Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие различных концепций, отображающих национальную культуру, традиции, специфику общественно-исторического развития, а также общих требований к модели анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
– рассмотрение понятия и форм, теоретических и исторических аспектов анимационной деятельности в социальной работе;
– характеристика состояния и перспектив развития анимационной деятельности в зарубежных странах;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анимационная деятельность в социальной работе: понятие и формы, теоретические и исторические аспекты…………………………………………7
1.1. Понятие и виды анимации……………………………………………...7
1.2. Теоретические и исторические аспекты, формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности..................11
Глава 2. Особенности и опыт анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран………………………………………………………..24
2.1. Опыт, состояние и перспективы развития анимационной деятельности в зарубежных странах……………………………………...24
2.2. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе…………………………………………...…..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран 2.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)


42

 

Министерство по образованию и науке РФ

Ульяновский государственный университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса,

группа СР-21 (з)

Мукминов Ильнур Раисович

Научный руководитель: к.п.н., доцент Белоусова Елена Васильевна

 

 

 

Ульяновск

2011

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анимационная деятельность в социальной работе: понятие и формы, теоретические и исторические аспекты…………………………………………7

1.1. Понятие и виды анимации……………………………………………...7

1.2. Теоретические и исторические аспекты, формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности..................11

Глава 2. Особенности и опыт анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран………………………………………………………..24

2.1. Опыт, состояние и перспективы развития анимационной деятельности в зарубежных странах……………………………………...24

2.2. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе…………………………………………...…..33

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что досуговая сфера, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, оказывает большое влияние на развитие личности. В условиях досуга происходит активный контакт формирующейся личности с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Тем самым создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.

В последние годы в сфере культурного досуга формируется новое направление – анимация. Технологии анимации  предполагают в качестве основных подходов в воспитании «оживление» и «одухотворение» отношений между людьми,  широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая тем самым личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные виды деятельности [8, с. 85].  Педагогическое значение этих подходов заключается в том, что они не просто формирует у субъекта деятельное  культурно-творческое отношение к своему свободному времени, но и наделяют его качествами профессионального организатора досуговых взаимодействий, имеющего серьезный арсенал средств духовно-культурного обогащения досуга других людей (Н.Н. Ярошенко [21, с. 36], И.И. Шульга [20, с. 134], И.И. Булыгина [2, с. 38], Е.М. Приезжева [16, с. 36], Л.В. Курило, Е.Б. Мамбеков [9, с. 7] и др).

Анимационную деятельность  следует рассматривать как сложную систему, структура (организация) которой  представляет собой процесс, протекающий в определенной области непрерывной культурно – творческой развивающейся среды. Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации и покрывает себя пятнами организации. Аниматор – «вдохновитель» является таким «пятном организации», носителем среды вдохновления, одухотворения. Анимационная деятельность – это "синергетическое приключение" человека, при котором в самом человеке обнаруживаются скрытые установки (структуры-аттракторы) на благоприятное и здоровое будущее, которое становится способом увидеть мир по-другому, активно встроиться в этот мир,  рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, перереконструировать проблемное поле [3, с. 38].

Основные современные направления анимационной деятельности представлены  рекреационной,  педагогической, социально – культурной и музейной анимацией [2, с. 48]. Педагогическая анимация направлена на организацию досуговой деятельности в школе и во время каникулярного отдыха через использование театрализованных, игровых,  тренинговых средств в обучении.  Ее основная цель - создание условий, при которых ребенок успешно развивается в сфере свободного времени, продвигаясь от отдыха и развлечений, предполагающих физическое и психоэмоциональное восстановление, к творчеству и социальной активности в указанной сфере, получая от этого удовольствие. В ее содержании можно выделить познавательную, ценностно – ориентированную, практически – преобразующую и творческую деятельность, которые реализуется через следующие формы анимационных программ [8, с. 87]:

– спортивно – оздоровительные, спортивно - развлекательные и спортивно-познавательные программы строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные и веселые конкурсы, состязания, спортивные праздники, спартакиады, подвижные игры, походы, пешеходные экскурсии, турслеты;

– творческо-трудовые программы помогают приобрести различные умения и навыки  в различных видах занятий, ремесел через аукционы поделок из природных материалов, конкурсы любительской фотографии, выставки песочной и ледяной скульптуры, фестивали авторских стихов и песен;

– культурно-познавательные и экскурсионные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям через посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов и различных видов экскурсий;

– конкурсно-игровые  и приключенческие программы состоят из разнообразных игр и конкурсов, объединенных общей темой и  прикосновении их участников с волнующим, необычным через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, ночных походах, тематических пикниках;

– зрелищно-развлекательные, танцевально-развлекательные и фольклорные  анимационные программы включают праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу-программы, концерты, дискотеки, танцевальные вечера.

Изучение основ анимационной деятельности является одним из эффективных путей развития педагогического творчества, позволяет понять сущность воспитательного взаимодействия, основанного на способности уважать и ценить другого человека, чужое мнение, готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Актуальность педагогической анимации определяется, в первую очередь, потребностью общества в квалифицированных специалистах педагогах - аниматорах, способных грамотно управлять свободным временем подрастающего поколения, во - вторых, слабой практической ориентированностью образовательного процесса на творческое взаимодействие педагогов с детьми и юношеством в сфере свободного времени, недостаточной подготовкой будущих педагогов к деятельности классного руководителя и использованию инновационных подходов к организации и проведению воспитательной работы.   Ее результатом будет реализация сущностных сил человека, конкретная программа формирования и развития личности в сфере свободного времени.

Объект данной работы – социальная работа зарубежных стран.

Предметом данной работы является анимационная деятельность как одно из направлений в социальной работе зарубежных стран.

Гипотеза данной работы – анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран включает в себя как различные концепции,  отображающие национальную культуру, традиции, специфику общественно-исторического развития, так и общие требования к модели анимационной деятельности.

Целью данной работы является раскрытие различных концепций,  отображающих национальную культуру, традиции, специфику общественно-исторического развития, а также общих требований к модели анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

– рассмотрение понятия и форм, теоретических и исторических аспектов анимационной деятельности в социальной работе;

– характеристика состояния и перспектив развития анимационной деятельности в зарубежных странах;

– раскрытие особенностей и опыта организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе.

Методы исследования данной работы включают в себя литературный обзор, метод анализа и синтеза, метод сравнения.

По структуре данная работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анимационная деятельность в социальной работе: понятие и формы, теоретические и исторические аспекты.

1.1. Понятие и виды анимации.

Понятие "анимация" имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин "анимация" появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству [7, с. 12].

Анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Анимация имеет характерные черты: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Для того чтобы в полной мере понять сущность анимационной деятельности, необходимо рассмотреть содержание, цели и задачи анимационного процесса, так как каждая анимационная услуга представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичностью, эмоциональностью, активностью, целеустремленностью и т. д.).

В ходе анимационного процесса аниматор помогает людям увидеть объекты действия, способствующие зрительному восприятию определенной заданной темы (первая задача); услышать необходимую информацию или, например, музыкальное сопровождение, дополняющее увиденное (вторая задача); попробовать сделать подобное самому (третья задача); ощутить сопричастность к происходящему процессу (четвертая задача); приобщиться к процессу, овладеть практическими навыками (пятая задача).

Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивный - простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов; репродуктивно-творческий - открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.

Исходя из всего сказанного выше, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение.

Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, мы можем выделить несколько видов анимации:

- анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;

- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;

- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;

- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Информация о работе Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран