Анкетирование как метод сбора информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время метод опроса в целом, и анкетного опроса в частности, используется в социологическом исследовании настолько широко, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой этой науки. Точные знания, основанные на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, позволяют человеку узнать законы развития общества, способы оптимальных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и соответствующие реакции, и виды поведения. Все это, безусловно, придает исследованию по теме «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации» особую актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..............1
Глава i общая характеристика темы
1.1. Специфика и понятие метода анкетирования…………………………........2
1.2. Правила составления и проведения анкетного опроса…….………………7
1.3. Недостатки анкетного опроса…………………….. ………………………10
ГЛАВА II АПРОБАЦИЯ МЕТОДА «АНКЕТИРОВАНИЕ»
2.1. Введение в суть проблемной ситуации……...……………………………18
2.2. Постановка целей и задач………………………………………………….30
2.3. Анализ полученных данных ……………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУЗЬМИНОЙ. ПЕТИНА АА.docx

— 125.79 Кб (Скачать файл)

Также мы выяснили что является причиной курения студентов Дальрыбвтуза. Влияние компании 58%. Желание попробовать – 36% и  по примеру своих родителей последовали 6% опрошенных. В итоге, по нашим данным курит каждый четвёртый студент.

Более  половины  опрошенных  молодых  людей  не  удовлетворены своим  здоровьем,  но  не  стараются  вести здоровый  образ  жизни  из-за занятости,  отсутствие  желания,  лени,  отсутствия  средств  и  знаний  (что  не соответствует полученным данным).

Судя  по результатам анкетирования, большую роль в формировании здорового образа жизни играет домашнее воспитание. К сожалению, эта роль не всегда положительна, т.к. почти половина родителей курят

Таким образом, данные проведённого социологического исследования наглядно  демонстрируют  высокую степень  информированности  и сформированности  у  студентов  правильной  мотивации  к  здоровому  образу жизни, но низкий уровень ответственности за собственное здоровье. Результаты проведённого социологического исследования позволяют выявить  слабые  стороны  в  воспитательной  и  профилактической  работе университета по формированию здорового образа жизни и выделить приоритеты в её организации.  Социологическое исследование показало, что значительная часть  студенческой  аудитории  нуждается  в  продолжении  работы  по санитарному  просвещению  в  целях  создания  и  укрепления  мотивации  к здоровому  образу  жизни.  Очевидно,  что  просветительской  работой  должны быть  охвачены  и  родители  студентов.   Рутинно  проводимая  в  этом направлении работа не даст желаемого результата.

 

 

Заключение

 

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем - для посещающих клуб, потом - для непосещающих его и снова - для всех респондентов.

Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип - непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены ...чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова.

Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, - гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты.

Вступительные вопросы. (см. выше: контактные вопросы).

Основные вопросы.

Заключительные вопросы (см. выше: Чем закончить анкету?).

«Паспортичка». (Сведения о демографических данных опрашиваемого).

Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. – М.: «Добросвет», 2009. – 596 с.

  1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евельский, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

  1. Российская социологическая энциклопедия. од общ.ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. ., 2008. – 672 с.

4. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.

  1. Харчева В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.
  1. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А. Левада. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 290 с.

  1. Харчева, В.Г. Основы социологии / В.Г. Харчева. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 346 с.
  2. Фетисов, В.Я. Социальная  жизнь как предмет исследования социологии / В.Я. Фетисов // Социологические исследования. - 2007. - N 6. - C. 28-38.
  3. Социология: словарь-справочник / Отв. ред. А.Н. Данченко. – М.: Наука, 2003. – 359 с.
  1. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2006. – 350 с.

  1. Кончанин, Т.Л. Социология / Т.Л. Кончанин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 263 с.

  1. http://ecsocman.hse.ru/text/16206952/
  2. http://works.tarefer.ru/74/100355/index.html
  3. http://www.cessi.ru/index.php?id=47
  4. http://russlav.ru/tabak/kurenie_podrostkov.html
  5. http://www.neboleem.net/podrostkovoe-kurenie.php
  6. http://900igr.net/kartinki/obg/Kurenie-podrostkov/022-Prichiny-kurenija-u-podrostkov-E.html
  7. http://womanadvice.ru/vred-kureniya-dlya-podrostkov

 

 

 

Приложение

АНКЕТА

«ПРОБЛЕМЫ КУРЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

 

Уважаемый участник исследования!

Предлагаем Вам дать ответы на перечень вопросов, которые помогут более полно представить Ваш взгляд на проблему никотиновой зависимости среди молодежи.

Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала Ваш личный взгляд на данную проблему.

 Данное исследование  проводится студентами ИЭиУ.

 

Внимательно прочитайте вопросы и обведите  выбранный вариант ответа в кружок.

Анонимность гарантируется, все данные будут использоваться в общем

виде.

1. Известны ли  Вам правила (факторы) здорового  образа жизни?

1.1 Да 1.2 Нет

2. Можете ли Вы назвать свой образ жизни здоровым?

2.1 Да  2.2 Не совсем  2.3 Нет  2.4 Затрудняюсь ответить

3. Удовлетворены  ли Вы состоянием своего здоровья?

3.1 Да  3.2 Нет    3.3 Затрудняюсь ответить

4. Курите ли  Вы?

4.1 Да     4.2 Нет   4.3 Иногда

5. Сколько сигарет/папирос  в день Вы выкуриваете?

5.1 От 1 до 10   5.2 От 11до 20    5.3 Больше пачки  5.4 Не курю

6. Известно ли  Вам о вредных последствиях  курения?

6.1 Да 6.2 Нет

7. Вы хотели  бы бросить курить?

7.1 Да    7.2 Нет    7.3 Затрудняюсь ответить   7.4 Не курю

8. Курят ли Ваши  родители?

8.1 Папа курит каждый день  

8.2 Папа курит изредка

8.3 Мама курит каждый день 

8.4 Мама курит изредка

8.5 Постоянно курят оба  

8.6 Изредка курят оба

8.7 Папа бросил курить  

8.8 Мама бросила курить

8.9Другое____________________________________________________

9. Что может  помешать Вам вести здоровый  образ жизни?

9.1 Отсутствие знаний 

9.2 Отсутствие средств

9.3 Занятость 

9.4 Нет желания, лень

9.5 Не поймут друзья

9.6 Я стараюсь вести здоровый образ жизни

9.7 Затрудняюсь ответить

9.8 Другое __________________________________________________

10. Ваши знания  о здоровом образе жизни получены:

10.1 В школе       

10.2 Из СМИ, кинофильмов

10.3 От родителей    

10.4 Из собственного опыта

10.5 От медицинских работников

10.6 Из проводимых лекций, бесед

10.7 Всё вышеперечисленное      

10.8 Другое_____________________________________

11. Для чего  бы Вы стали вести здоровый  образ жизни?

11.1 Чтобы не беспокоили болезни

11.2 Чтобы жить долго

11.3 Чтобы выглядеть красиво

11.4 Чтобы быть успешным и всего добиться в жизни

11.5 Быть здоровым модно

11.6 Чтобы иметь способность к созданию семьи

11.7 Затрудняюсь ответить

11.8 Другое ___________________________________________

12. Как вы считаете, что оказало на вас большее  влияние, когда вы начали круить?

12.1 Компания с детства

12.2 Желание попробовать

12.3 Родители

12.4 Другое ___________________________________________

13. Укажите Ваш  возраст ________________лет

14. Пол:   16.1 Мужской      16.2 Женский

Здоровье человека – это главная ценность жизни. Сохраните его

смолоду!

 

1 Андреева И.Н. Социологическая наука и современность //Социс. – 2003. – № 2. – 28с.

2 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 98 с.

3 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учеб. /Под ред. Д.Г. Лошакова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 97 с.

4 Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.В. Чуланова. - Ростов н /Д.: Феникс, 2000. - 84 с.

5 Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. – 63 с.

6 Камышев Э.Н. Социология: Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2001. - 45 с.

7 Борисова Е.В. Формирование и математическая обработка данных в социологии. Тверь: ТГТУ, 2006. - 8-9с.

 

 


Информация о работе Анкетирование как метод сбора информации