Анализ сущности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: – дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки; – рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты; – выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины; – установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда  вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.

С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Отдельно можно поставить  вопрос о безработице, поскольку  вот уже больше года у нас в  стране, да и во всём мире продолжает нарастать финансовый кризис, от безработицы  не застрахован никто. Отсюда вытекают преступность, падение нравов, вседозволенность, это вызывает большую тревогу  и опасение, за себя, за судьбу родных и за дальнейшее процветание Родины.

Не у каждого есть силы бороться. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям.

Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами. В таких ситуациях  приходит на помощь «социальная работа», здесь могут поддержать человека в трудную минуту, как материально  – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставить на путь истинный».

Актуальность темы «сущность  социальной работы, её объект и предмет» сейчас весьма высока, и обусловлена  следующими обстоятельствами:

– во-первых, увеличением в современных условиях темпа социального движения помощи населению. Это связано с возрастанием таких слоёв общества, как инвалиды, пенсионеры, малоимущие, сироты и т.д.

– во-вторых, потребностью выявления проблем в социальной сфере.

Поэтому необходимо вначале  разобраться каков объект и предмет  социальной работы, не только как науки, но и как деятельности, и как  учебной дисциплины, чтобы впоследствии выявить проблемы, предотвратить  их усугубление и провести мероприятия  для стабилизации положения. Многие люди не знают, или имеют смутное  представление, что же такое «социальная  работа», кто такие эти социальные службы и работники, каковы их цели, кому они помогают, и вообще в  чем состоит их помощь?

Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является предметом социальной работы, и каков  её объект.

Объект исследования курсовой работы, это сущность самой социальной работы, её предмет и объект.

Целью курсовой работы является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с  точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и  решение следующих задач:

– дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки;

– рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты;

– выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины;

– установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;

– ответить на вопрос, что такое социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание и социальное обеспечение, выявить чем они различаются;

– дать характеристику объекта социальной работы, какие направления в нём возникают, и как можно их классифицировать;

– рассмотреть клиента как объект социальной работы;

– охарактеризовать семью с точки зрения объекта социальной работы;

– дать определение предмета социальной работы, установить, как может меняться предмет, в зависимости от того, рассматривается ли социальная работа как наука, как дисциплина или как деятельность.

 
 
 

1. Сущность социальной работы

1.1 Понятие социальной работы  как самостоятельной науки

 

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично  развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего  образования, – социальная работа. Становление социальной работы как  специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими  личностными потребностями, более  опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и  профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского  движения, по мере развития института  социальной работы неизбежно будут  возрастать как степень обученности  персонала, так и глубина специализации  ее учреждений.

Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью  оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни  общества в процессе совместного  удовлетворения потребностей, поддержания  жизнеобеспечения и деятельного  существования личности» [1, с. 69].

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как  самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как  любая наука, социальная работа имеет  свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения  социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Основу содержания любой  науки составляют базовые категории («несущие» понятия, которые и  определяют ее предмет), принципы и  закономерности.

Разработка научного категориального  аппарата является одной из приоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В систему  категорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организации  социальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными  клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.). Во-вторых, разные аспекты  организации профессиональной и  непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и  эмпирических исследований в этой области  система ее категорий будет обогащаться  и расширяться.

Междисциплинарные связи  в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются  через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается  на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а  также отличие от таких смежных  областей знания как социология, психология и т.д.

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся  с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием  и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими  системами и системой общества в  целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр  общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого  слова.

Представление о социальной работе как о системе имеет  концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как  системы избавляет организаторов  от одностороннего подхода, преувеличения  роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность  социальной работы.

Социальная работа – универсальный  социальный институт: ее носители оказывают  помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность  в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат  к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет  светский характер, являясь атрибутом  гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального  работника регулируется также государственным  законодательством.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку  социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать  как самостоятельную науку.

 

1.2 Социальная работа как практическая  деятельность

 

Социальная работа – это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля  должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

Термин «социальная работа»  тесно связан с функционированием  рыночной экономики, поскольку достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий  создавались и довольно успешно  действуют институты социальной поддержки людей. Профессия «социальный  работник» относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества. Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности.

В этой связи следует отметить ее различные аспекты.

1.Социальная работа –  деятельность, осуществляемая профессионально  подготовленными специалистами  и их добровольными помощниками,  направленная на оказание индивидуальной  помощи человеку, семье или группе  лиц, попавших в трудную для  них жизненную ситуацию, через  информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую  помощь, уход и обслуживание больных  и одиноких, педагогическую и  психологическую поддержку, ориентирующую  нуждающихся в помощи на собственную  активность по преодолению сложных  ситуаций и способствующих им  в этом.

2.Социальная работа –  профессиональная деятельность, направленная  на активизацию потенциала собственных  возможностей личности при решении  сложных жизненных проблем.

3.Социальная работа –  профессиональная деятельность, носящая  по преимуществу превентивный  характер.

4.Социальная работа –  профессиональная деятельность, направленная  в итоге на гармонизацию социальных  отношений в обществе [3, с. 324 – 325].

Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

К основным целям социальной работы можно отнести следующие:

– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

– адаптация или реадаптация людей в обществе;

– создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

– и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Любая социальная деятельность обладает такими компонентами, как  цель, средства, условия.

Целью социальной работы, как  деятельности, является оптимизация  механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения  разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут  выступать сферы социальной практики и в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и  т.д.; другим основанием могут служить  социально-психологические особенности  клиентов – молодежь, группы социального  риска, лица, склонные к суициду и  т.д.; третьим – характер проблем, встающих перед социальными работниками. Можно найти и другие основания. Во всех этих случаях будет происходить  конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции). Условия для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономические, социально-психологические  и этнонациональные.

Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы.

Информация о работе Анализ сущности социальной работы