Анализ системы государственной помощи семьям, имеющих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе государственной помощи семьям, имеющих детей.
Основными задачами данной курсовой работы является:
проанализировать государственную помощь семьям, имеющих детей
подобрать литературу, соответствующую теме исследования, и проанализировать её;
рассмотреть нормативные акты, в которых раскрываются положения, меры направленные на обеспечение семей;
провести анализ данных статистической отчетности по выполнению конкретных программ социальной поддержки семей с детьми на региональном уровне;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Глава: Правовое регулирование оказания государственной помощи, имеющих детей………………………………………………………………..5
2 Глава: Анализ проблем реализации прав семьям, имеющих детей на государственную помощь……………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Vvedenie.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Пособие на ребёнка до 3 лет как таковое является компенсационными выплатами, которые  выплачиваются матери, ухаживающей за ребёнком до трех лет не из средств ФСС, а работодателями. Доплаты со стороны работодателей в сумме больше 50 рублей носят сугубо добровольный характер и облагаются государственными налогами.

 

6. Единовременное пособие  при передаче ребенка на воспитание  в семью

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей имеет право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если:

  • родители неизвестны, умерли, объявлены умершими,
  • лишены родительских прав, ограничены в родительских правах,
  • признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными),
  • по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка,
  • отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
  • находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие  при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 12405,32 рублей (с учетом коэффициента индексации по состоянию на 01.01.12 г.).

Анализ проблем реализации прав семьям, имеющих детей на государственную помощь.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, по его  стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе  и предназначению она является союзником  общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Сложившаяся социокультурная ситуация в семье требует целенаправленного создания условий с целью поддержания молодежи в условиях трансформации современной российской семьи. С этой целью становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с семьей и молодежью. И имеет важное практическое значение, поскольку содействует оптимизации процесса воспитания молодежи, формированию у молодых людей ценностных ориентации соответствующих менталитету российского общества.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим  элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семья находится под  защитой государства. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция  государственной семейной политики, в которой одним из положений  устанавливается приоритет интересов детей при ее проведении. Введена усовершенствованная система социальных пособий семьям, имеющим детей. Интересы семей с детьми учитываются в пенсионном обеспечении, социальном страховании, при наступлении безработицы. Осуществляется адресная поддержка семей с детьми в рамках территориальных программ социальной защиты населения и специальных программ поддержки семьи и детей. Началось развитие системы социального обслуживания, в том числе предоставление консультативно-психологической помощи семье и детям, подготовка профессиональных кадров социальных работников и социальных педагогов.

Вместе с тем совместные усилия семьи и государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребенку  уровня жизни, необходимого для его  полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.

Отставание от темпов экономических  преобразований процесса формирования новой системы социальных гарантий, несовершенство механизмов их реализации усиливают социальную уязвимость семей и особенно детей.

Основная цель в области поддержки  семьи как естественной среды  развития детей - обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными  мерами право детей на жизнь в  семье, поддержку возможностей семьи  по воспитанию содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.

Это предполагает развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого  человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, а также дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка;

- совершенствовать систему государственных  социальных гарантий поддержки  уровня благосостояния семей  с детьми;

- содействовать семье в реализации ее воспитательной функции;

- сохранить семейную среду и  создать ее для детей, лишенных  попечения родителей.

Решение поставленных задач потребует  поэтапной реализации следующих  крупных мер:

- совершенствование систем оплаты  труда, налогообложения граждан с учетом иждивенческой нагрузки; поддержка усилий семьи в получении дополнительных доходов (от дополнительной занятости, личного подсобного хозяйства, сбережений и ценных бумаг и т.д.); экономическая, правовая и информационная поддержка становления и развития малого семейного бизнеса; предоставление различных видов кредитов семьям с детьми.

При безусловной приоритетности этих мер их решение возможно обеспечить поэтапно с наступлением финансовой стабилизации и началом экономического роста;

- предоставление пособия  на каждого ребенка на базовом  уровне, независимо от доходов  семьи; учет интересов детей  при развитии систем социального  и медицинского страхования, проведении  пенсионной реформы; формирование  адекватных новым социально-экономическим условиям гарантий алиментного обеспечения детей при разводе родителей; разработка и внедрение основных социальных нормативов обеспечения детей услугами систем образования, здравоохранения и культуры, обеспечение доступности предусмотренных гарантий, в том числе, предоставление семьям частичной компенсации расходов в связи с обучением детей, летним оздоровительным отдыхом, проездом детей к месту отдыха на время школьных каникул или на санаторно-курортное лечение и др.; создание системы прямой денежной и натуральной помощи бедным семьям с несовершеннолетним и детьми, дифференцированной в зависимости от условий жизни;

- обеспечение для взрослых  членов семьи возможностей рационального  сочетания экономической активности  и семейных обязанностей (поэтапное  распространение на мужчин в  перспективе права на льготные  режимы занятости в связи с  выполнением семейных обязанностей; разработка правового и экономического механизма обеспечения прав родителей на удобные для них режимы труда, создание условий более равномерного распределения семейных обязанностей между членами семьи, включая насыщение бытовой техникой, развитие сферы бытовых услуг); расширение и совершенствование различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей (издание соответствующей доступной литературы для родителей разработка и реализация программ подготовки молодежи к семейной жизни, в том числе через систему образования и здравоохранения); разработка современной концепции развития дошкольных учреждений и иных форм по обеспечению ухода и присмотра за детьми; поддержка сохранения и развития системы дошкольного воспитания, разнообразных ее форм, дополняющих семейное воспитание; развитие сети учреждений социального обслуживания для семей с несовершеннолетними детьми по различным вопросам воспитания и ухода за ребенком, оказанию социальной, психологической и педагогической помощи родителям и детям;

- разработка комплекса  мер по устранению причин, ведущих  к помещению детей на государственное  обеспечение (профилактическая работа  с родителями, ведущими асоциальный  образ жизни, профилактика отказов  от детей, прежде всего среди несовершеннолетних матерей и пр.); развитие новых форм и совершенствование процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, принимающих детей на воспитание;

- организационное обеспечение  политики поддержки семьи с  детьми путем проведения мониторинга  социально-экономического потенциала  семьи, положения детей в семьях  разного типа, в первую очередь  в семьях повышенного социального риска; разработка методологии и механизмов экспертизы, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти решений, с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи; расширение подготовки и переподготовки кадров социальных работников и иных специалистов (психологов, педагогов, юристов, врачей и др.) для работы с семьей.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей  вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся  в обществе негативных тенденций  потребовало от государства новых  подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

Российское семейное законодательство на современном этапе  характеризуется не только принятием нового Семейного Кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации, прямо или косвенно, говорится об институтах семейного права.

Мы рассматриваем семейную политику как составную часть социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций.

С помощью семейной политики и на основе фамилистической экспертизы в интересах семьи должны корректироваться принципиальные государственные решения. В конечном счете, практически все решения имеют семейный аспект, связаны с жизнедеятельностью семьи и оказывают на нее определенные воздействия. Учет семейного фактора является обязательным при планировании и оценке федеральных и региональных программ, прогнозировании развития страны. Реализовать эти задачи призвана фамилистическая экспертиза, рассматривающая состояние общества через призму состояния семьи.

Таким образом, благополучие семьи является приоритетным критерием  оценки общественных явлений, социальных преобразований, а семья должна выступать в качестве обязательного объекта государственной политики, федеральных и региональных программ. Это поставит проблемы семьи в центр общественного и государственного внимания, даст импульс для их решения, ресурсного обеспечения. Речь идет не о механическом перераспределении бюджета, а об органическом включении семейного аспекта в финансовую политику.

В Концепции государственной  семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

- Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

- Обеспечение условий  для совмещения трудовой деятельности  и семейных обязанностей с  личными интересами самого человека.

- Создание благоприятных  условий для рождения и воспитания  здоровых детей, охраны материнства  и детства.

В соответствии с основными  функциями семьи и сферами  ее жизнедеятельности выделяются следующие  направления государственной семейной политики:

- развитие законодательной  базы государственной семейной  политики;

- демографическая политика  в отношении семьи;

- экономическая политика  государства в отношении семьи  в условиях перехода к рыночным  отношениям;

- социокультурная политика  в отношении семьи;

- развитие социального  обслуживания семьи;

- государственная поддержка  семей, находящихся в особых  обстоятельствах;

- региональная семейная  политика;

- взаимодействие государства  и неправительственных организаций  - субъектов семейной политики;

- разработка механизмов  реализации социальной политики  в отношении семьи на среднесрочный  период.

Эти ключевые направления  социальной политики в отношении  семьи нуждаются в фундаментальном  научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

Информация о работе Анализ системы государственной помощи семьям, имеющих детей