Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение комплекса методов социальной защиты инвалидов и их анализ.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
Исследовать проблему социальной защиты инвалидов;
Рассмотреть социальные и медицинские характеристики современной инвалидности, сущность, основные направления, методы социальной защиты инвалидов основные направления и методы;
Проанализировать проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

Совершенстование социальной защиты инвалидов.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Социальная защита населения  в широком смысле слова – это  совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.21

Такая структура работы предопределила стремительное развитие различных методик (разработанных методов изучения и освоения социальной защиты населения, рассматриваемых как единая система) и методологий (концепцию принципов и средств по формированию теоретической и практической деятельности, которая направлена в первую очередь на организацию нормальной жизни населения в условиях существующего риска – старости, инвалидности, болезни и т.д.) социальной защиты граждан.

Социальная защита инвалидов  подразумевает:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь).

Система социальной защиты инвалидов финансируется из федеральных  и местных бюджетов, государственных и негосударственных фондов.

Под принципами социальной защиты инвалидов можно понимать:

  • человечность;
  • справедливость;
  • права и свободы личности;
  • системность;
  • конкретность, адресность.

Цели и задачи социальной защиты инвалидов:

  • улучшение финансового положения инвалидов, если средний доход каждого из членов семьи не соответствует прожиточному минимуму;
  • оказание материальной помощи инвалидам;
  • содействие адаптации инвалидов к условиям рыночной экономики.

Виды государственной  социальной поддержки:

1) денежные выплаты  (социальные пособия, субсидии, компенсации  и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие  виды натуральной помощи).

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).22

Органы социальной работы – неоспоримо важная структура в  системе социальной защиты инвалидов, основной деятельностью которой  являются формирование государственной политики, стабилизация отношений между различными категориями общества, развитие экономической самостоятельности и устойчивости и пр.

Объекты управления: 

  • организации, различные коллективы системы социальной защиты;
  • общество.

Субъекты управления:

  • министерства, комитеты, департаменты и т.д., то есть органы, которые занимаются непосредственно социальной защитой.

 Одной из главных задач органов социальной работы можно выделить ту, которая направлена на рационализацию деятельности всех сфер и структур в результате тщательного контроля социальных институтов для обеспечения достижения поставленных целей.

Уровни органов социальной работы:

  • федеральный уровень (республика);
  • регион;
  • трудовой коллектив;
  • негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Среди функций управления социальной защиты инвалидов на федеральном уровне можно выделить следующие:

  • социальное обслуживание;
  • медико-социальная экспертиза;
  • реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической 
    помощи и др.

Исходя из этого, можно выделить три важнейшие функции рассматриваемой системы: экономическая, политическая и реабилитационная. Каждая из них охватывает свой спектр задач, выполнение которых и помогает оказать полноценную и своевременную поддержку инвалидам. Рассмотрим каждую из функций подробнее. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки инвалидам. Политическая функция направлена на сближение социального уровня инвалидов и других слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь инвалидам. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей инвалидов. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья.23

Говоря о социальном обслуживании, стоит отметить, что  направлено оно в первую очередь на полное удовлетворение нужд инвалидов, в том числе уход, питание, психологическая помощь и т.д.

 

 
1.3 Управленческие аспекты  социальной защиты инвалидов.

 

Управленческая деятельность социальной защиты инвалидов ставит перед собой цель сформировать специальный орган, который мог бы осуществлять обслуживание и реабилитацию инвалидов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд возникших задач, а именно:

  • выявить общее количество инвалидов и вести их учет;
  • оказать медицинскую, социально-психологическую, социально-бытовую, правовую и др. виды помощи;
  • предоставить инвалидам в соответствии с действующим законодательством РФ ряд прав и преимуществ;
  • изучить общий уровень социально-бытового обслуживания инвалидов;
  • создать ряд высокоперспективных планов для прогрессивного развития сферы социальной поддержки населения;
  • разработать новые виды и формы помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
  • привлечь государственные и негосударственные структуры с целью оказания финансовой поддержки.

Работа организации  социальной защиты инвалидов имеет  следующие отличия:

ОСО - отделение социального обслуживания непосредственно дома. Данный вид обслуживания создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.24 В первую очередь инвалидам предоставляются различные услуги бытового, консультативного или иного назначения в зависимости от выявленных потребностей, которые гарантированны государственными органами. Существует ряд дополнительных услуг и каждый инвалид имеет право на их предоставление.

ОДП - отделение дневного пребывания. ОДП является  полустационарным  структурным подразделением обслуживания  инвалидов,  сохранивших  способность  к  самообслуживанию  и активному   передвижению,   организации  их   питания,   общения   и   отдыха, привлечения к посильной трудовой   деятельности,   поддержания   активного образа жизни.25

Длительность  обслуживания колеблется от двух недель (минимум) и выше. Установленный срок зависит от отделения, в которое обращается инвалид. Инвалид имеет право на повторное обслуживание через один год. Исходя из медицинского обследования, инвалид имеет право принимать участие в предлагаемой трудовой деятельности, рассчитанной на него (например, в лечебной мастерской или подсобном хозяйстве). Это называется трудовой терапией, которая практикуется под тщательным присмотром специального инструктора или иного работника.

ОССО - отделение срочного социального обслуживания. Такое отделение сформировано для оказания быстрой и качественной поддержке инвалидов в актуальных условиях. ОССО носит разовый и сравнительно недлительный характер. Основной целью его является поддержание жизнедеятельности инвалида. Так же ОССО обеспечивает поиск и учет инвалидов, которые в данный момент нуждаются в натуральных и иных видах помощи, с целью ее последующего предоставления.

ОССО обязано иметь минимальный комплект медицинский атрибутов, чтобы иметь возможность оказать доврачебную медицинскую помощь. Одна из главных задач ОССО - активное сотрудничество с рядом учреждений (государственные, благотворительные, религиозные и т.д.). Такая деятельность обеспечивает более эффективную работу отделения в целом.

Итак, можно уверенно говорить о том, что управленческие органы являются важной составляющей системы социальной защиты инвалидов. Без перечисленных отделений обслуживания (ОСО, ОДП, ОССО), предназначенных для нуждающихся в этом граждан, осуществление ряда услуг попросту невозможно.

Социальные службы занимаются созданием подходящих условий для инвалидов  в самых различных сферах, начиная от экономической и заканчивая социальной. Затрагивает самые актуальные проблемы (предоставление рабочих мест, улучшение качества жизни, здоровья, досуга и т.д.).

Управленческие органы существуют на всех уровнях государственного управления. В ГДФСРФ существует ряд комитетов, занимающихся проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи, по социальной политике. Последний комитет и занимается прямой защитой населения, в том числе инвалидов (управление по делам инвалидов). Управление по делам инвалидов благополучно фунциклируют по всей стране. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.

Немаловажным управленческим аспектом заботы об инвалидах является организаторская работа. Ряд мероприятий, направленных на поддержание здорового досуга инвалидов, создается именно благодаря работе управленческих комитетов. Сегодня инвалиды стали полноценной частью общества. Они принимают участие во многих спортивных состязаниях по различным категориям (спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, глухих, слепых, с интеллектуальными нарушениями).

Помимо этого организовываются различные творческие мероприятия  литературного, художественного, музыкального направлений. Результатом масштабной организаторской работы социальных служб – повышение уровня жизни инвалидов. Такая работа требует тщательного поиска спонсоров и прочих заинтересованных людей, способных оказать финансовую помощь.

 

 

Глава 2. Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном  этапе

 

2.1 Основные направления социальной политики в отношении инвалидов

 

Очевидно, что за несколько последних десятилетий стремление мирового сообщества создавать механизмы формирования социальной политики в отношении граждан с ограниченными возможностями пропорционально возросло. Многие страны исследуют и формируют самые различные подходы к решению теоретического и практического вопросов данной социальной группы (см. Приложение 1).

С разной степенью активности в обществе вытесняются идеи дискриминации инвалидов и более обширно распространяются идеи адаптации.  Эти идеи призывают ввести инвалидов в обычную жизнь общества и создать для них все возможные и необходимые для того условия (см. Приложение 2).

Критерием оценки политики в отношении инвалидов может  служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992 г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».26 Но, несмотря на что, что в России сформированы стандартные правила по реализации различных программ, система механизма, отвечающего за выполнение данных обязанностей, фактически отсутствует. Подобный дефект представляет собой преграду, которую необходимо преодолеть.

Федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» разработана в России с целью поддерживать высокий уровень решения проблемы инвалидов. Опыт показывает, что  законодательная база — всего лишь платформа для объемной работы по созданию среды без подобных преград и препятствий. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-пространственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

В связи с тем, что  проблема социального отчуждение людей  с ограниченными возможностями  очень многогранна, было введение понятие  «проблемное поле инвалида». Подробное изучение подробный анализ всех его составляющих частей поможет проводить грамотную политику на различных управленческих уровнях.                                   

Информация о работе Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе