Анкетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:06, лекция

Описание работы

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.
Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях:
• большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;
• необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.

Файлы: 1 файл

анкетирование.docx

— 28.04 Кб (Скачать файл)

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Наиболее эффективно применение данной формы опроса в  случаях:

• большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;

• необходимости  продуманных ответов, которая достигается  наличием отпечатанного вопросника перед глазами.

 

Процесс анкетирования осуществляется следующим  образом:

• респондент получает специальным образом (по почте или  непосредственно от анкетера) анкету;

• изучает инструкции по ее заполнению;

• читает и заполняет  ее.

 

Анкета может  заполняться как в присутствии  анкетера, так и без него.

Различают следующую  классификацию анкетирования:

• по степени контакта исследователя с респондентом:

• прессовые анкеты – анкеты, которые печатаются в  журналах и газетах;

• почтовые анкеты – анкеты, рассылаемые по почте;

• раздаточные анкеты – исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;

• месту проведения анкетирования;

• месту жительства;

• месту учебы  или работы;

• в зависимости  от масштаба анкетирования:

• сплошное анкетирование  – анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;

• выборочное анкетирование  – анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая  называется выборкой.

 

При таком виде анкетирования  может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать  данным, которые были бы получены в  результате изучения генеральной совокупности.

Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно  классифицировать следующим образом:

• по содержанию:

• о фактах сознания – вопросы, в основе которых лежит  цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

• фактах поведения  – вопросы, задаваемые для обнаружения  поступков, действий и результатов  деятельности респондентов;

• личности респондента  – вопросы, задаваемые с целью  получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);

• форме.

• открытые – вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это  позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему  его вопросу. Отвечая на такие  вопросы, респонденты выделяют то, что  волнует их больше, и проявляют  свой образ мысли. Но данные вопросы  имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане  и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования  открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и  обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется  произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;

• закрытые – вопросы, включающие варианты ответов. Респонденту  требуется выбрать один из вариантов  предложенных ответов. Это позволяет  исследователю сопоставлять полученные данные в равных условиях. При построении закрытых вопросов исследователю главное  предусмотреть все возможные  варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место  следует поставить наименее вероятные  варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен  к экономии времени, а усвоение длинных  версий ответов требует больше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов  обусловливают неясность ситуации, что ведет к раздражению респондентов.

Количество вариантов  ответов не должно быть большим, так  как в процессе продвижения респондента  к концу версий ответов наблюдается  усталость респондента и инертность в его ответах;

• полузакрытые –  вопросы, к которым наряду с определенными  вариантами ответов предполагают возможность  респонденту сообщить свое мнение;

• прямые – вопросы, которые вызывают у респондента  критическое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Респонденты, как правило, не отвечают на такие  вопросы или дают недостоверную  информацию;

• косвенные –  вопросы, для ответа на которые респонденту  предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

• выполняемой вопросами  функции:

• основные – на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

• неосновные –  вопросы, которые не относятся к  объекту исследования.

 

Задаются с целью  налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации  участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследования, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, проверки искренности ответов.

Анкета состоит  из следующих разделов:

• введение, в котором  указываются в основном организаторские  вопросы:

• оговариваются  цели проведения данной анкеты, кто  проводит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

• гарантируется  анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

• предоставляется  инструкция по заполнению анкеты;

• выражается благодарность  за заполнение анкеты;

• содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого  исследования. Он составляется в зависимости  от вида анкеты, видов вопросов, порядка  их размещения, места проведения анкетирования.

 

Раздаточные анкеты рекомендуется составлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая  на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности  при заполнении. Почтовые и прессовые  анкеты можно сделать длиннее, так  как у респондентов имеется больше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого  исследования.

Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения анкеты, составляет 20-30 минут. При нарушении  этого временного порога снижается  внимание к анкете и наступает  утомляемость респондентов;

• заключение («паспортичка»), которое состоит из социально-демографических  вопросов. Данный раздел необходим  для проверки надежности собранной  информации, анализа полученных данных и т. д. Он включает в себя вопросы  о личности респондента:

• пол;

• возраст;

• образование;

• место работы и стаж;

• место жительства;

• семейное положение  и др.

 

Анкетирование имеет  следующие достоинства:

• анкетирование  позволяет собрать необходимую  информацию за короткое время;

• информация об исследуемом  объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

• полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;

• для проведения анкетирования респондентам необязательно  быть высококвалифицированными специалистами;

 

Определяя порядок вопросов основной части, следует учесть ряд  рекомендаций:

1.  Последовательность вопросов должна соответствовать логике респондента. Порядок вопросов должен облегчать процесс общения.

2.  Не допускается влияние одних вопросов на другие. Респондент, опасаясь показаться непоследовательным, может отвечать на данный вопрос под влиянием ответа на предшествующий.

3.  Необходимо постепенно подготавливать респондента к ответам на основные вопросы, которые задаются в середине анкеты. К этому моменту респондент психологически подготовлен к ответу на них и еще не утомлен процедурой опроса.

4.  Не следует задавать вопросы на осведомленность после вопросов, в которых содержалась информация по данной теме.

5.  Вопросы личного характера следует задавать в конце основной части; в этом случае отказ респондента отвечать на данные вопросы не повлияет на заполнение анкеты в целом.

Приведенные из «Социологического  словаря» рекомендации в большей  степени относятся к длительным интервью; в случаях же, когда  задачи опроса описываются с помощью  нескольких вопросов, задача исследователя  существенно облегчается.

Информация из раздела «паспортички»  служит для анализа полученных ответов  по сегментам рынка. Ответы этой части  позволяют идентифицировать пол, возраст, семейное положение и т. д.

Довольно часто респонденты  неохотно отвечают на вопросы раздела  «паспортички», поэтому лучше не начинать с вопросов такого рода. По той же причине в разделе идентификации  личности последними задаются вопросы  о личных доходах. Если к опросу надо привлечь лиц с совершенно определенными  характеристиками, то допускается размещение ряда демографических и статусных  вопросов в начале основной части  анкеты. Излишне детальная «паспортичка»  может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому  в нее включаются только необходимые  вопросы.

В завершение опроса респонденту обычно предлагается высказать в свободной  форме свое отношение к теме опроса и выражается благодарность за участие.

Довольно часто в структуре  анкеты выделяется часть вопросов контролирующего  характера (детектор), призванных проверить  правильность и искренность ответов  респондентов. Вопросы этой части  «рассеиваются» между другими вопросами, не представляя целостного блока. Необходимо, чтобы контрольные вопросы не находились рядом с теми вопросами, для проверки которых они сформулированы.

Контроль составления анкеты заключается  в проверке формулировки всех вопросов и композиции рабочего документа  в целом.

К формулировке вопросов предъявляется  ряд общих требований   (рис. 15):

•   Вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. С этих позиций должно обосновываться включение каждого вопроса в анкету. Пример неудачного решения: при исследованиях вкусовых предпочтений потребителей масла сливочного включить в анкету вопрос: «Часто ли Вы посещаете цирк?»

•   Формулировка вопроса должна обеспечить возможность точного ответа на него. Пример неверной постановки вопроса: «Как обычно Вы добираетесь до работы?» (Респондент может ответить «быстро», «автобусом», «по центральным улицам» и т. д., не догадавшись, чем конкретно интересовался исследователь.) Поэтому, если исследователя интересовал вид транспорта, то вопрос следовало бы сформулировать таким образом: «Какими видами транспорта Вы пользуетесь, добираясь до работы?»

•   Вопрос должен использовать язык среды, в которой проводятся исследования. Пример неверной формулировки вопроса при исследованиях в среде школьников: «Расставьте в порядке убывания привлекательности для Вас следующие виды занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги». (Респондент-школьник может не знать более характерные для высших учебных заведений формы занятий).

•   В закрытых вопросах необходимо предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени. Пример неверной формулировки вопроса и ответов: «Какой, на Ваш взгляд, должна быть консистенция нового йогурта?» Варианты ответа: «жидкой, полужидкой, твердой, газообразной».

•   Постановка закрытого вопроса должна давать возможность выбрать хотя бы один предлагаемый вариант ответа. Пример неверной формулировки вопроса: «Вы предпочитаете минеральную воду в стеклянной или полипропиленовой таре?» и ответов: «Да, нет».

•   Последовательность предлагаемых вариантов ответа влияет на их выбор респондентом. Как правило, варианты, стоящие в начале предлагаемого списка, более «популярны», чем те, что находятся в середине и в конце. Поэтому одной половине респондентов следует предлагать одну последовательность возможных ответов, а другой – обратную, т. е. должно быть два варианта анкеты.

•   Вопросы должны задаваться нейтрально; не допускается, чтобы в формулировке вопроса просматривалось отношение исследователей к предмету опроса. Пример неверной формулировки: «Считаете ли Вы, что яркие тона более подходят для оформления детской комнаты?»

•   Вопросы не должны быть множественными, т.е. не должны содержать в себе несколько вопросов. Например, вопрос: «Согласны ли Вы, что в нашем кафе быстро обслуживают и предоставляют широкий выбор блюд?» разделяется на два вопроса. Первый – о быстроте обслуживания, второй – о выборе блюд.

Перед запуском исследования формулировка каждого вопроса анкеты проверяется  на точность, корректность и уместность. В частности, выясняется:

1.  Все ли варианты ответов присутствуют, следует ли добавить варианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие возможность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам – позицию «другое» (может быть, со свободной строкой).

Информация о работе Анкетирование