Анализ особенностей социальной работы с инвалидами в Краснодарском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности социальной работы с инвалидами на примере Краснодарского края.
Для достижения поставленной цели, необходимо решения ряда задач, таких как:
- анализ нормативно-правовой и учебной литературы по теме исследования;
- анализ теоретических вопросов социальной работы с инвалидами;
- характеристика социальной политики и реабилитации инвалидов;
- выявление проблем в социальной работе с инвалидами;
- анализ особенностей социальной работы с инвалидами в Краснодарском крае.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические вопросы социальной работы с инвалидами 5
1.1 Организация и содержание медико-социальной работы
с инвалидами в России 5
1.2 Организационно-правовые аспекты реабилитации инвалидов 11

Глава 2. Анализ проблем, касающихся социальной
работы с инвалидами 17
2.1 Социальная политика и реабилитация инвалидов 17
2.2 Дискриминация и занятость как проблемы инвалидов 25

Глава 3. Анализ особенностей социальной работы
с инвалидами в Краснодарском крае 36
3.1 Система социальной защиты и реабилитации 36
3.2 Перспективы развития социальной работы
с инвалидами в Краснодарском крае 48

Заключение 56

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Д.Инвалиды.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Обращает внимание и то, что по размерам административные штрафы за нарушения законодательства о труде инвалидов превосходят плату за невыполнение норм квотирования. При соответствующем целевом использовании эти штрафы могли бы также служить разрешению финансовых проблем квотирования рабочих мест для инвалидов. В Украине, например, квотирование рабочих мест для инвалидов является обязательным для организаций с численностью работников более 8 человек, контролируется Фондом социальной защиты инвалидов, который функционирует за счет бюджетных средств, добровольных взносов, административных штрафов и используется для решения проблем занятости инвалидов в масштабах всего государства.

Есть место дискриминации инвалидов и на закрытом рынке труда. Некоторые меры поддержки предоставляются общероссийским объединениям инвалидов, их организациям и учреждениям (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 НК РФ) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно указывается, что не соответствует нормам международного трудового права и, в конечном счете, дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан-инвалидов зависит от статуса общественной организации.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество. В целях сохранения рабочих мест для инвалидов в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлены некоторые преимущества при размещении заказов общероссийским организациям инвалидов в отношении предлагаемой цены контракта.

Но гарантии получения таких заказов являются недостаточными, и основной проблемой для специализированных предприятий инвалидов становится обеспечение инвалидов работой. В связи с этим заслуживает внимания проект федерального закона "О государственной поддержке общественных объединений инвалидов", предусматривающий резервирование для этих объединений определенной доли государственных заказов на выполнение некоторых видов услуг, производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд, а также привлечение организаций инвалидов к выполнению государственного социального заказа.

Ограничивают право инвалидов на труд нормы законопроектов, не отвечающие международно-правовым стандартам, а также сохраняющийся вакуум в правовом регулировании некоторых насущных вопросов трудоустройства инвалидов.

«Так, руководитель Центра Института экономики РАН Е. Гонтмахер не без оснований сетует, что подготовленный Минздравсоцразвития проект Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, расходится с нормами Конвенции о защите прав инвалидов и мировой практикой. В проекте ничего не сказано, например, о венерических заболеваниях, препятствующих государственной службе, но содержатся запреты данной занятости для лиц, страдающих гипофизарным нанизмом, слабовидящих и тех, кто передвигается на инвалидной коляске; не учитывается необходимость создания специальных условий труда для инвалидов» [17, с. 24].

Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов резервирование или целевое трудоустройство инвалидов относится к мероприятиям по активной поддержке включения инвалидов в свободный рынок труда (п. 2 правила 7). На федеральном уровне Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий).

Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников. Во многих региональных актах понятия квотирования и резервирования рабочих мест для инвалидов отождествляются. В Законе же Республики Татарстан от 24 июля 2006 г. N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" предусмотрено, что резервирование рабочих мест для инвалидов по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан (ст. 4).

Таким образом, было бы целесообразным при посредничестве органов службы занятости резервировать в пределах квоты рабочие места для инвалидов, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку по рекомендуемым им и требующимся в организации профессиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ особенностей социальной работы с инвалидами в Краснодарском крае

3.1 Система социальной защиты и реабилитации 

 

Интеграция инвалидов в общество и обеспечение им независимой жизни - это главное, к чему необходимо стремиться: долг власти и общества - помочь инвалидам поверить в свои силы, проявить себя, найти место в жизни. Очень важно, чтобы каждый человек в крае, независимо от состояния здоровья, смог стать полноправным членом общества, получать знания и профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом.

Основой государственной политики в отношении инвалидов является их реабилитация, то есть активная помощь в восстановлении здоровья и социального статуса, создания условий для оптимального уровня их самостоятельности и активности.

 Принимаемые в Краснодарском крае меры улучшают положение инвалидов и способствуют повышению их жизненного уровня. Только за последние три года реинтегрировано в самостоятельную трудовую, общественную и бытовую деятельность более 10 тысяч инвалидов.

С целью повышения эффективности реабилитации инвалидов, получения общественного резонанса по этой актуальной проблеме в Краснодарском крае неоднократно проводились выставки, посвященные различным аспектам реабилитации инвалидов.

«В 23 территориях края действуют 29 служб реабилитации детей-инвалидов: 9 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья и 20 отделений в структуре иных типов социальных учреждений. Действующая сеть учреждений позволяет обслуживать ежедневно до 1000 детей» [32, с. 11].

 Реабилитационные услуги детям-инвалидам из территорий края, не имеющих социальных учреждений реабилитации, оказывают в специализированном отделении межтерриториального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Остров детства» в городе Гулькевичи. Специалистами учреждения реализуется комплекс мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации детей-инвалидов, разрабатываются и даются рекомендации родителям, специалистам учреждений других ведомств по дальнейшей реабилитации и социальной адаптации детей.

«Социальную помощь инвалидам в крае осуществляют 73 полустационарных учреждения, действующие в каждом городе и районе края, в которых свыше 1000 различных подразделений. К основным учреждениям оказания социальной поддержки относятся центры социального обслуживания, предоставляющие нестационарное и полустационарное обслуживание инвалидам. В крае функционируют 60 центров, 10 из которых являются комплексными, оказывающими социальную, психологическую, педагогическую помощь как пенсионерам, так и семьям с детьми» [32, с. 12].

В структуре центров действуют отделения социального, социально-медицинского, срочного социального обслуживания, дневного пребывания, временного проживания. Постоянная помощь на дому оказывается 53 тысячам пожилых граждан и инвалидов. Разовая помощь предоставляется более 650 тысячам пожилых людей и инвалидов.

Мероприятия по реабилитации инвалидов в крае осуществляются в рамках комплексной целевой программы реабилитации инвалидов на 2008-2010 годы и краевой целевой программы социальной поддержки инвалидов боевых действий, военнослужащих, пострадавших при исполнении воинского долга, и семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Департамент социальной защиты населения Краснодарского края обеспечивает координацию межведомственной деятельности по реабилитации инвалидов.

На реализацию мероприятий в краевом бюджете на 2010 год предусмотрены расходы в сумме 10,7 млн. рублей, в том числе департаменту социальной защиты населения края - 2,9 млн. рублей.

«Приобретены технические средства реабилитации (тифлосредства) для 1600 инвалидов по зрению в количестве 1722 штук на сумму 1,5 млн. рублей, в том числе тифломагнитол различных модификаций - 781, грифелей для письма по Брайлю - 201, Брайлевских наручных часов - 200, луп различной кратности - 540; оплачен проезд 6 инвалидам по зрению к месту лечения в Центр реабилитации слепых Всероссийского общества слепых; приобретены призы для победителей краевой спартакиады инвалидов» [32, с. 12].

Осенью 2009 года в Краснодаре состоялся «круглый стол» по вопросам обеспечения доступной среды для инвалидов. Инициаторами «круглого стола» выступили четыре окружные организации ВОИ, местные организации ВОС и ВОГ. Основной целью этого мероприятия являлось подведение итогов работы за год муниципальных ведомств по обеспечению доступной среды.

Необходимо отметить, что подобный «круглый стол» с муниципальщиками состоялся в  июле в редакции газеты «Краснодарские известия», тогда общественниками был высказан ряд принципиальных замечаний и предложений. В конце года было бы неплохо выслушать ответственных лиц по исправлению положения. Однако по стечению «странных» обстоятельств из всех приглашенных служб на «круглом столе» присутствовал только ведущий специалист из муниципального предприятия «Пассажирские автоперевозки».

Итоги года подвел председатель правления Центральной окружной организации ВОИ Виталий Гумеров. По его словам, окружным организациям ВОИ совместно с городской властью удалось сделать немало добрых дел. В первую очередь это открытие клуба инвалидов-колясочников. Он объединил колясочников всего города, но помещение выделено обществу инвалидов Центрального округа. И клуб был оборудован пандусом и съездом в самые короткие сроки, потому что люди ждали это помещение. Если бы вот так же оперативно решались проблемы с доступностью в городе в целом! Тем более что закон о Доступности вышел в 1991 году. А к 1998 году уже вышло 25 соответствующих документов и актов. Однако до сих пор допускаются грубые нарушения градостроительных норм и СНиПов. И только поэтому мы почти не видим колясочников на улицах города, хотя их проживает около тысячи. Дело, в принципе, не только в том, чтобы Краснодар сделать доступным для людей с ограниченными возможностями передвижения, необходимо менять психологию чиновников, растопить их безразличие к трудностям инвалидов.

Участники «круглого стола» высказали в адрес чиновников ряд предложений, реализация которых поможет инвалидам более комфортно чувствовать себя на улицах города.

Председатель Прикубанской окружной организации ВОИ Евгений Трояновский попросил ускорить введение в Краснодаре социального инватакси. Это позволит за умеренную плату всем инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата ездить в поликлинику, на обследование в больницу, в гости. Общественным организациям ВОИ это позволит планировать больше мероприятий.

Кстати, именно в этом вопросе есть все основания надеяться, что в следующем году такая служба появится. Присутствующий главный специалист департамента транспорта Андрей Бутурин поведал, что будут закуплены пять микроавтобусов типа «Газель» с подъемниками. Валентина Васюкова, председатель ВОИ Западного округа, остановилась на СНиПах, которые не всегда соблюдаются при установке бордюров и пандусов: въезд на тротуар по нормам должен быть не выше трех сантиметров, а фактически в несколько раз выше. Как положительный момент она отмечала, что реконструировано большое количество пассажирских остановок, подняты посадочные платформы. Но достаточно халатно подошли чиновники к реконструкции филармонии и Музыкального театра.  После ремонта посещение концертов  осталось так же невозможным для маломобильных граждан.

Председатель ВОИ Карасунского округа остановилась на графике работы общественного транспорта. Особенно остро ощущается нехватка троллейбусов, которые идут в микрорайон Комсомольский, их приходится ждать по 40 минут. А многие трамваи состоят не из двух, а из одного вагона. В таких условиях ехать в часы пик даже здоровым людям невозможно, не говоря уже об инвалидах. Также не на всех маршрутах водители объявляют остановки, что для пожилых людей с проблемами зрения и слуха, а также инвалидов является дополнительным неудобством.

На «круглом столе» присутствовали и инвалиды, которые активно передвигаются по городу на инвалидной коляске, и уже этим они заслуживают награды. Лидия Павлова - президент первого в городе клуба инвалидов-колясочников. Она посетовала на то, что на Черноморском побережье нет специального санатория для колясочников. Переоборудованный санаторий в Анапе подвергается большой критике, так как лечебный корпус находится в 300 метрах от спального. И в зимнее время года, когда соцстрах предлагает путевки, отдых и лечение совсем становятся некомфортными.

Тамара Брежнева обратила внимание на то, что в крае многие получили инваколяски с элек­трическим приводом, но их негде ремонтировать, поэтому актуально стоит вопрос о создании сервисного центра.

Информация о работе Анализ особенностей социальной работы с инвалидами в Краснодарском крае