Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, определяющие в последние десятилетия состояние экономики, предъявляют новые требования к функционированию не только хозяйственной деятельности, но и культурной сферы страны. За прошедшее время сформировалось новое понимание роли социокультурного сектора в процессе развития российских регионов.

Содержание работы

Введение
1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема в организации досуга
1.1 История становления парков в России
1.2 Типология парков
1.3 Парк культуры и отдыха в системе организации социально-культурной деятельности
1.4 Сущность и специфика социально-культурного проектирования парков
2. Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков
2.1 Мировой опыт в системе организации социально-культурной деятельности парков
2.2 Социально-культурная деятельность парков в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

использование парков культуры и одыха в системе организации досуга курсовая Али.docx

— 69.89 Кб (Скачать файл)

 

Введение

1. Социально-культурная  деятельность парка культуры  и отдыха как научная проблема в организации досуга

1.1 История становления  парков в России

1.2 Типология парков

1.3 Парк культуры и отдыха  в системе организации социально-культурной деятельности

1.4 Сущность и специфика  социально-культурного проектирования  парков

2. Анализ эмпирического  опыта социально-культурной деятельности  парков

2.1 Мировой опыт в системе организации социально-культурной деятельности парков

2.2 Социально-культурная  деятельность парков в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Актуальность исследования  обусловлена тем, что рыночные  отношения, определяющие в последние  десятилетия состояние экономики, предъявляют новые требования  к функционированию не только  хозяйственной деятельности, но  и культурной сферы страны. За  прошедшее время сформировалось  новое понимание роли социокультурного  сектора в процессе развития  российских регионов. Культура рассматривается  как важный фактор духовно-нравственной, экономической и социально-политической  стабильности, а социально-культурные  институты, которые являются «отражением»  культурной сферы страны, как  институты, главная цель которых - укрепление культуры для социализации  общества и передачи ему культурных  ценностей.

   В понятие «парк  культуры и отдыха как институт»  мы вкладываем две смысловые  нагрузки, связанные с толкованием  его в непосредственном и расширенном  значении. Для того, чтобы разобраться  в значениях данного понятия  необходимо обратиться к понятию  социально-культурного института. Социально-культурный  институт - это институт, главная  цель которого заключается в  создании, развитии, укреплении культуры  для социализации поколения и  передачи ему накопленных культурных  ценностей всего общества как  целого (семья как воспитательный  институт, образование, наука, культурно-воспитательные  и художественные учреждения).

   В статусе института  парк культуры и отдыха является  активно действующим субъектом, как нормативного, так учрежденческого  типа, и имеет конкретные формальные  и неформальные полномочия. Обладая  ресурсами и средствами, он выполняет  комплекс социально-культурных функций, главными из которых являются  воспитание, организация массового  отдыха и развлечений, проведение  информационно-просветительской, рекреационной  и физкультурно-оздоровительной  работы среди различных категорий  населения. Актуальность, уникальность  и комплексность парка как  социально-культурного института заключается в его полифункциональной деятельности. Это в своем роде оригинальная «мастерская» по производству и трансляции культурных ценностей. Институт «парков» представляет собой «основные инструменты коллективной и индивидуальной, в той или иной мере планируемой и организованной деятельности по производству, использованию, хранению и трансляции культурных продуктов».

   Парк культуры  и отдыха является одним из  ведущих среди учреждений культурно-досугового  типа в России, который представляет  собой специфическую организацию, располагающую системой специфических  видов, форм и методов деятельности. Парк представляет собой чуть  ли не единственное учреждения  культуры, где есть все возможности  для проведения именно семейного  отдыха. Поэтому актуальным становится  вопрос использования всех ресурсов  парка как социально-культурного  института, проектирование новых  форм деятельности для наиболее  эффективной его работы как  полифункционального учреждения  культуры.

   Социальная значимость  проблемы заключается в том, что  в современных условиях информационного  общества роль учреждений культуры  как производителей духовных, интеллектуальных, культурных и иных ценностей, направленных на сохранение и  расширение образовательного, трудового  потенциала общества, формирование  условий всестороннего развития  личности, воздействие на общественное  сознание будет возрастать. И  парки как традиционные демократические  места массового отдыха будут  приобретать все большую популярность. Для многих жителей города  отдых в парках становится  зачастую единственной доступной  возможностью провести время  на природе, принять участие в  массовых развлечениях, удовлетворить  потребности в неформальном общении  с семьей и новыми знакомыми. Поэтому социальная значимость  парка культуры и отдыха велика. Это связано, прежде всего с тем, что парк как социально-культурный институт, как учреждение культуры и досуга выполняет целый комплекс социально-культурных функций: воспитание, развлечение, просвещение, рекреация и.

   Исторические корни  развития парков культуры и  отдыха в России изучаются  в работе Р. Романова, А. Старцева, О. Тяпкиной «Парк и праздник в России», которые раскрывают все нюансы появления современных парков отдыха от истоков до наших дней, а так же их трансформацию в последующие эпохи истории развития России. Также вопрос появления парков отдыха в своей работе «История садово-паркового искусства» изучает О.Б. Соколовская. В работе В.Н. Воскобойникова «Возникновение и развитие парков культуры и отдыха в СССР» автор останавливает свое внимание на развитие парков в конкретную историческую эпоху. В работе поднимаются вопросы работы советских парков культуры и отдыха, их проблем, содержания работы, перспектив развития.

   В работе "Парк  как произведение искусства" академик  Д. С. Лихачев говорит о парках  как о месте "идеального" взаимодействия  человека и природы, "идеального" для каждого этапа человеческой  истории. Автор раскрывает самые  значимые, с его точки зрения, проблемы сохранения садово-паркового  искусства, говорит об экологии  культуры как о науке, изучающей  всю "окружающую человека среду". Еще совсем недавно эта проблема  не входила в число перспективных для парка.

    В статье Л.Е. Сидоренко «Парки культуры и  отдыха: проблемы, тенденции и перспективы  развития» поднимается комплекс  злободневных вопросов парковой  подотрасли. Автор впервые предпринимает попытку рассмотреть парк не изолированно, а в контексте его взаимосвязей с подотраслевыми службами и организациями, проблематизируя современную ситуацию и выявляя существующие противоречия в подотрасли в целом. Контуры обозначенной проблемной ситуации детализируются и углубляются в статьях Ю.А. Веденина, Л.Ф. Козловской, а также в сборнике научных статей «ХХI век: проблемы культуры» под редакцией Т.Г. Киселевой.

    В статье В.А. Лапшина «Городские парки и  коммерциализация деятельности»  рассматривается развитие парковых  услуг через призму его основных  социальных функций, интересов и  потребностей населения.

   Важнейшей статьей  дохода парков от платных услуг  являются аттракционы. Вместе с  тем на сегодняшний день это  одна из самых болевых точек  подотрасли. И.М. Родионов анализирует формирование парковых аттракционных комплексов на основе архитектурно-планировочного подхода, позволяющего реализовывать возможности аттракционов как средства организации досуга. Ведь именно парк может стать одним из ведущих центров индустрии досуга. Идея создания центров досуга была связана как раз в первую очередь с парками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема в организации досуга

      В первой главе курсовой работы рассматриваются: социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха, история становления парков, их типология. Исследуется сущность и специфика социально-культурного проектирования социально-культурной деятельности парков. Изучение вышеперечисленных вопросов проводиться на основе трудов ученых, занимавшихся данной проблематикой, таких как Белковский А.Н., Веденин Ю.А., Володина Т.И., Воскобойников В.Н., Горохов В.А., Демченко О.А., Дридзе Т.М., Иванов Г., Козловская Л.Ф., Козлова Т.В., Комаров С.В., Кордон С.И., Кузицын Г.М., Лапшин В.А., Лихачёв Д.С., Марков А.П., Неклюдова Н.В., Новоселова О.Р., Романов Р.Н., Рябков В.М., Семухин А., Сидоренко Л.Е., Соколовская О.Б., Старцев А.В., Тяпкина О.А., Ушаков В.М.

 

1.1 История становления  парков в России

     Историческое обоснование того или иного явления, процесса, является толчком к дальнейшему его изменению, развитию.

   Рассматривая историю становления парков в России, необходимо начать, по мнению автора, с этимологии самого названия - «парк». История появления названия является неотъемлемой частью и непосредственно связана с историей становления парков как учреждений культуры, поскольку наложенные временем отпечатки истории названия сыграли немаловажную роль в деятельности парка как места проведения досуга.

   Сам же термин «парк» пришел в русский язык в ХVIII в. из английского языка и первоначально означал рощу, участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами естественных очертаний, беседками и т.д. ХХ век, особенно советский период, привнес в жизнь русского человека новое понятие парка как культурно-массового комплекса.

   Сегодня, когда в России активно развивается развлекательная индустрия частью, которой являются парки развлечений, на обыденном уровне мы довольно четко можем провести разницу между садом, огородом и парком, понимая под последним место для культурного отдыха и развлечений. Тем не менее, в современной градостроительной терминологии не принято подчеркивать разницу между функциями и принципами устройства парка и сада: просто садом обозначают меньшую по площади территорию, чем парк. Поэтому употребляя термин «парк», специалисты имеют в виду и городские сады, тем более что многие современные парки по своим размерам могут претендовать лишь на название «сад» и даже «сквер»1.

   Развитие парков культуры и отдыха берет свое начало в глубокой древности и связано с появления садово-паркового искусства. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Прообразами садов и парков являлись как отдельные культовые урочища и обособленные святилища, так и целые языческие пантеоны под открытым небом. Крупнейшим капищем Древней Руси на закате язычества был Киевский пантеон, созданный при князе Владимире на открытом пространстве в центре крепости. В 980 г. на этом месте было установлено большое изваяние Перуна - верховного славянского бога, - которое было выполнено из дуба и отделано серебром и золотом. И его окружали менее значимые идолы. Многие сакральные ландшафтные урочища язычников просуществовали не одну тысячу лет, и впоследствии на их месте были устроены храмы и монастыри новой религии - православия. По сей день народная память хранит предания о тех или иных природный объектах, считая их святыми местами.

   Начало устройства садов у славян совпадает с переходом к земледелию. К самым первым предшественникам современных парков, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести плодовые сады при древних поселениях, а также окружавшие их лесные угодья, где жители поселений занимались охотой, сбором грибов, орехов, ягод, меда. Облик садов, по-видимому, был достаточно красив, тому пример - древние сказания, в которых они часто упоминаются под название «рай» или «рай-город». Так, князь Юрий Долгорукий владел в Киеве загородной усадьбой на берегу Днепра, которая носила название «рай»2.

   В ХVI - ХVII вв. появляются загородные царские и боярские усадьбы. Почти все они до 60-70-х. гг. ХVII в. не являлись парадными резиденциями, а использовались в основном для кратковременного пребывания во время охоты, в связи с хозяйственными делами или как промежуточная остановка на дальней дороге. При таких усадьбах закладывались и сады, которые представляли собой почти исключительно плодовые огороды. Таким образом, в русском садоводстве вплоть до середины ХVII в. еще не было признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, как не было и каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного значения.

   Начиная со второй половины ХVII в., после ликвидации последствий Смуты, вновь оживилась строительная деятельность, стали возрождаться старые и закладываться новые сады. Наибольшей известностью пользовалась усадьба Измайлово, которую начиная с 1663 года царь Алексей Михайлович преобразовал в место, где должен был быть показан пример ведения сельского хозяйства, с тем чтобы в дальнейшем распространить этот опыт в Российском государстве. В Измайлове была создана целая система прудов (более 30), в которых разводили рыбу разных видов, организовано полотняное, стекольное и чугунное производства, первый ботанический сад. На всю Россию и далеко за ее пределами славились измайловские сады: Виноградный, Аптекарский, Просянский, Круглый, Островской. Это были одни из первых в России регулярных садов, в которых утилитарное начало уже сочеталось с художественным.

   Но в начале ХVIII в. патриархальная Россия переживала эпоху великих перемен, затронувших экономику, политику, военное дело, культуру и искусство и связанных с именем Петра I. Молодой царь решил превратить царство в империю, а Азию - в Европу. Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был в Версале - парке французский королей, слава которого гремела по всему миру. Царь был поражен величественной красотой этого парка. Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками. Он стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. В 1704 г. в Петербурге на берегу реки Фонтанки Петр заложил знаменитый Летний сад, лично разработав его проект. Для ухода за ним он пригласил специалиста-садовника из Ганновера Гаспара Фохта. Кроме деревьев и кустарников здесь было устроено несколько фонтанов, поставлены скульптуры. Летний сад и прилегавший к нему Царицын луг (при Петре он назывался Потешным полем, а с начала ХIХ в. - Марсовым полем) являлись постоянным местом общественных развлечений.

   Самым богатым и торжественным парком петровской эпохи был Петергоф - «русский Версаль», который до сих пор является ценнейшим образцом мирового паркостроения. Творческий импульс, заданный Петром I, оказал влияние на создание русских парков и спустя годы после его смерти. В 20-40-е гг. ХVIII в. в России продолжалось регулярное паркостроение. Сады послепетровской эпохи отличались уже большей, чем при Петре, дробностью, сложностью плана, большим количеством скульптур и павильонов. Самым известным из дошедших до нас парков этой эпохи является Кусково. Ныне расположенное в черте Москвы, в ХVIII в. оно было подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику Петра, фельдмаршалу Б.П.Шереметеву.3

Информация о работе Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков