Анкетирование и интервьюирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:11, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является разностороннее рассмотрение опросных методов «анкетирование» и «интервьюирование» как наиболее часто используемых в исследовательской практике для изучения особенностей социально-экономических и политических процессов. Задачи:
Изучить проблему использования опросных методов для исследования социально-экономических и политических процессов; Охарактеризовать опросные методы исследования «анкетирование» и «интервьюирование»; Рассмотреть требования к использованию опросных методов; Сделать выводы об особенностях и целесообразности использования рассмотренных опросных методов в ходе исследования социально-экономических и политических процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика опросных методов 5
2. Анкетирование как форма письменного опроса 8
3. Интервьюирование как форма устного опроса 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

реферат. Анкетирование и интервьюрирование 57%.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономические  и политические явления достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Появилась потребность в выявлении закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях.

Поэтому большую известность  сегодня имеют методы социологических  исследований, среди которых наиболее популярны  в использовании –  опросные методы. Однако возникают объективные проблемы, связанные, прежде всего, с недостаточной компетентностью лиц, проводящих такого рода исследования.

Кажущаяся простота опросных методов на самом деле таковой не является. Методика и организация исследований социально-экономических и политических процессов должны реализовываться на высоком уровне, иначе нельзя будет говорить о достоверности и значимости полученных результатов. Бесспорно, достоверность полученных выводов зависит от того, каким образом исследователь пришел к данным результатам, т. е. от использованного им метода. Методология – это дисциплина, изучающая технические, организационные и методические вопросы организации исследования, вопросы целесообразности и эффективности используемых методов, достоверности наблюдений.

Опросы проводятся исследователями весьма часто, и многие оценивают их как основной и едва ли не единый метод эмпирической диагностики. Такая оценка не верна, во-первых, потому, что в арсенале любой науки (экономики, социологии, политологии и др.) имеется множество иных методов, во-вторых, – этот  способ в последнее время широко используется в политологических, культурологических,  экономических, демографических,  психологических и иных исследованиях, с чем может быть связана их специфика.

Основной целью данной работы является разностороннее рассмотрение опросных методов «анкетирование» и «интервьюирование» как наиболее часто используемых в исследовательской практике для изучения особенностей социально-экономических и политических процессов.

Задачи:

    1. Изучить проблему использования опросных методов для исследования социально-экономических и политических процессов
    2. Охарактеризовать опросные методы исследования «анкетирование» и «интервьюирование»
    3. Рассмотреть требования к использованию опросных методов
    4. Сделать выводы об особенностях и целесообразности использования рассмотренных опросных методов в ходе исследования социально-экономических и политических процессов

По структуре реферат  состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. Общая характеристика опросных методов

 

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных и политических систем и процессов.

Областью применения социологических  методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

Социологические методы позволяют  более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы1.

Метод опроса как социологический метод – довольно распространенный в настоящее время в различных социологических, экономических и политических исследованиях2. Суть метода – в получении информации о субъективных или объективных фактах со слов (устных или письменных) опрашиваемых. Среди различных видов опроса наибольшее распространение имеют очный опрос (интервью), проводимый исследователем в форме «вопрос – ответ», и заочный опрос (анкетирование), который проводится с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Область применения опроса:

  • на начальных стадиях исследования;
  • для сбора предварительных сведений или пилотажного испытания какого-либо инструментария;
  • для уточнения, расширения и контроля данных;
  • как основной метод сбора эмпирической информации;

Главная цель опроса состоит в сборе описательной информации о мнениях людей, их отношении к социально-политическим и экономическим процессам и явлениям. Существуют особые техники и правила проведения опросов34, направленные на обеспечение достоверности и надежности  получаемой информации: конструирование вопросов и  композиции вопросника, проведение опроса, определение представительности выборки и мотивации участия в опросе5.

В литературе67 описываются рядовые ошибки, возникающие при некомпетентном конструировании вопросов. Чаще всего упоминается:

  • изъяны в составлении анкет (отсутствие порядка в ответах вследствие неудачного формулирования вопросов),
  • расплывчатость вопросов и их неопределенность,
  • неполное перечисление возможных альтернатив ответа,
  • нецелесообразная композиция анкеты,
  • неудовлетворительная   инструкция.

Таким образом, опросы должны удовлетворять следующим требованиям89:

  • перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу;
  • перед опросом необходимо разработать исследовательскую программу, четко определить объект и предмет, цель, задачи, категории анализа, сформулировать гипотезу, подобрать инструментарий исследования;
  • формулировки вопросов как способ фиксации категорий анализа необходимо тщательно продумать;
  • вопросы сформулированы с учетом лексических и грамматических нормативов;
  • количество вопросов согласуется  со здравым смыслом, не ведет к излишней психологической, интеллектуальной  перегрузке респондента;
  • система вопросов достаточна для получения того объема информации, который необходим для решения исследовательской задачи.

Учет следующих моментов поможет получить наиболее достоверные  ответы от респондента10:

  1. Респондент имеет представление о цели опроса.
  2. Респондент однозначно понимает суть, смысл каждого вопроса.
  3. Вопросы ставятся так, чтобы на них можно было дать аргументированный и точный ответ.
  4. Формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента, учитывается социальный статус, профессиональная принадлежность и т.п.
  5. Исследователь не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

Таким образом, разработка надежного и валидного опроса – это  важная задача, ведь на данные опроса могут повлиять искажения, вносимые неполным возвратом опросников и ожиданиями опрашивающих и опрашиваемых. Если отобранная группа не отображает популяцию, на которую нацелен опрос, то сделанные на основании опроса выводы могут быть неверными.11

Есть три основных способа сбора данных в ходе опроса. При проведении опросов для сбора данных используют непосредственные, персональные интервью, письменные анкеты, телефонные интервью или одновременно несколько методов. Далее мы рассмотрим такие виды опроса как анкетирование и интервьюирование.

 

  1. Анкетирование как форма письменного опроса

 

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы 12.

Основное преимущество анкетирования связано с возможностью охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Оно рационально в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно непродолжительное время, и/или когда респонденты должны тщательно подумать над собственными ответами, имея перед глазами напечатанный вопросник.

Анкеты  по содержательно-целевому признаку могут быть подразделены  на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники. Три последние группы опросников предназначены для получения  об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать  и личностные особенности респондентов.13

Так или иначе, анкетирование должно отвечать двум требованиям – репрезентативности и однородности выборки1415. Главная трудность применения данного метода – разработка оптимального перечня вопросов, включаемых в анкеты. Обычно этот метод используется в качестве вспомогательного метода исследования.16

Подготовка анкеты – ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются:

1) содержание вопросов,

2) их форма – открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»,

3) их формулировка (ясность,  без подсказки ответа и т.д.),

4) количество и порядок следования вопросов.

Разрабатывая содержание анкеты, надлежит избегать однообразия используемых форм вопросов, т.к. каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми1718. Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет», или выбрать один из представленных вариантов ответа19. Открытые вопросы  предпочитают закрытым, если необходимо максимально выявить нюансы мнений респондентов, но полученную с их помощью информацию сложно будет формализовать и обработать.

Следует учитывать и требования к структуре анкеты 202122:

Во вводной части анкеты описывается цель исследования, характер использования результатов, а также инструкция по заполнению анкеты.

Следует проанализировать вводную часть на предмет наличия и правильности обращения респонденту, краткости и четкости цели опроса, понятности инструкции, мотивационной ценности вводной части, наличия благодарности респонденту за ответы.

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к респондентам. Структура и последовательность вопросов в анкете  играть роль установки исследователя на установление коммуникации с респондентом: оживление интереса, получение доверия, подтверждение уверенности респондентов в своих личных возможностях.

В исследовательской  практике на анкетирование отводится не более 30 —40 мин. В дальнейшем наступает психологическая граница утомляемости, внимание к заполняемой анкете существенно снижается 23.

В социально-демографической части содержатся блоки вопросов о социальных  характеристиках респондентов – об объективном состоянии и статусе респондента. Она необходима для рассмотрения полученных данных, для оценивания представительности результатов, проведения сравнительных исследований и т.д. в соответствии с целью исследования.

Учет некоторых требований поможет получить достоверные и объективные данные от опрашиваемых. В анкету можно включать:

  • вопросы-«крючки», ставящиеся в целях поддержания интереса к заполнению анкеты;
  • вопросы-«фильтры», которые позволяют выделить какую-либо часть респондентов по некоторому признаку;
  • контрольные вопросы, проверяющие искренность мнений респондентов;
  • наводящие вопросы, которые помогают точнее понять смысл последующего (более существенного) вопроса;
  • дихотомические вопросы, которые предполагают два взаимоисключающих варианта ответа (типа «да – нет»);
  • такие вопросы, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
  • закрытые вопросы;
  • открытые вопросы;
  • полузакрытые.

Следует помнить, что  данные, полученные в результате анкетирования, всегда можно дополнить, повысить их надежность, проведя иную процедуру диагностики.

 

  1. Интервьюирование как форма устного опроса

 

Интервьюирование – широко распространенный в исследовательской практике эмпирический  метод изучения мнения человека о социально-политических и экономических процессах в общении с ним, в результате его ответов на поставленные вопросы. Интервью может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д. Кроме того, интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений и о других людях, событиях и т.д. В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оценка2425.

Информация о работе Анкетирование и интервьюирование