшем подхвачены иразвиты символическим интеракционизмом. Третье, в некотором смысле“компромиссное", направление дуалистично. Концептуализируя социальную структурув организмических и эволюционистских понятиях, его участники явно“психологизировали” свои теории, обращая первостепенное внимание на межиндивидуальныевзаимодействия и признавая сознательную роль человека в эволюционном процессе. Припомощи статистических методов “замысел” относительно судьбы нации, человечестваили, что то же самое, направление эволюции могут быть познаны. На основе такого“исчисления" целей возможно проведение необходимых реформ, корректировокразвития, т.к человек, обладающий разумом и волей, является уникальнымсуществом, способным “отклоняться” от естественного пути развития по “законамприроды”. Научно обоснованный реформизм, таким образом, сделался средством,обеспечивающим успех американского “эксперимента”.

Информация о работе Американская социология и идеология