Анализ школы Маргарет Мид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 04:03, доклад

Описание работы

Маргарет Мид – знаменитый американский культуролог, антрополог, психолог и писатель. В основе научных публикаций Мид лежали ее собственные исследования, проведенные в разных культурах. В данном докладе рассмотрены ее суждения, касающиеся воспитания и обучения.

Файлы: 1 файл

Анализ школы Маргарет Мид.docx

— 25.32 Кб (Скачать файл)

Говорунова В., гр.404

 

 

Маргарет Мид – (1901-1978), знаменитый американский культуролог, антрополог, психолог и писатель. В основе научных публикаций Мид лежали ее собственные исследования, проведенные в разных культурах.

Основное внимание Мид уделяла проблемам социализации детей в разных культурах, причем объектом ее изучения были не современные, а традиционные общества, традиционная, замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В своих работах "Взросление на Самоа" (1928), "Как растут на Новой Гвинее" (1930), "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935) Мид исследовала особенности происхождения возрастных кризисов (прежде всего подросткового) в разных социальных условиях, развитие половой идентификации у детей, а также влияние дето-родительских отношений на интеллект и личностные качества ребенка.

В своей книге «Взросление на Самоа» Мид описывает процесс взросления девушек, как они из младенцев превращаются в нянек, учатся вести хозяйство, плести циновки, затем уходят из своих детских компаний и становятся активными членами большой семьи. Они стараются отложить свое замужество на более долгий срок. Девочки на Самоа проходят тот же процесс физиологического развития, что и американские. Однако их юность не является периодом эмоционального и интеллектуального дискомфорта, временем страданий.

Совершенно иначе взрослеют девочки у горных арапешей (Папуа–Новая Гвинея, острова Океании). Мальчик–арапеш выращивает свою жену. Помолвка у арапешей происходит между девочкой 7–8лет и мальчиком на 6–7 лет ее старше. О будущей жене заботится вся семья мальчика. При наступлении половой зрелости проводится специальная церемония, после которой считается, что девушка достигла брачного возраста. Теперь девушка и юноша могут гулять вместе, уединяться и сами решить, когда совершить свой брачный союз, подготовленный многими годами совместной жизни.

Несмотря на совершенно иные традиции взросления у горных арапешей, по сравнению с самоанцами, подростковый возраст не сопровождается потрясениями и конфликтами. В этих культурах годы отрочества могут быть описаны как плавный переход от беззаботного детства к замужеству, накладывающего на девушку определенные обязательства. Бесконфликтность подросткового возраста в рассмотренных культурах характерна и для мальчиков.

В XIX веке в западных странах было введено системное школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка. Это отодвинуло момент принятия им социальных ролей взрослого сообщества. Образовался период между биологической зрелостью и экономической самостоятельностью, характерной для взрослого человека. На стадии отрочества биологический, социальный, исторический и культурный факторы переплетаются особенно тесно, чем на других возрастных этапах. Поэтому отрочество следует анализировать, учитывая все эти факторы.

Мид установила, что большую роль в становлении ребенка как индивида играют обряды и церемонии. Те традиции и ритуалы, которым подвержен человек в раннем возрасте, определяют в нем представителя своей культуры, и их значимость невероятна.

Также ученым было доказано, что основы взаимоотношений культуры и индивида формируются в процессе взросления ребенка. На раннем этапе развития личность вступает в коммуникации с окружающей ее культурой. И в зависимости от того, как будет происходить эта коммуникация, ее результаты будут влиять на взаимоотношения культуры и взрослого человека.

Мид обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов:

  • постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших;
  • кофигуративной, где и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников;
  • префигуративной, в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Традиционная культура постфигуративна: она изменяется медленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики выступают не только руководителями и наставниками, но и носителями образцов жизни, примером для подражания. Отношения между поколениями не обязательно бесконфликтны. В некоторых постфигуративных обществах от каждого младшего поколения ждут мятежа против старших. Но захватив власть, новое поколение не меняет образ жизни общества и продолжает следовать усвоенным с детства поведенческим стандартам. Повторяющийся из поколения в поколение круговорот одних и тех же жизненных процессов и дел создает ощущение вневременности. Вся система постфигуративной культуры существует всегда "здесь и сейчас". Лишь небольшая часть норм культуры осознается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений - ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное существование постфигуративной культуры.

Кофигуративная культура – это культура, в которой преобладают модели поведения, задаваемые современниками. Она существует там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт прошлых поколений непригодным для организации жизни в изменившихся условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим приходится приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опыте вырабатывая другие, отличные от прежних стили жизни и способы деятельности. Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения. В кофигуративной ситуации формы поведения разных поколений становятся неидентичными, что порождает конфликты между поколениями. Эти конфликты особенно обостряются, когда воспитание детей в новых условиях не обеспечивает формирования того стиля жизни во взрослом возрасте, какого они, по мнению их отцов, должны придерживаться.

В кофигуративной культуре старшее поколение хоть и сохраняет ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является непогрешимым идеалом для младшего. В своей простейшей форме кофигуративная культура не нуждается в поколении дедов. Для нее характерна нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей, - в отличие от больших патриархальных семей, свойственных постфигуративной культуре. Важную роль играет внесемейное, школьное (и "уличное") воспитание и обучение. Молодые люди знают, что их родители живут не так, как жили деды, и что их собственная жизнь будет непохожа на жизнь отцов и матерей. Нередко дети видят наилучших и наиболее авторитетных наставников не в родителях, а в сверстниках или в тех, кто чуть постарше их. В кофигуративном обществе создаются условия для образования молодежной субкультуры, культуры "тинейджеров" (подростков).

Кофигуративная культура динамична, способна к быстрой перестройке своих норм и стандартов и соответствует потребностям общества, живущего в условиях социальных перемен и ускоренного научно-технического прогресса. В XX в. она заняла главенствующие позиции в индустриально развитых странах.

Однако темп развития современного общества, по мнению Мид, становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид предвидит возможность появления префигуративной культуры.

Префигуративная культура - это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их. "Дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов". Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.

Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, Мид показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье.


Информация о работе Анализ школы Маргарет Мид