Анализ безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:37, реферат

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)
   

   

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ.

 

 
Кафедра математики и системного анализа

   

   

 
 
РЕФЕРАТ  
 
 
по учебной дисциплине: «Исследование социально-экономических и политических процессов»  
на тему: «Анализ безработицы». 
 

 

 

Выполнила студентка:  


 

ГМУ факультета  


 

2 курса  


 

09ГМЗб-21 группы

Тишина  А.А.  


   

   

   

 

Проверила:

Тюсова  М.К.  


   

   

 

Нижний Новгород

                                                    2011г.

 

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах  главной производительной силы общества - рабочей силы,  существенное сокращение  потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что  при неполном  использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых  показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации  приобретает исключительную актуальность.

Эта проблема нуждается  в глубоком научном исследовании, всестороннем  теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. 

Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач: раскрытие сущности понятия  безработицы и ее роли в России и США,    рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей, изучение российского и американского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

1 Безработица  как социально-экономическое явление 

1.1 Формы безработицы  и причины их возникновения 

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Безработица - это  часть населения страны, состоящая  из лиц, достигших трудоспособного  возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени [2, с. 128].

По российскому  законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.  

Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

- трудоспособный  возраст (16 - 55 лет для женщин и 16 - 60 лет для мужчин;

- отсутствие  у человека постоянного источника  заработка в течение некоторого времени (например, месяца);

- доказанное  стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы) [5, с. 164].

Для количественной оценки безработицы используется 2 показателя:

показатель  численности безработных (U);

показатель  фактического уровня безработицы (u), который  определяется следующим образом.

При этом безработных  подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие  органы и институты, а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

1) лица, не достигшие  трудоспособного возраста;

2) лица, находящиеся  в специальных учреждениях (местах  заключения, психиатрических клиниках  и т.п.);

3) лица, выбывшие  из состава рабочей силы:

- добровольно  нежелающие работать;

- отчаявшиеся найти работу, и прекратившие ее поиски.

Современные экономисты рассматривают безработицу как  естественную и неотъемлемую часть  рыночного хозяйства. Критерием  разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с процессом смены работы. К фрикционным безработным относятся:

1) уволенные  с работы по приказу администрации; 

2) уволившиеся  по собственному желанию; 

3) ожидающие  восстановления на прежней работе;

4) нашедшие работу, но еще не приступившие к  ней; 

5) сезонные рабочие  (не в сезон);

6) люди, впервые  появившиеся на рынке труда  и имеющие требующийся в экономике  уровень профессиональной подготовки  и квалификации [1].

Фрикционная безработица  представляет собой явление не только неизбежное, но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы.

Структурная безработица  обусловлена структурными изменениями  в экономике, которые связаны:

а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей;

б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс.

Причина структурной  безработицы - несоответствие структуры  рабочей силы структуре рабочих  мест. Это означает, что люди, имеющие  профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным  требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей.

Уровень структурной  безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Сумма фрикционной  и структурной безработицы образуют естественную безработицу, что совместимо с состоянием полной занятости, а  фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Циклическая - это  безработица, которая возникает  в период спада и существует до тех пор, пока фактический ВВП  остается ниже потенциального.

Таким образом, причиной циклической безработицы  являются кризисы, вызывающие спад экономической активности.

Все три перечисленных  типа безработицы входят в состав фактической безработицы.

Исходя из необходимости  учета безработных и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

- зарегистрированную  безработицу (явная), которая отражает  количество незанятых граждан,  ищущих работу, готовых приступить  к ней и взятых на учет  в государственной службе занятости; 

- скрытую безработицу,  которая отражает количество  незанятых граждан, ищущих работу не прибегая при этом к помощи биржи труда [2].

1.2 Государственная  политика борьбы с безработицей 

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры [4].

Общими для  всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий  по безработице; 

- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

1) усовершенствование  системы сбора и предоставления  информации о наличии свободных  рабочих мест (не только в данном  городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных  служб для этих целей [3].

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных  служб и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

2) помощь частным  службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение  антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение  глубоких спадов производства  и, следовательно, массовой безработицы; 

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения  проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это  административное или законодательное  регулирование занятости. Это означает:

1.  Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2.  Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3.   Развитие системы страхования от безработицы:

- повышение  доли отчислений в фонд занятости,  что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование  страховых принципов, когда наряду  с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

- адаптация  безработных к изменившимся требованиям  рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение  процедуры регистрации безработных  в службах занятости.

4.  Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5.   Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций [4].

Перечисленные мероприятия не смогут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

2 Проблема безработицы  и пути ее преодоления 

2.1 Проблема  безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской  безработицы 

Возникновение безработицы в России связано  с развитием рыночных отношений  и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года [9].

Подсчетом безработицы  в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная  служба государственной статистики;

- Федеральная  служба по труду и занятости; 

- Министерство здравоохранения  и социального развития (Минздравсоцразвития)  РФ.

Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий [7].

Анализируя динамику безработицы  в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

Информация о работе Анализ безработицы